Россия. Панорама центральной части Санкт-Петербурга. Aerial panorama of Saint Petersburg, Russia

Россия. Панорама центра Санкт-Петербурга. Aerial panorama of the Neva River, Winter Palace, Admiralty, the city center of St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Зимнего дворца. Winter Palace - Hermitage in Saint Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Зимний дворец. The Winter Palace. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Мраморный дворец. Monument to Alexander III in front of the Marble Palace, Saint Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Михайловский (Инженерный) замок. Mikhailovsky (Engineering) Castle in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Таврический дворец. Tauride Palace in St.Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Дворец Юсуповых на Мойке. Facade of Yusupov Palace. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Дворец Юсуповых на Садовой. St. Petersburg. Yusupov Palace on Sadovaya street

Россия. Санкт-Петербург. Елагин дворец. Yelagin palace. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Мариинский дворец. Mariinsky Palace. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Зимний дворец. Winter palace. Hermitage. Palace embankment

Назад Вперед

Дворцы Санкт-Петербурга (Palaces of St. Petersburg)


Один из красивейших городов мира – Санкт-Петербург, основанный Петром I в 1703 году, стал первым европейским городом на русской земле.

Лучшие европейские архитекторы и строители, художники и дизайнеры, скульпторы и создатели парковых ансамблей создали уникальные архитектурные панорамы набережных и площадей столицы Российской империи, получившие широкую известность и поражающие художественным совершенством и многогранностью композиционных решений.


Уникальность архитектурного облика Санкт-Петербурга в значительной мере определяется многочисленными дворцами и дворцово- парковыми ансамблями, возведенными на протяжении XVIII – XIX веков, когда город был столицей России.

Именно дворцы, большинство из которых находится в центре Петербурга, играли решающую роль в формировании парадного фасада города, придавая неповторимый облик его улицам, площадям и набережным.


Среди архитектурных сооружений, предназначенных для проживания царской семьи и аристократического окружения есть и пышные императорские резиденции, и частные усадьбы влиятельных родов, ныне превращенные в музеи или отданные государственным и научным учреждениям.

Здесь короновали царей и плели интриги, награждали лучших и обрекали на смерть неугодных, принимали исторические решения и совершали роковые ошибки...


Дворцы Петербурга — живые свидетели былого величия августейших династий!

Среди нескольких десятков дворцов первенствует грандиозный Зимний дворец, ставший доминантой ансамбля Дворцовой набережной.

До начала XX века Зимний дворец служил главной царской резиденцией.

В блестящем ансамбле дворцовых зданий он занимает ведущее положение.


Кроме самого Зимнего дворца в этот ансамбль входят последовательно пристроенные к дворцу Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Эрмитажный театр и Новый Эрмитаж.

Первый Зимний дворец был построен в 1732 - 1735 годах в архитектурном стиле петровского барокко, здание нынешнего Зимнего дворца, возведенное по проекту Ф.Б- Растрелли в 1754 - 1762 годах на месте предыдущего является типичным представителем зрелого русского барокко с богато разработанной пластикой фасадов, насыщенных архитектурно-скульптурным декором.


Первые дворцы Петербурга появились значительно раньше – при Петре I, правда до настоящего времени “дожили” лишь дворец Петра I в Летнем саду и Меншиковский дворец на Васильевском острове.

Летний дворец для Петра I, в котором император жил с весны до глубокой осени, был построен в 1710 – 1714 годах предположительно по проекту Доменико Трезини.


По сравнению с построенным одновременно Меншиковским дворцом дворец Петра I в Летнем саду выглядит очень скромно, напоминая своим видом бюргерский голландский домик.

Меншиковский дворец, возводившийся с 1710 по 1720-ые годы для ближайшего сподвижника Петра I светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова, назначенного петербургским генерал-губернатором, выполнял функции жилого дома и официальной резиденции, где решались важные государственные вопросы и устраивались торжественные дипломатические приемы.


Летний дворец Петра I и Меншиковский дворец – ярчайшие представители стиля петровского барокко, которому присущи строгие уравновешенные композиции, окраска зданий в два цвета, обработки фасадов вертикальными белыми тягами в виде лопаток или пилястр, сдержанное по сравнению с европейским барокко применение декора, мелкая расстекловка окон и встречающаяся иногда кровля с изломами наподобие мансардной.


Во времена правления дочери Петра I – Елизаветы Петровны стиль барокко в петербургской архитектуре достиг наивысшего расцвета.

Самым заметным архитектором елизаветинского барокко по праву считают Бартоломео Франческо Растрелли, среди шедевров которого помимо Зимнего дворца были дворцы царских придворных графов Воронцова и Строганова.

Воронцовский дворец, построенный в 1749 – 1757 годах, стал классическим образцом городской усадьбы елизаветинского времени.


Дворец получился не только красивым, роскошным, но и большим. Только в главном здании было 50 больших парадных залов и других помещений. Все это требовало денег, и денег немалых.

Однако Строгановский дворец, возведенный в 1752 – 1754 годах для графа С.Г. Строганова превзошел его своими размерами и отделкой.

Все здание отличают строгость композиции и выдержанность стиля.

Особенно эффектным получился главный фасад, обращенный к Невскому проспекту.


Его центральный ризалит выделен парными приставными колоннами, опирающимися на рустованные постаменты и поддерживающими разорванный лучковый фронтон с гербом Строганова.

Впечатление парадности усиливает скульптурная декорация с кариатидами и картушами, обрамляющая окна.

Среди первых дворцов города, возведенных в стиле высокого барокко, был Аничков дворец, строительство которого началось в 1741 году по проекту архитектора М.Г. Земцова на правом берегу Фонтанки, у Невской перспективы.


В 1776 - 1778 годах дворец был переделан архитектором И. Е. Старовым в стиле классицизма, поэтому характерная для барокко разноэтажность постройки была уничтожена, лепнина исчезла, гавань засыпана.

В результате дворец стал более строгим, но и монотонным.

Почетное место в ряду дворцовых ансамблей в стиле зрелого барокко занимают дворцы Шувалова и Шереметева, построенные по проектам современника Растрелли архитектора С.И. Чевакинского.

Шереметевский дворец, часто называемый Фонтанным домом - один из дворцов графов Шереметевых в Петербурге, получивший своё название по реке Фонтанке, на берегу которой он стоит.


Двухэтажное здание в стиле елезаветинского барокко строилось поэтапно с 1730 по 1750 годы.

Центр главного фасада выделен пилястрами и мезонином, завершённым лучковым фронтоном. В поле фронтона помещён картуш с гербом Шереметевых.

Боковые крылья здания завершены слегка выступающими ризалитами, украшенными пилястрами и увенчанными треугольными фронтонами.

В 1770-х годах началось строительство современного здания дворца по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота для графа Андрея Петровича Шувалова.


Вид дворца существенно отличался от современного: в боковых ризалитах было лишь по два этажа, со стороны Мойки находилась въездная арка, ведущая во двор; главный вход во дворец был со двора.

В не изменённом виде с тех времён сохранились триумфальные ворота -- арка (со стороны улицы Декабристов) и ограда семиметровой высоты с классической колоннадой.

В 1789 году после смерти Шувалова дом перешёл к его дочери Александре и сыну Павлу.

В 1830 году дворец был приобретён Борисом Николаевичем Юсуповым. С тех пор до 1917 года дворцом владели пять поколений князей Юсуповых. Дворец стал известен как дворец Юсуповых на Мойке, хотя и был только одним из 57 дворцов в России, которые им принадлежали.


Для елизаветинского барокко, в отличие от петровского, характерно обилие характерных деталей; вертикальные белые тяги в виде лопаток или пилястр уступают место приставленным к стенам колоннам, служащим здесь элементами пластического декора; стены прорезаются высокими и широкими окнами, а свободные части простенков заполняются вычурного рисунка наличниками, скомпонованными вместе с барельефами.

В 1760 – 1770 годах зрелое барокко постепенно уступает место стилю раннего классицизма, основоположником которого в русской архитектуре является архитектор Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот, автор Малого Эрмитажа.

Еще один шедевр раннего классицизма – Мраморный дворец, созданный гениальным современником Деламота архитектором А.Ринальди в 1768 – 1785 годах.


Мраморный дворец строился по повелению императрицы Екатерины II для графа Г.Г. Орлова на Дворцовой набережной рядом с Марсовым полем.

Свое название дворец получил в связи с тем, что наряду с гранитом в отделке его фасадов, а также интерьеров использовался мрамор различных цветов и оттенков.

Трехэтажный дворец возведен в стиле раннего классицизма с еще не вышедшими из моды элементами барокко. Это щедрое декорирование, наличие барельефов, аллегорических фигур.


Классицизм, имеющий в своей основе творения древнегреческого и древнеримского искусства, в дворцовой архитектуре отличается строгой симметрией, рациональным композиционным построением, монументальностью форм, использованием колонн как конструктивных элементов, не связанных, в отличие от барокко, со стеной, которые нередко выступают как формообразующие элементы.

Широкое распространение получают портики, колоннады и лоджии.

Следующие два десятилетия до начала XIX века называются периодом строгого классицизма, связанного с продолжительным временем правления императрицы Екатерины II.

Ведущий архитектор того времени Джакомо Кваренги сооружает Эрмитажный театр и перестраивает в 1790 году Юсуповский дворец на Фонтанке.


Прославленный архитектор сохранил основные объемные членения здания (повышенный центр и более низкие крылья), но полностью сменил в духе времени декоративное решение фасадов и интерьеров, получивших в результате классицистическое оформление.

К шедеврам архитектуры строгого классицизма относится также Таврический дворец, построенный в период с 1783 по 1789 год по проекту архитектора И. Е. Старова.


В глубине парадного двора, отделённого от улицы невысокой оградой, расположен центральный двухэтажный корпус с шестиколонным портиком, увенчанный плоским куполом на невысоком барабане; гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов.


Главный корпус объединён одноэтажными галереями с боковыми двухэтажными корпусами, ограничивающими широкий парадный двор.

В рамках строгого классицизма в дворцовой архитектуре Санкт-Петербурга получает дальнейшее развитие романтизм, самым выдающимся образцом которого считается Михайловский (инженерный) замок, на рубеже XVIII - XIX веков построенный как замок на воде по заказу императора Павла I и ставший местом его смерти.


Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы “замками”; второе имя – “инженерный” произошло от находившегося там с 1819 года Главного инженерного училища.

Единственный известный случай в истории русского зодчества, когда светское архитектурное сооружение было названо не в честь владельца, по названию территории или предназначения, а в честь святого.


Строгий классицизм проложил дорогу высокому классицизму, называемому в России русским ампиром. Эта завершающая стадия развития русского классицизма охватывает первую треть XIX века и связана с выдающимися достижениями в строительстве дворцовых ансамблей.

Ведущее положение в этот период истории занимает архитектор Карл Росси.

Ярким представителем стиля высокого классицизма можно назвать Елагин дворец - летний императорский дворец на Елагине острове.


В начале XIX века остров был выкуплен Александром I для своей матери императрицы Марии Фёдоровны, которой было уже тяжело ездить в царские загородные резиденции Павловска и Гатчины.

Перестроить Елагин дворец было поручено знаменитому зодчему К. Росси.

Архитектор возвел на острове сразу несколько зданий: кроме увенчанного куполом трехэтажного дворца, там было выстроено три дополнительных павильона, а также Кухонный и Конюшенный корпуса.


В начале 1840-ых годов на смену классицизму, исчерпавшему свои возможности на канонизированных приемах и ограниченном наборе изобразительных средств, приходит эклектичный стиль, предлагавший использование разнообразных приемов всевозможных архитектурных стилей предшествующих эпох.

В это время широкую известность приобрел архитектор А.И. Штакеншнейдер, создавший Мариининский дворец на Исаакиевской площади.


Мариинский дворец, построенный в 1839-1844 годы, стал его первым по-настоящему большим творением. Название дворцу дано по имени великой княгини Марии Николаевны, которая в то время вышла замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского.

Архитектура здания соединяет несколько стилей, что характерно для эклектики, однако некоторые специалисты останавливаются на неоклассицизме или неоренессансе.


Архитектором А. И. Штакеншнейдером в 1847 - 1848 годах был перестроен дворец Белосельских-Белозерских, приобретя современный вид.

Здание после перестройки в стиле нового барокко стало напоминать растреллиевские дворцы. Штакеншнейдер выполнил проект по заказу князя Э. А. Белосельского-Белозерского.


В рамках этой работы были не только полностью перестроены корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, но и возведены новые флигеля во дворе дома.

Заново был создан не только внешний облик, но также и внутренняя отделка здания. Существует мнение, что прототипом здания послужил Строгановский дворец, выстроенный по проекту архитектора Бартоломео Растрелли.


В отделке фасадов дворца широко использованы художественные приёмы русского барокко XVIII века.

К памятникам архитектуры периода эклектики принадлежит дворец Нарышкиных-Шуваловых в его нынешнем виде, хотя в его основе сооруженный в эпоху классицизма особняк.


Шуваловский дворец был построен в несколько этапов. Левая часть здания возведена в 1780-х годах Воронцовыми по проекту неизвестного архитектора.

Флигель справа от старого дома пристроен в 1821 - 1822 годах новым владельцем участка Д. Л. Нарышкиным. В 1844 - 1849 годах обе части здания были объединены единым фасадом.


Эклектика господствует в дворцовой архитектуре во второй половине XIX века и постепенно прекращает свое существование к началу XX столетия вместе с дворцовым строительством.

29Пальм
Россия. Панорама центра Санкт-Петербурга. Aerial panorama of Saint Petersburg, the Hermitage museum, Winter Palace, Palace Square. Фото VladimirDrozdin - Deposit Россия. Панорама центра Санкт-Петербурга. Aerial panorama of Saint Petersburg, the Hermitage museum, Winter Palace, Palace Square. Фото VladimirDrozdin - Deposit
Просмотры 255016
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 15.08.2020 03:54)








Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ