Россия. Санкт-Петербург. Пантелеймоновский мост. Embankment of Fontanka River, Panteleimonovsky Bridge, St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Пантелеймоновский мост через Фонтанку. Panteleymonovsky bridge across the Fontanka river in St. Petersburg

Россия. Санкт-Петербург. Пантелеймоновский мост. Panorama of the Panteleimon Bridge over the Fontanka River in St. Petersburg in the early autumn morning

Назад Вперед

Пантелеймоновский мост (Panteleymonovsky Bridge)


Пантелеймоновский мост на Фонтанке имеет богатую историю. Он появился тогда, когда начал складывать исторический, парадный центр Санкт-Петербурга. Одним из его первых элементов стал Летний сад с каналами, прудами и, конечно, фонтанами.

Именно для снабжения водой фонтанов Летнего сада уже в середине 1720-х годов построили акведук, одновременно выполняющий функции моста. Раньше через Фонтанку переправлялись на лодках.


Деревянный мост-акведук, созданный по проекту Хармана ван Болеса, существовал до 1748 года. Формирование центральной части Петербурга продолжалось, и новая историческая эпоха требовала еще больше яркости, нарядности и парадности.

Здесь создавались императорские резиденции, строились дворцы, прокладывались новые магистрали.


Архитектор Б.Ф. Растрелли заменил старый акведук новым барочным сооружением с пышной резной лепниной. Он существовал почти 30 лет, пока наводнение 1777 года не уничтожило фонтаны Летнего сада, которые не стали восстанавливать. Акведук оказался ненужным и его разобрали.

Необходимость нового моста через Фонтанку возникла в ходе обустройства территории, прилегающей к Михайловскому замку. Кратчайший путь для связи Литейного проспекта с Летним садом, Марсовым полем и далее с парадными набережными Невы лежал через Пантелеймоновскую улицу, которая пересекалась с Фонтанкой.


В 1823 году появилось указание императора Александра I о строительстве моста у Летнего сада. Было решено построить цепной мост по проекту В.К. Третера. Новый мост назвали Пантелеймоновским по находящейся рядом церкви святого Пантелеимона.


Строительство моста завершилось быстро. Уже осенью 1823 года возвели береговые устои, а в ноябре 1824 года началось движение по мосту. По данным наблюдений, которые велись в течение двух месяцев, по нему каждый день проходило до восьми тысяч человек и проезжало почти тысяча экипажей.


Все металлические конструкции были заказаны на Петербургском чугунолитейном заводе Берда. Детали моста проходили испытания на разрыв, особенно тщательно проверяли подвесные цепи. Первые варианты были забракованы.

Последующие испытание выдержали звенья, состоящие из четырех скованных вместе прутьев. Они выдержали на разрыв нагрузку в 24 тонны. Рабочие завода собрали на месте готовые части моста всего за 18 дней.


Пантелеймоновский мост считается выдающимся техническим и культурным памятником своего времени. Это был первый в России подвесной мост, по которому было можно ездить на экипажах.

Чугунные порталы моста стояли на береговых устоях, через них были перекинуты пять рядов парных цепей. Слегка изогнутое полотно моста крепилось к цепям посредством прутьев.


Несущие цепи были оригинально распределены по мосту. Одна шла по центру, играя роль разделительной полосы для транспорта. Оставшиеся четыре, собранные попарно, ограничивали тротуары с обеих сторон моста.

Мост строился, говоря современным языком, с учетом экологической составляющей. Он находился в створе Пантелеймоновской улицы, поэтому получалось, что противоположный край упирался Летний сад, где пришлось бы срубить около ста деревьев.


Чтобы избежать этого, береговые устои с обеих сторон выдвинули в Фонтанку на 16 метров и дополнительно въезд на мост у Летнего сада отнесли на два с лишним метра.

Самыми декорированными элементами моста были опоры. Его порталы имели высоту шесть метров, их венчали характерные для архитектуры Древнего Египта антаблементы. В таком же стиле были щедро украшены ярким позолоченным орнаментом фриз и карнизы.


Элементы русского стиля были представлены позолоченными розетками, скрывающими соединения цепных звеньев. Фонари и перильные ограждения были выполнены в стиле ближайших петербургских мостов.

Серьезной проблемой Пантелеймоновского моста было его раскачивание, которое усиливалось, когда по нему проезжали сразу несколько грузовых извозчиков.


В 1862 году в ходе ремонта были заменены подвесные элементы и балки. Тем не менее, к началу ХХ века, когда увеличилось движение, по мосту пошли автомобили, его пропускная способность оказалась недостаточной.

Стали появляться предложения передвинуть мост вниз по Фонтанке, например, к Малому театру, и построить более современный мост.

Сторонников переноса Пантелеймоновского моста стало больше после обрушения Египетского моста, имеющего такую же конструкцию.


Защитники Пантелеймоновского моста не смогли отстоять городскую достопримечательность, хотя они выдвигали рациональные идеи. В частности, предлагалось использовать его как пешеходный мост для Летнего сада.


И все же к 1906 году под благовидным предлогом прокладки трамвайных путей Пантелеймоновский мост все-таки разобрали. Сегодня его можно увидеть на старых фотографиях, а в Музее железнодорожного транспорта сохранилась модель, созданная вскоре после завершения его строительства.


Для обеспечения интенсивного движения на время строительства нового моста в 1906 году оборудовали временную переправу, состоящую из трех пролетов. Строительство постоянного моста шло почти два года.

Новый Пантелеймоновский мост был однопролетным, металлическим, состоящим из пологих арок. Стойки поддерживали проезжую часть из поперечных балок и железного настила.


Эксплуатация моста началась в 1908 году, однако Академия наук не утвердила чертежи металлических перилл и других элементов архитектурного декора.


Только через несколько лет Пантелеймоновский мост получил декоративное убранство, разработанное архитектором Л.А. Ильиным. В основу были положены традиции русского классицизма. Это просматривается в использовании львиных масок, многочисленных деталей военной атрибутики – щитов, мечей, копий, секир, перевитых лентами.


При этом архитектор ориентировался на отделку соседних мостов и решетку Летнего сада, выходящую на набережную Мойки. Декорирование моста началось в 1912 году. Все металлические элементы выполнялись на заводе «Карл Винклер». С учетом окраски и золочения все работы были совершены летом 1914 года.


В результате Пантелеймоновский мост приобрел необыкновенно яркий нарядный облик и великолепно вписался в ансамбль Летнего сада и Инженерного замка.


Важными элементами его архитектуры стали торшеры, представляющие собой пучки высоких копий, украшенных венками и щитами с барельефами медуз на фоне скрещенных античных клинков. На самом высоком копье водружен двуглавый орел, держащий в когтях лавровый венок.

В 1925 году в связи со 100-летием восстания декабристов мост переименовали в «Мост Пестеля». Это имя он носил до 1991 года, когда ему вернули прежнее наименование.


Во второй половине ХХ века мост несколько раз реставрировали. В 1957 году червонным золотом было покрыто 82,81 м? декоративных деталей.

В 1994 году рядом с мостом появился интересный памятник Чижику-Пыжику, который быстро стал городской достопримечательностью.


Еще раз покрытие сусальным золотом обновили в 2001-2002 годах, при этом общая площадь работ составила уже 124 кв.м. Были заменены изношенные металлические конструкции, проведена гидроизоляция, усилены пролеты.

Реставраторы вернули двуглавым орлам короны, снятые в советское время, и заново позолотили решетки.


Последняя реставрация и восстановление окраски металлических конструкций и декоративных элементов проведена в 2017 году.


29Пальм
Россия. Санкт-Петербург. Пантелеймоновский мост через Фонтанку. Panteleymonovsky bridge across the Fontanka river in St. Petersburg. Фото pxhidalgo-Dep Россия. Санкт-Петербург. Пантелеймоновский мост через Фонтанку. Panteleymonovsky bridge across the Fontanka river in St. Petersburg. Фото pxhidalgo-Dep
Просмотры 760

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ