Италия. Рим. Пантеон - Храм всех богов. Ancient Pantheon in Rome. Italy

Италия. Рим. Пантеон - Храм всех богов. Ancient Pantheon in Rome. Italy

Италия. Рим. Пантеон - Храм всех богов. Ancient Pantheon in Rome. Italy

Назад Вперед

Пантеон (Pantheone)


Пантеон, который также называют Храмом всех богов, один из самых известных памятников истории и архитектуры древнего Рима, ставший одной из главных достопримечательностей Вечного города.


Это одно из наиболее хорошо сохранившихся из всех древнеримских зданий, в значительной степени потому, что оно постоянно использовалось на протяжении всей своей истории: начиная с VII века в здании располагалась церковь, посвященная Святой Марии и Мученикам (лат. Sancta Maria ad Martyres), которую римляне называли Санта-Мария Ротонда.


Площадь перед Пантеоном также называется Пьяцца делла Ротонда.

Пантеон, являясь государственной собственностью, управляется Министерством культурного наследия, деятельности и туризма Италии через Музей поло дель Лацио.

Ежегодно Пантеон посещают несколько миллионов туристов.


История строительства

После битвы при Акциуме (31 год до н.э.) римский полководец Марк Випсаний Агриппы, зятя императора Гая Октавиана Августа, начал впечатляющую строительную программу: Пантеон был частью комплекса, созданного им на его собственной территории в Марсовом поле в 29 - 19 годах до н.э., который включал три здания, расположенные с юга на север: Бани Агриппы, Базилика Нептуна и Пантеон.

Здание Пантеона было построено в 27 - 25 годах до н. э. в память о морской победе Октавиана Августа в 31 году до н. э. при мысе Акциум над флотом Антония и Клеопатры (флотом Октавиана командовал Марк Агриппа).


Пантеон дважды горел, однако в 118 - 120 годах н.э. здание было полностью восстановлено императором Адрианом с сохранением на фризе старой посвятительной надписи от имени Марка Агриппы: «М. AGRIPPA L .F. COS.TERTIVM FECIT» (Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, построил).

За время своего существования здание Пантеона много раз перестраивалась и дополнялось новыми деталями.

До наших дней сохранился главный, северный вход, построенный при Адриане, оформленный портиком из восьми монолитных колонн коринфского ордера, сделанных из серого египетского гранита.


За первым рядом колонн расположены ещё два из красного асуанского гранита: всего 16 колонн. Высота колонн 11,9 метра, вместе с капителями и базами 14,15 метра (в полтора раза выше колонн афинского Парфенона), нижний диаметр 1,48 метра, вес 60 тонн.

В XVII веке три угловые колонны заменили двумя колоннами из терм Нерона и колонной из виллы Домициана.

Изначально храм был поставлен на цоколе и ко входу в храм вели семь ступеней, которые в течение многовековых наслоений оказались под уровнем земли.


С южной стороны Пантеона расположена базилика Нептуна, пристроенная к зданию как подобие нефа с тремя трансептами под двускатными кровлями и с нишами для статуй.

До настоящего времени сохранились фрагменты мраморного фриза с изображениями дельфинов, раковин и трезубцев.

В 609 году византийский император Фока подарил храм Папе Бонифацию IV, который освятил его 13 мая 609 года как христианскую базилику Святой Марии и Мучеников (Basilica di Santa Maria ad Martyres) в честь христианских мучеников, мощи которых перенесли из катакомб в крипту Пантеона.




Именно тогда и родился праздник Всех святых, отмечаемый во всех католических странах.


В середине VIII века папа Григорий III освятил 1 ноября в честь Всех святых одну из капелл собора святого Петра и в честь этого события передвинул дату празднования дня Всех святых на 1 ноября.

С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых.

С XI века римский Пантеон всё чаще называли согласно его архитектурному типу: Санта Мария Ротонда, площадь перед зданием также назвали Piazza della Rotonda).


В 658 году по приказу византийского императора Константа II с купола Пантеона сняли позолоченные бронзовые листы и переправили их в Константинополь.

В 735 году по распоряжению Папы Григория III купол покрыли свинцовыми пластинами, а в 1270 году над портиком Пантеона возвели небольшую колокольню.

В 1527 году Пантеон, как и весь город, был разграблен наёмниками императора Священной Римской империи Карлa V.

В 1624 году по указу Папы Урбана VIII из рода Барберини сняли бронзовые покрытия портика для переплавки на изготовление кивория в соборе Св. Петра.




В Пантеоне похоронены многие знаменитые итальянцы.

Здесь погребен прах знаменитых художников: Рафаэля Санти, Б. Перуцци, А. Карраччи, Перино дель Вага, Т. Цуккаро, архитектора Джакомо да Виньола, скульптора Ф. Вакка, композитора А. Корелли.

В Пантеоне в 1878 году похоронили первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II, а в 1900 году второго короля Умберто I и его жену королеву Маргариту Савойскую, после чего здание приобрело новое мемориальное значение.

В дни государственных праздников у могил итальянских королей несут вахту добровольцы “Национального института почётного караула у Королевских гробниц Пантеона”.




Архитектура и интерьеры

Здание Пантеона построено в виде ротонды и ведущего к ней портика.

В древности фронтон портика украшала внушительных размеров скульптура, предположительно, из позолоченной бронзы. Расположение отверстий, в которые устанавливались крепления для статуи, позволяет судить о её внешнем облике. Скорее всего скульптура представляла собой имперского орла с лентами, которые тянулись к углам фронтона.


В стенах позади портика заметны пустующие ниши для статуй. Возможно, раньше здесь возвышались скульптуры Марка Агриппы, Октавиана Августа и Юлия Цезаря. Или статуи Капитолийской триады - Юпитера, Минервы и Юноны. Массивные двери из бронзы, ведущие во внутреннюю часть храма, изначально не принадлежали Пантеону. Их установили приблизительно в XV веке.

На первых изображениях Римского Пантеона заметен лестничный пролёт, ведущий ко входу в храм. Со временем возле здания образовалась насыпь, и надобность в отдельной лестнице отпала.

Бетонно-кирпичная ротонда святилища накрыта куполом в форме полусферы.


Его нижние ярусы сделаны из более тяжёлого материала, чем верхние: последние же включают в состав пемзу. Внутри спроектированы небольшие камеры, которые уменьшают массу крыши.

Возможно, аналогичная роль отводилась и окулусу – отверстию в центре полусферы диаметром 9 метров. Здесь масса свода значительно меньше, чем у основания.

Через окулус в помещение храма проникает свет, а осадки не создают проблем. Благодаря дренажной системе и небольшому углу наклона пола дождевая вода собирается в специальных углублениях.


Говорят, что именно идеальные очертания и солнечный свет, проникающий в отверстие окулуса, вдохновили Н. Коперника на окончательную формулировку гелиоцентрической теории.

В стенах помещения виднеются ниши, где возвышаются статуи богов, чьи имена соотносились с 7 планетами древности: Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером, Сатурном, Луной и Солнцем.

Проникая через окулус, лучи солнца поочерёдно падали на каждую из скульптур, тем самым превращая Римский Пантеон в некое подобие обсерватории.




За римским храмом до сих пор закреплён рекорд самого монументального в мире неармированного купола из бетона.

Вход в здание Пантеона идет через прямоугольное помещение, расположенное в передней части святилища. Над входом заметно полукруглое углубление – тимпан, – ограниченное перемычкой и аркой.

В древности здесь располагалась скульптура “Битва богов и титанов”, к сожалению, не сохранившаяся.

Далее идет огромная комната цилиндрической формы без окон с разветвлением на два нефа.


Пространство визуально делится на три яруса, плавно сужаясь к верхнему.

Поверхность купола украшена кессонами – утопленными панелями, – образующими 5 рядов по 28 штук.

Поскольку купол Пантеона в Риме символизировал небосвод, кессоны вполне могли использоваться для размещения в них украшений – к примеру, бронзовых звёзд, как считают историки.

Помимо декоративной роли, эти панели разгружают общую композицию, делая крышу более лёгкой и визуально, и технически.


В интерьере преобладают геометрические фигуры: прямоугольники, квадраты и круги. В основном они воплощены в мраморном полу Пантеона: «шахматные клетки» чередуются с (предположительно) омфалиями – пурпуровыми кругами.

Последние обычно предназначаются для императоров и жрецов, но было ли это актуально для римского храма всех богов – неизвестно.

Сегодня Пантеон - действующая христианская церковь с алтарем, крестами, фресками и иконами, фигурами ангелов и святых.

Фонтан Пантеона (Fontana del Pantheon)


На площади Ротонда (Piazza della Rotonda), перед Пантеоном находится еще одна достопримечательность — египетский обелиск, который был изготовлен в древнем Египте во времена правления фараона Рамзеса II в конце XIII века до нашей эры.

По указу папы Клемента XI обелиск установили в уже существовавший фонтан перед Пантеоном в 1711 году.

Фонтан спроектировал Джакомо делла Порта, а построил его и выложил серым африканским мрамором в 1575 году Леонардо Сормани.

В 1711 году Папа Клемент XI решил перестроить фонтан и пригласил для этого Филиппо Баригнони, который изменил бассейн, сделав его каменным, установил в центре фонтана обелиск Рамзеса II, а также добавил четырех дельфинов вокруг декоративного постамента.

В 1886 году оригинальные мраморные фигуры были заменены на копии Луиджи Амичи. Сегодня оригиналы находятся в Музее Рима во дворце Брасчи.


29Пальм
Италия. Рим. Пантеон - Храм всех богов. Ancient Pantheon in Rome. Italy. Фото user12555082 - Freepik.com Италия. Рим. Пантеон - Храм всех богов. Ancient Pantheon in Rome. Italy. Фото user12555082 - Freepik.com
Просмотры 10424
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 31.07.2022 12:44)










paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)












Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ