Россия. Санкт-Петербург. Большой Петергофский дворец. Grand Cascade, Peterhof Palace, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Большого Петергофского дворца. Aerial view of Peterhof Palace, Saint Petersburg, Russia

Петергоф. Panoramic view from Grand Petergof Palace to Lower park with fountains, golden statues and channel. Petergof, St Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Петергоф. Нижний парк. Fountains of Peterhof in St Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Петергоф. Нижний парк. Fountains of Peterhof in St Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Большого Петергофского дворца. Grand Cascade Peterhof Known Petrodvorets

Россия. Санкт-Петербург. Петергоф. Верхний сад. Panoramic view of the Upper garden and the Grand Peter's Palace, Peterhof, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Большого Петергофского дворца. View Peterhof Petrodvorets Petersburg Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Большого Петергофского дворца. Panorama of beauty fountain with gold sculpture at Peterhof, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Большого Петергофского дворца. Upper Park in Pertergof, Saint-Petersburg city, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Большого Петергофского дворца. Upper Park in Pertergof, Saint-Petersburg city, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Большого Петергофского дворца. View on Grand Palace in Petergof, St Petersburg. Russia

Назад Вперед

Парки и сады Петергофа (Parks and Gardens of Peterhof)


Петергоф является одной из наиболее известных резиденций российских императоров.


Хорошо известно Золотое кольцо России: оно состоит из восьми городов, архитектурные памятники которых являются неотъемлемой частью русской истории и культуры.

По аналогии было бы справедливо говорить о ближайших пригородах и городах-спутниках северной столицы и назвать их, например, «Ожерелье Петербурга». Вне всякого сомнения, Петергоф будет одним из самых драгоценных его украшений.


Петергоф справедливо считается памятником архитектуры и дворцово-паркового искусства мирового значения. Здесь невозможно отделить от другого.

Дворцы и фонтаны, парки и сады, пруды и каналы слиты в гармоничном единстве. Говоря об одном, так или иначе, придется упоминать и другое. Но сейчас все-таки в первую очередь речь пойдет о парках и садах Петергофа.


Три его основные зеленые зоны – Верхний сад, Нижний и Английский парки – сложились в XVIII веке. В следующем столетии появились парки – Александрия, Колонистский и Луговой.

За точку отсчета лучше всего принять Большой Петергофский дворец. Для этого есть минимум два соображения.

Во-первых, он является композиционным центром всего дворцово-паркового ансамбля, поэтому может служить надежным маяком для «ориентирования» на местности.

Во-вторых, дворец и окружающие его парки хронологически появились в Петергофе первыми, следовательно, уместно будет упомянуть, в какой последовательности они создавались.




Верхний сад площадью 15 гектаров складывался с 1714 по 1760 годы. Он расположен перед южным фасадом Большого дворца, но первое десятилетие его существования здесь мало что напоминала современный парадный въезд.


Сохранилась планировка, выполненная по наброскам Петра I, которая со временем не сильно изменилась.

Первый русский император был прагматичен, и при нем в Верхнем саду устроили настоящее «подсобное хозяйство».

Здесь росли овощи, фрукты, лекарственные растения, а в прудах-накопителях, предназначенных для подачи воды в фонтаны, разводили рыбу.


Превращение Верхнего сада в образец правильного паркостроения осуществлялось в 1830-1850-е годы под руководством архитектора Ф.Б. Растрелли.

Основную часть сада занимают зеленые газоны с четкими ровными аллеями и дорожками, тщательно подстриженными деревьями и кустарниками.


Украшением сада стали фонтаны «Дубовый», «Нептун», «Межеумный» (промежуточный) и два фонтана Квадратных прудов. С трех сад сторон обнесли оградой.

Со стороны Петергофского шоссе (ныне Санкт-Петербургский проспект) был устроен главный вход – металлические кованые ворота с пилонами.

Почти в те же годы, немногим дольше, формировался Нижний парк.


Он создан по образцу регулярного парка и его можно разделить на три части, каждая из которых тяготеет к определенному дворцу: центральная – к Большому дворцу, западная – к дворцу Марли и восточная – к Монплезиру.

Системы аллей создают открытые пространства и ясные перспективы, ведущие или к дворцу, или к фонтану, или к морю. Все основные сооружения и фонтаны парка расположены симметрично.


Здесь находятся каскады: Большой – у парадного дворца, Шахматный – на восточной стороне и Золотая гора – в западной части. Львиный каскад располагается в партере, завершая всю композицию.

И повсюду, в акцентированных точках парка, устроены разнообразные фонтаны.

Всего здесь на площади в 112 гектаров насчитывается более 150 фонтанов.

Среди них самый впечатляющий – «Самсон, раздирающий пасть льва», а также исправно забавляющие гостей фонтаны-шутихи, которые включают водные струи в самый неожиданный момент.


Рядом с самым известным фонтаном Петергофа расположены мраморные Воронихинские колоннады, получившие своё название по имени их создателя бывшего крепостного А. Воронихина, которому за проект петергофских колоннад было присвоено звание архитектора.


Составленные из парных колонн колоннады завершаются павильонами с высокими купольными крышами в охранении гранитных львов, высеченных по моделям И. Прокофьева.

В центре каждого купола — невысокий фонтан. На плоских кровлях колоннад-фонтаны в виде изящных золоченых ваз.


Главную поперечную ось Нижнего сада, делящую его на две симметричных, почти равных части - восточную и западную, образует Морской канал.

Морской, или как его еще иногда называют Самсоновский (от названия центрального фонтана) канал связывает центральный дворцовый ансамбль Петродворца с морем.


Замысел создания ансамбля - схема планировки центральной и восточной частей Нижнего парка, соединение в одно композиционное целое дворца, грота с каскадом и канала - принадлежит Петру I, написавшему в своем Указе в 1715 году: "Дом заложить каменный и подвести канал от него к морю".

У Большого каскада канал заканчивался глубоким полукруглым ковшом.

Морской канал служил парадным въездом на территорию Петергофской резиденции, гости, прибывшие на кораблях, пересаживались в шлюпки и легкие суда, проходившие по каналу в ковш, служивший гаванью.


По бокам от Морского канала устроена необычная аллея, состоящая из 22 фонтанов, чей водный рисунок делает их похожими на искрящиеся на солнце хрустальные деревья.

Низвергающаяся с четырехметровой высоты вода попадает в мраморные плоские чаши, откуда через золоченые маскароны в вертикальных стенках Морского канала дугообразно обрушивается на его зеркальную поверхность.


Дворец Марли - главное сооружение западной части Нижнего парка.

Здесь замечательно продуман весь комплекс садов с фонтанами, скульптурами и прудами, окружающий дворец Марли, который, несмотря на небольшие размеры, играет важную роль в общей структуре всего ансамбля.


От дворца лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на восток: центральная - Марлинская, северная - Малибанская и южная берёзовая.


Дворец, построенный на искусственной перемычке между большим Марлинским прудом и Секторальными прудами, со стороны Финского залива защищен высоким насыпным валом.

На морском берегу, около Марлинского пруда, скрываясь за насыпным валом и каменной стеной, расположен сад вокруг Венеры Медицейской, к которой со всех сторон устремляются дорожки.




К противоположной стороне пруда спускается каскад «Золотая гора» со статуей древнеримской богини Флоры, богини цветов и весны.

Прообразом для него послужил один из каскадов французской королевской резиденции "Марли ле Руа", которую Петр I посетил в 1717 году.


Здесь же находятся два Менажерных (Экономных) фонтана, а по границам сада расположены еще четыре небольших фонтана с фигурами мальчиков-тритонов.

Фонтаны еще называют «Тритоны-колокола», потому что вода бьет через заслонку в виде водяного колокола.

Далее, за Секторальными прудами, в центре прямоугольного партера находится статуя Афины Джустинианы. И еще дальше, на другой стороне небольшой речки Шингарки, расположен сад Бахуса.

Здесь установлен памятник «Петр I с малолетним Людовиком XV на руках». Его уникальность состоит том, что он основан на историческом анекдоте.


Предание гласит, что Петр I во время посещения Парижа встретил мальчика-короля, подхватил его на руки и произнес: «Держу в руках всю Францию!».

На берегу Финского залива в западной части Нижнего парка Петергофа появился первый в России Эрмитаж, созданный по указу Петра I.

Сама идея его строительства возникла у Петра во время путешествия по странам Европы, где он впервые увидел подобные строения. Петергофский приморский павильон послужил прототипом всех русских "эрмитажей", построенных впоследствии.


Сады Петергофа являются не просто дополнением к паркам, они служат ярким украшением дворцов, создавая вокруг них красочный орнамент.

Парки Петергофа по замыслу Петра I украшались экзотическими цветами и растениями, а для сохранения их в холодное время года требовалось специальное помещение, в котором также необходимо было выращивать рассады.


Для выполнения этих целей, в 1722 - 1725 годах, архитекторами Иоганном Фридрихом Браунштейном и Михаилом Григорьевичем Земцовым, предположительно по замыслу архитектора Николо Микетти, было возведено здание Большой Парадной оранжереи, где выращивали и хранили в зимний период редкие экзотические цветы и растения.

В 1726 году строительство оранжереи было завершено, а спустя год перед фасадом здания установили Оранжерейный фонтан (или еще его называют - "Тритон, сражающийся с морским чудовищем").




Замысел скульптуры, находящейся в центре бассейна, схож с сюжетом фонтана "Самсон" и изображает царя морей, разрывающего пасть зверю.

Обе статуи символизируют победу России над Швецией.

Сегодня помещение потеряло свою хозяйственную значимость и в нем расположился уютный ресторан, предлагающий блюда русской и европейской кухни.

По соседству с Большой Парадной оранжереей с северной стороны площадь перед каскадом "Шахматная гора" оформляют два одинаковых симметричных “Римских фонтана”, представляющих собой распространенный в XVIII веке тип двухъярусных фонтанов.

Название "Римские" связано с тем, что они по композиции напоминают каменные водометы на площади перед собором Святого Петра в Риме.


С южной стороны от "Римских" фонтанов в середине XVIII века садовник Бернгард Фок создал цветочные партеры, расположенные в заниженном газоне – "буленгрине", очертания которых в точности повторяли форму фонтанных бассейнов.

Каждый фонтан представляет собою две массивные плоские чаши на высоких восьмигранных постаментах, поставленные одна на другую.


Из верхней вазы бьют пять струй, образуя вершину фонтана.

Вода, падая, разбивается о края чаш и двумя ярусами стекает в обширный фигурный бассейн.

Петр I лично составил чертеж сада вокруг своего любимого дворца Монплезир, также расположенного в Восточной части Нижнего парка, выбирал для него кусты и деревья.


Дворец строили в 1714 - 1723 годах по указанию и рисункам царя Петра I.

Проект разработал Иоганн Фридрих Браунштайн, ученик и помощник Андреаса Шлютера в Берлине.

Пётр I сам выбрал местоположение нового дворца, определил его планировку и дал указания относительно оформления интерьеров

Сад дворца Монплезир устроен с яркими узорчатыми партерами.


Центром композиции является фонтан «Сноп» в сочетании с четырьмя другими фонтанами. В боковых аллеях стоят неприметные с виду скамейки – это знаменитые фонтаны-шутихи.

Если наступить на один из камней рядом со скамейкой, то фонтан обливает отдыхающих водой.




Неподалеку от Морской террасы Монплезир, за Банным корпусом, находится Китайский садик. Среди цветочных клумб пустили ручей, через него перебросили мостики, установили восточные вазы.


О многих исчезнувших садовых постройках первой четверти XVIII столетия напоминают Петергофские Вольеры (в переводе с французского – птичник), два павильона в Нижнем парке Петергофа, использовавшиеся в летнее время для содержания певчих птиц, помещённых в золочёные медные клетки.

Оба вольера - единственные дошедшие до наших дней утилитарные деревянные постройки петровского времени.


Западный павильон устроен по другую сторону Монплезирской аллеи, восточный - рядом с построенным в тот же период фонтаном «Солнце», на противоположном берегу Менажерейного пруда, завершая ансамбль Менажерейного сада.

Западную часть дворцово-паркового ансамбля занимает Английский парк, который стал первым в Петергофе пейзажным парком. Его основы заложены в 1779-1790-х годах по принципу, характерному для английских усадеб.


Парк разбивался вокруг живописного Английский пруда, существующего с петровских времен. Позже пруд соединили с Ропшинским каналом, и он стал значительно чище за счет ключевой воды.

Следующие пейзажные парки появились в Петергофе только в первой половине XIX века. Это Колонистский парк, окружающий довольно большой Ольгин пруд. Пруд получил название по имени дочери Николая I – Ольги.


Парк назвали Колонистским потому, что в районе ранее существовавшего здесь Охотного болота находились дома немецких колонистов.

В центре пруда находятся два острова, соединенные мостиком. На каждом из островов имеется свой павильон. Острова и павильоны получили одинаковые названия – соответственно Царицын и Ольгин.


Здесь в садах устроены цветники, где до сих пор выращивают сорта роз, существовавшие в XIX веке. Тогда разведением цветов увлекались императрица Александра Федоровна и ее дочь Ольга.

Цветы высаживали не менее трех раз за лето. Эта традиция сохраняется и в наши дни. Клумбы этих садов удивляет красотой тщательно подобранного убранства.




Не все экзотические растения могли сразу выдержать неласковый петербургский климат, поэтому их сначала выращивали в Оранжерее и только потом переносили на открытый грунт.


Пейзажный парк Александрия площадью 115 гектаров расположен в западной части Петергофа. От Нижнего парка его отделяет каменная стена с несколькими воротами. Начало создания Александрии относится к первым десятилетиям XIX века.

Парк получил название по имени супруги Николая I Александры Федоровны.

Она предпочитала тихие уединенные места, подальше от официальной парадности, поэтому здесь построили небольшой дворец, больше похожий на загородное поместье, который назвали «Коттедж».

Вокруг него был сад с беседкой и скульптурами.

Парк выдержан в романтическом духе, при его создании стремились сохранить особенности пейзажа, придавая ему живописность.


Тем не менее, садовники высадили свыше 30 тысяч растений из российских и европейских ботанических садов.

По естественным холмам проложили дорожки, устроили два пруда.

Дополнительное очарование парку придают колодец в готическом стиле и специально построенный Руинный мост. Позже в парке была дополнительно устроена резиденция Александра II, под которую перестроили павильон при молочной ферме, назвав его «Фермерским дворцом».

В парке Александрия расположен действующий православный храм в Петергофе - Церковь святого Александра Невского, в обиходе известная как Капелла или Готическая капелла.


Южнее парка Александрия, отделенный от него Санкт-Петербургским проспектом, находится Александрийский парк (встречается также название Александринский, Александровский).

Были у парка и другие названия – Большой, Олений зверинец, потому что раньше здесь находились охотничьи угодья императрицы Анны Иоанновны, где в загонах содержались олени, кабаны и даже тигры.

Это был настоящий лес с зарослями, болотом, холмами. При создании парка земли были осушены, устроен искусственный пруд с островами, проложены гравийные дороги.


В парке существовали Чугунная беседка и Швейцарский домик, которые не сохранились.

В советское время парк назывался Пролетарским. С востока и запада его ограничивают жилые застройки, а в южную сторону парк тянется до железной дороги. Он стал местом отдыха и проведения городских спортивных мероприятий жителей Петергофа.

Еще один парк Петергофа находятся чуть в стороне от привычных туристических маршрутов, он менее известен. Возможно, это придает ему некоторое очарование заброшенности и естественности.

Это Луговой парк, который еще иногда называют Озерковым, потому что на его 85 гектарах находятся девять прудов: Большой запасный, Самсоновский, Орлиный, Руинный и др. Отсюда вода по каналу подается для питания фонтанов Петергофа.


В середине XIX века Луговой парк сложился вокруг нескольких павильонов (Озерки, Бельведер, Мельница, Руины), между которыми были проложены прогулочные дорожки.

Парк был живописен за счет множества мостов, плотин, шлюзов. Березы, липы, серебристые ивы, кусты акации и сирени были высажены живописными группами.

В военные годы все парки и сады сильно пострадали, были вырублены многие вековые деревья, разрушены фонтаны, утрачены скульптуры.

Восстановление некоторых парков и садов продолжается до сих пор. Усилия работников государственного музея-заповедника «Петергоф» были по достоинству оценены.




В 2017 году Европейская Ассоциация исторических садов присудила ему первое место в рамках проведения международного конкурса «Европейский сад» в номинации «Реставрация и развитие».


29Пальм
Россия. Санкт-Петербург. Парки и сады Петергофа. Panoramic view of Peterhof Palace, St Petersburg, Russia. Фото Xantana - Depositphotos Россия. Санкт-Петербург. Парки и сады Петергофа. Panoramic view of Peterhof Palace, St Petersburg, Russia. Фото Xantana - Depositphotos
Просмотры 29307
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)




paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ