Петропавловский собор – фактически является ровесником Санкт-Петербурга.
Если считать Петропавловскую крепость материальным, осязаемым и зримым воплощением города, то Петропавловский собор стал реализацией той духовной силы, которая была так необходима для реформации страны, ее превращения в империю и ведущее европейское государство.
Эти два начала – материальное и духовное – существуют неразрывно в судьбе Петербурга, дополняя и питая друг друга. Новый город строится с крепости, призванной защищать его от нападения врагов.
И почти одновременно, в 1703 году, в центре крепости, рядом с оборонительными укреплениями начинается возведение маленькой церкви из дерева – собора во имя апостолов Петра и Павла.
Построенную за девять месяцев церковь освятили 1 апреля 1704. Уже первый деревянный храм имел непривычную для русского религиозного зодчества колокольню со шпилем и городскими башенными часами, привезенными из Голландии.
Работы по строительству шпиля шли с участием голландского мастера Хармана ван Болоса.
После победы в Полтавской битвы, ставшей переломной во всей Северной войне, к собору пристроили еще две башни. На них по торжественным и праздничным датам поднимали боевые флаги.
В 1712 году Санкт-Петербург официально объявляется столицей России. Сразу становится понятна необходимость переосмыслить статус и роль знаковых архитектурных сооружений.
По повелению Петра I Петропавловский собор должен был стать каменным и приобрести масштабы, отвечающие имперским устремлением. В частности, Петр хотел, чтобы новый собор по высоте превосходил колокольню Ивана Великого в московском Кремле.
Архитектором первой Петропавловской церкви был Доменико Трезини, ему же довелось строить новый каменный храм. На торжественной закладке собора присутствовали Петр I и императрица Екатерина в сопровождении всей свиты.
Пушки дали залп салюта, и вслед за императором все присутствующие уложили камни в фундамент здания.
Собор стал первым в России храмом, который возводили в стиле европейского барокко, что отличало его от привычных крестово-купольных или шатровых церквей.
Д. Трезини построил здание прямоугольной формы, расположенное в направлении запад-восток длиной 61 метр и шириной 27,5 метра.
Собор начал строиться с колокольни, она находится на его западном фасаде и состоит из трех ярусов.
Каждый ярус подчеркивает устремленность вверх за счет того, что все последующие детали конструкции становятся все уже и уже – это восьмискатная крыша, стройный барабан с узкими вертикальными окнами и позолоченная башенка, ставшая основанием для 40-метрового шпиля.
Его венчает фигура ангела с крестом.
Первоначально колокольня была несколько меньше, чем сегодня. Ее высота равнялась 106 метрам и имела деревянную конструкцию.
Однако она пострадала от молнии, вызвавший большой пожар. После этого возвели металлическую конструкцию, и колокольня достигла высоты 122,5 метра.
На колокольне расположены 103 колокола, из них 31 относятся к середине XVIII века. Особенностью собора является наличие карильона – многоголосного колокольного инструмента, состоящего из 51 колокола.
На фоне суровых гранитных цветов, доминирующих в самой крепости, ярко-желтый собор выглядит особенно светлым и воздушным сооружением, устремленным вверх.
Внутри собор делится мощными пилонами на три нефа. Интерьер собора больше похож на парадный дворцовый зал, чем на церковное помещение.
Внутреннее пространство организовано большими колоннами и потоками света от пяти огромных хрустальных люстр.
Организующей деталью интерьера является 20-метровый золоченой иконостас, вырезанный из дерева. Иконостас изготавливали в Оружейной палате Кремля, его отдельные части везли в Петербург и собирали на месте в соборе.
Иконостас сделан похожим на триумфальную арку: сбоку от царских ворот установлены фигуры архангелов Гавриила и Михаила. По обеим сторонам иконы Воскресения Христова расположены изображения Давида и Соломона, а сверху – Саваоф в окружении ангелов.
Петропавловский собор изначально связан с военной истории России. Здесь долгое время сохранялись трофейные знамена времен Северной войны и ключи от покоренных городов. Поэтому в иконостасе представлены аллегорические образы побед русского оружия.
Царские ворота сделаны ажурными и сквозь них хорошо видна позолоченная сень, поднятая над престолом на четырех изящных колоннах. Сень подарена собору Петром I и Екатериной II.
Необычным элементом интерьера собора является кафедра, с которой произносились проповеди. Раньше проповеди в православных церквях не читали и впервые подобную практику ввели в петровское время.
Кафедра также выполнена в технике резьбы и позолочена, ее украшают скульптуры Петра и Павла и четырех евангелистов.
Неподалеку от кафедры устроено царское место, где во время службы находился император. Оно устроено на некотором возвышении и оборудовано двумя ступеньками.
Сверху его покрывает позолоченная сень со всеми символами власти монарха – короной, скипетром, мечами.
Еще в ходе строительства Петропавловском соборе стали хоронить императорских родственников. Среди них были три малолетние дочери Петра I, умерший во младенчестве сын Павел и царевич Алексей Петрович.
28 января 1725 года Петра I умер, последовавшей, и его набальзамированное тело на сороковой день торжественно перенесли в Петропавловский собор.
Одновременно с Петром I совершался аналогичный обряд захоронения его шестилетней дочери Натальи, которая умерла в начале марта.
Тело императора было символически предано земле – его присыпали землей. Затем закрыли крышку гроба, который водрузили на катафалк. Гроб внесли в специально построенную небольшую часовню внутри собора.
Здесь гроб простоял более шести лет. После смерти Екатерины I в 1727 году гроб с ее телом установили рядом с гробом Петра. Только 21 мая 1731 года императрица Анна Иоанновна повелела совершить совместное погребение Петра и Екатерины.
Усыпальница Петропавловского собора стала местом упокоения всех русских императоров кроме Петра II и Ивана VI. По традиции, сформировавшейся еще при погребении царей в Москве, гробницы не засыпали землей, а закрывали каменными плитами.
Все надгробия в 1865 году заменили на одинаковые саркофаги, изготовленные из белого мрамора с надписями и бронзовыми позолоченными крестами. Саркофаги императоров дополнительно отметили двуглавыми орлами.
17 июля 1998 году, ровно через 80 лет после расстрела в Екатеринбурге Николая II и членов его семьи, состоялось захоронение их останков в Петропавловском соборе.
Для идентификации останков проведен целый ряд генетических исследований, осуществленных в России, а также в США и Англии.
Согласно выводам специально созданной государственной комиссии, обнаруженные останки признаны останками семьи Романовых и приближенных людей.
Русская Православная Церковь на основании имеющихся сомнений не признает обнаруженные останки, принадлежащими последней императорской семье. В результате останки царевича Алексея и великой княжны Марии, обнаруженные в 2007 году, сегодня остаются не похороненными.
С 1831 года в соборе начали хоронить близких императорских родственников. Для этих целей в 1897-1908 годы построено здание Великокняжеской усыпальницы, соединенной с собором галереей. В общей сложности здесь находятся 17 захоронений.
С 1742 года почти целый век собор служил кафедральным храмом Санкт-Петербурга, затем использовался в качестве придворного собора. В 1919 году его закрыли, ценная церковная утварь оказалась в различных музеях.
В военные годы здание серьезно пострадало. Его реставрация была проведена в несколько этапов.
В 1999 году в соборе прошло богослужение в честь престольного праздника храма 12 июля, которое стало регулярным.
Также в Петропавловском соборе совершаются панихиды по членам императорской семьи Романовых, погребенным в усыпальнице.
Петропавловский собор является не только доминантой архитектурного ансамбля крепости. Его шпиль, хорошо видный из разных частей города, стал неотъемлемой частью петербургского пейзажа.
Комментарии (4):
Добавить комментарий