Если священные горы Агунг и Батур для балийцев - географический центр их Вселенной, то комплекс Пура Бесаки, построенный на юго-западном склоне Агунга, – центр Вселенной духовной, место обитания духов предков!
С незапамятных времен здесь исполняли культовые обряды, но сам храмовый комплекс, посвященный индуистским богам, был основан в VII веке индийским жрецом Сри Данкиянгом Маркандайе, но в сегодняшнем виде был построен только в XI веке.
Храм неоднократно перестраивался, точнее, достраивался частями. На сегодняшний день комплекс насчитывает более двухсот построек.
Бесаки, в переводе означает “Мать храмов”, и действительно, все балийские дома и деревни ориентированы либо “к Горе”, либо “от Горы”.
То есть строго на северо-восток, по направлению к этой главной святыне.
Примерно раз в сто лет именно в этом храме проводится “праздник очищения Вселенной”, собирая в своих стенах всех верующих Бали и соседнего острова Ломбок.
В прошлом веке по непонятным причинам традицию праздника чуть было не нарушили, решил отпраздновать в 1963 году (что на 16 лет раньше срока). В результате в самый разгар приготовлений вулкан Агунг “проснулся”, явно недовольный такой поспешностью!
Потоки лавы сожгли полторы тысячи жителей по склонам горы, удивительным образом не затронув только сам храм. Пришлось праздновать вовремя и “задабривать” богов двухмесячным празднованием с многочисленными подношениями. Тогда в празднике приняло участие более миллиона человек!
Все балийские храмы построены по одному принципу, и представляют собой открытые прямоугольные дворы (пограничная зона между миром людей и богов – это основная территория храма), с внутренними двориками (царством богов) с алтарем и жертвенниками.
Входные ворота обычно массивные и украшены резьбой, выполнены в виде раздвинутых створок, символизирующих раскол сил Добра и Зла, которые охраняют статуи – защитники храма.
Внешний двор от внутреннего отделён ещё одной стеной, с резными воротами.
В каждом дворе от одного до нескольких шатров – бале (крыша-навес на четырех колоннах), под которыми жители общин устраивают свои собрания.
Меру – многоярусные пагоды башни-пураны, в которых обитают боги.
По числу крыш можно определить, где чье жилье. Количество ярусов нечетное, максимум одиннадцать – это признак наивысшего уважения (для богини риса – Деви Шри и Шивы), а у Вишну и Брахмы – девять.
Пура Бесаких представляет собой огромнейший комплекс из 22 храмов – трёх крупных: Penataran Agung (храм Шивы), Batu Madeg (храм Вишну) и Kiduling Kreteg (храм Брахмы) и 19 небольших.
Самый главный, Пура Пенатаран Агунг (Pura Penataran Agung) встречает гостей большой лестницей, ведущей во внутренний двор, войти куда можно только молящимся, но, учитывая “менталитет” “стражников”, за небольшое вознаграждение можно и просто так понаблюдать за индуистами, отбивающими традиционные поклоны священной троице: Шиве, Брахме и Вишну.
Во время праздников статуи одевают в яркие одежды: Брахму в красное (цвет лавы), Шиву в белое (символ света), Вишну в черное (по непонятной причине у верующих этот цвет ассоциируется с водой и небом).
Два других комплекса Пура Басукьян (Pura Basukyan) и Пура Далем Пури (Pura Dalem Puri) особой популярностью у туристов не пользуются, потому там обычно бывают только местные жители.
Объясняется это очень просто. Все балийские храмы зеркально похожи друг на друга, разница лишь в размерах и месте расположения, поэтому для простых туристов по большому счету достаточно посетить только один храм (например, Пура Бесаки, как самый большой), чтобы составить впечатление о храмовой культуре.
Вокруг комплекса есть небольшая тропинка, по которой можно подняться на самую высокую точку (900 метров), откуда в хорошую погоду видно все побережье и соседний вулкан Батур.
Кстати, именно эти две достопримечательности удобно совместить в одной поездке.
Павел Аксенов
30.03.2017
Добавить комментарий