Рогожская слобода (или Рогожский посёлок, или Рогожская ямская слобода) - исторический район Москвы, ставший Центром русского старообрядчества.
Помимо своей богатой истории Рогожская слобода интересна историко-архитектурным Ансамблем Рогожской старообрядческой общины, созданным в слободе во второй половине XVIII – начале XX веков.
В ансамбль входят Покровский собор, Воскресенская колокольня («Рогожская свеча»), Церковь Рождества на Рогожском кладбище и рядовые постройки Рогожской старообрядческой общины на улице Рогожский посёлок.
Все храмы комплекса были построены рядом с Рогожским кладбищем в середине XVIII – начале XIX века и на сегодняшний день считаются объектами культурного наследия федерального значения.
В 1995 году правительство Москвы приняло решение о создании архитектурного заповедника “Рогожская слобода”, приуроченное к празднованию 100-летия распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища.
История Рогожской слободы
История Рогожской слободы начинается с конца XVI века, когда близ деревни Андроново на левом берегу Яузы, в месте, которое называли “Рогожкой”, стали селиться ямщики, занимавшиеся доставкой государевой почты (“ямской гоньбой”) и перевозками товаров из Москвы в село Старый Рогожский ям (сейчас город Ногинск Московской области).
Ямами в то время называли почтовые станции с местом отдыха ямщиков, постоялыми дворами и конюшнями. В 1595 году Борис Годунов устроил такие почтовые станции на всех московских заставах.
Слобода со временем разрасталась и к концу XVII века занимала территорию в 178 Га.
В 1697 году жители образовавшейся Рогожской ямской слободы на месте пересечения дороги на Владимир - Владимирского тракта и дороги от Нижегородского вокзала построили деревянную церковь Николая Чудотворца в Ямах (снесена в 1950-х годы).
В начале XVII века в Рогожской ямской слободе был построен первый деревянный храм преподобного Сергия, а первое упоминание о каменном храме относится к 1722 году.
Главный престол храма был освящён в честь Святой Троицы.
На выбор названия храма повлиял расположенный рядом Андроников монастырь, первым игуменом которого являлся ученик преподобного Сергия - Андроник.
Различные части храма Сергия Радонежского были построены в разное время, трапезная с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая была построена в 1796 году и являлась частью предыдущего каменного храма, который очень сильно пострадал во время московского пожара 1812 года и нуждался в перестройке.
Нынешнее здание храма было построено в 1818 году на средства прихожан.
Церковь дала название улице, в 1919 году переименованной в Ульяновскую (ныне улица Николоямская). Эта улица одна из немногих отчасти сохранивших архитектурную застройку XVIII—XIX веков.
В 1770 году во время русско-турецкой войны из Северного Причерноморья в Москву пришла эпидемия чумы, вызвавшая в городе ужасающую смертность, когда каждый день умирало больше тысячи человек.
В период свирепствовавшей в Москве эпидемии чумы все захоронения в городской черте были запрещены, в связи с чем за Камер-Коллежским валом были учреждены новые кладбища.
Вместо двух прежних старообрядческих кладбищ – у Серпуховской и Тверской застав – староверам выделили землю в трех верстах от Рогожской заставы (ныне Застава Ильича).
Здесь были устроены карантин, больницы и небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания умерших.
Так в 1771 году в районе Рогожской ямской слободы на землях, принадлежавших ранее Андроновой слободе, было основано Рогожское кладбище – всероссийский центр старообрядчества.
Старообрядцы – верующие, не принявшие предпринятую в 1651 - 1660-х годах московским патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с Греческой церковью и прежде всего с Константинопольской церковью.
С разрешения императрицы Екатерины II вблизи кладбища возвели старообрядческий приют и богадельный дом, построили деревянную и каменную часовни, службу в которых до 1822 года совершали “беглые попы”, как называли служащих Русской православной старообрядческой церкви.
Так рядом с кладбищем возник старообрядческий посёлок.
На рубеже XVIII–XIX веков при кладбище были построены два величественных собора – Покровский и Рождественский, Никольская часовня была перестроена в камне, рядом с храмами были возведены дома для священнослужителей и причта, иноческие кельи, шесть богаделен и множество частных и купеческих домов.
К началу ХХ века численность проживающих в окрестностях Рогожского старообрядцев достигала 30 000 человек, а доля старообрядцев среди православного населения России составляла до 35%, или более 20 миллионов человек.
Храм святителя Николая Мирликийского
В 1771 году с разрешения князя Григория Орлова при кладбище сложили деревянную часовню и освятили во имя Николая Чудотворца.
В 1776 году часовню разобрали и на ее месте построили каменный храм в стиле классицизма.
В 1854 году храм отняли у старообрядцев и переосвятили в единоверческую церковь, после чего он стал официально называться Николо-единоверческий храм на Рогожском кладбище города Москвы.
В 1864 году храм, построенный в стиле классицизма был перестроен на пожертвования прихожан в русском стиле по проекту архитектора Василия Карнеева.
Заново была построена трёхъярусная колокольня с шатровыми завершениями и двумя шатровыми висячими гирьками.
На три аршина были подняты своды основного объёма храма. Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зодчества XVII века.
Завершение основного объёма церкви и приделов составляют пять крупных синих глав, с гранёными белыми барабанами. Центральный барабан крупнее остальных, имеет окна.
В советское время храм не закрывался.
В 1988 году храм был целиком передан Русской православной церкви.
Покровский собор на Рогожском кладбище
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище - главный храм Русской православной старообрядческой церкви и кафедральный собор её Московской епархии, расположенный в Москве, в Рогожской слободе.
До восстановления в 1990-х годах храма Христа Спасителя был самым большим из действующих московских храмов, вмещающим единовременно до 7 000 верующих.
Покровский собор был заложен в 1791 году по проекту русского архитектора Матвея Казакова, однако уже в ходе работ из проекта была ликвидирована алтарная апсида, уменьшен в размерах церковный шпиль, а вместо пятиглавого собора был построен одноглавый.
Императрица Екатерина II не хотела, чтобы новый собор был больше Успенского собора - главного православного храма Московского Кремля, расположенного на Соборной площади Москвы.
7 июля 1856 года по доносу митрополита Филарета алтари церквей на Рогожском кладбище были опечатаны. Распечатаны они были только в апреле 1905 года, и этот день до сих пор отмечается старообрядцами как праздник.
Здание Покровского собора выполнено в классическом стиле. Имеет три портала - западный (вход), южный и северный. В храме есть два придела: северный - Николы Чудотворца, южный - Сергия Радонежского.
В настоящее время кафедральный Покровский собор на Рогожском кладбище располагает ценнейшими древними иконами из рахмановского, солдатёнковского и других собраний.
В библиотеке и архиве кладбища хранилось уникальное собрание древних рукописей и старопечатных книг, впоследствии отобранные в Отдел рукописей Румянцевского музея (ныне Российской государственной библиотеки), собрание портретов старообрядческих деятелей попало в Исторический музей.
Храм Рождества Христова на Рогожском кладбище
Храм Рождества Христова на Рогожском – зимний, одноглавый старообрядческий православный московский храм, относящийся к Московской епархии Русской православной старообрядческой церкви, был построен в 1804 году по проекту архитектора Ильи Жукова.
Храм сочетает черты классицизма и неоготики.
Внутри собора было создано два самостоятельных придела во имя святых архангела Михаила и святителя Николы чудотворца.
7 июля 1856 года правительство Россия запечатало алтари Покровского и Рождественского соборов. Они были распечатаны лишь через 50 лет. До революции Храм Рождества Христова являлся традиционным местом проведения Освященных Соборов Православной Старообрядческой Церкви.
В 1929 году храм был отобран советской властью. Вскоре после этого были разрушены купол здания и ротонда.
В 1995 году храм был возвращен Русской Православной Старообрядческой Церкви.
2 декабря 2008 года после капитальной реконструкции состоялась торжественная церемония установки креста на куполе храма. Вместе с установленным крестом высота храма составила 47 метров.
Иконостас храма пока не восстановлен, иконы из него в основном сохранены и находятся в иконохранилище и с обратной стороны иконостаса Покровского собора.
Храм-колокольня во имя Воскресения Христова на Рогожском кладбище
Главной доминантой поселка является Колокольня, заложенная в 1908 году в честь дарования старообрядцам религиозных свобод указом Николая II.
Высота возведенной в 1912 году Колокольни всего лишь на один кирпич ниже колокольни Ивана Великого в Кремле, что обусловлено специфическими ограничениями тех времен.
Несмотря на существенные утраты основных колоколов, ее звон неповторим и надолго остается в памяти услышавших.
По данным современных москвоведов, сейчас самые высокие православные сооружения в Москве – храм Христа Спасителя (высота с крестом – 103 метра), колокольня Ивана Великого на Соборной площади Кремля (81 метр) и Успенская церковь-колокольня на Рогожском кладбище (около 80 метров).
В колокольне был освящён небольшой Воскресенский храм. Иконостас храма украшали древние иконы. На втором ярусе было устроено книгохранилище.
1 февраля 2015 года колокольня была освящена во имя Воскресения Христова. В настоящее время в колокольне действует храм, создано иконохранилище, архив древних книг открыт для желающих познакомиться с историей старообрядчества.
Все Рогожские храмы старообрядцы превратили в музеи иконописи.
Купеческие династии, строго соблюдавшие старые обряды, жертвовали старинные рукописи и книги, иконы в серебряных вызолоченных ризах, богатую церковную утварь.
Комментарии (3):
Добавить комментарий