Россия. Санкт-Петербург. Вид с Невы на Стрелку Васильевского острова. View of Spit Vasilyevsky Island. St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Вид с Невы на Стрелку Васильевского острова. View of Spit Vasilyevsky Island. St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Вид с Невы на Стрелку Васильевского острова. View of Spit Vasilyevsky Island. St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Вид с Невы на Стрелку Васильевского острова. View of Spit Vasilyevsky Island. St. Petersburg, Russia

Санкт-Петербург. Ростральные колонны Стрелки Васильевского острова. Rostral columns. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Вид с Невы на Стрелку Васильевского острова. View of Spit Vasilyevsky Island. St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Вид с Невы на Стрелку Васильевского острова. View of Spit Vasilyevsky Island. St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Вид с Невы на Стрелку Васильевского острова. View of Spit Vasilyevsky Island. St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Вид с Невы на Стрелку Васильевского острова. View of Spit Vasilyevsky Island. St. Petersburg, Russia

Назад Вперед

Ростральные колонны (Rostral columns)


Ростральные колонны, словно два восклицательных знака, украшают стрелку Васильевского острова.


Отсюда открывается захватывающая панорама Невы и узнаваемых архитектурных ансамблей, расположенных на противоположном берегу реки – величественные здания Зимнего дворца, Адмиралтейства, Исаакиевского собора.


Ростральные колонны столь естественны на своем месте, что кажется, будто они находились здесь всегда. Хотя на самом деле их возвели в 1810 году в одно и то же время со строительством Биржи, которое шло под руководством архитектора Жана Франсуа Тома де Томона.


Традиция возводить колонны в честь морских побед пришла из Древнего Рима. Такие колонны украшали носовыми частями захваченных вражеских кораблей.

Металлический нос корабля – на латинском языке rostrum – использовался как таранное оружие во время морских сражений.

Отсюда появилось и название.


Кирпичную кладку 32-метровых колонн выполнила артель мастеров под руководством С.К. Суханова, имя которого известно и по другим проектам.

В колонны встроены медные росты, корабельные носы, каждый из которых имеет оригинальное украшение в виде наяды, морского конька, крокодила.


Колонны внутри полые и имеют винтовые лестницы, позволяющие подняться на верхнюю площадку. Здесь установлены светильники в виде огромных чаш на металлических треножниках. В них поджигали налитое масло, чтобы указывать кораблям путь в темное время или в тумане.


Во всяком случае, существует такая распространенная версия. Однако возникает простой вопрос: а как обходились без сигнальных огней до появления Ростральных колонн?

В конце XIX века к колоннам подвели электричество, но по тем временам это оказалось дорогим удовольствием и от него быстро отказались.


В 1957 году оборудовали газовый трубопровод высокого давление и установили такие мощные горелки, что языки пламени поднимались на высоту восемь метров.


Если Ростральные колонны раньше все же имели сигнальные функции, то они давно их утратили.

В настоящее время огни зажигают только по большим праздникам.

Колонны стоят на гранитных основаниях, которые являются постаментами для скульптурных композиций. У подножия Ростральных колонн находятся четыре скульптуры.



Считается, что они воплощают аллегории четырех русских рек – Волхова и Невы, Волги и Днепра.

Сначала планировали отлить фигуры из бронзы или чугуна, но это оказалось слишком дорого и сложно.

Более бюджетный вариант предложили скульпторы И. Камберлен и Ж. Тибо, которые высекли изваяния из пудостского камня.


Скупая атрибутика монументальных фигур не позволяет делать однозначные выводы об их аллегорическом содержании.

Автор проекта Ростральных колонн Ж.Ф. Тома де Томон в заметках к нему писал, что фигуры «символизируют божества моря и коммерции».

В Ростральных колоннах воплотились два основных мотива. Один из них связан с величием и славой российского морского флота. Второй имеет «коммерческую» и торговую составляющую, которые ассоциируются с торговым портом и Биржей.




Не случайно на фасаде Биржи красуются композиции с изображением богов Нептуна и Меркурия. Первый воплощает власть над водной стихией, второй – олицетворяет торговлю.

Ростральные колонны нуждаются в постоянном и профессиональном уходе. В основном это связано с особенностями пудостского известняка, использованного при создании скульптур.

Он легко поддается обработке, но со временем его пористая структура не выдерживает агрессивного петербургского климата, который усугубляется загазованностью от автомобильных выхлопов.


Камень со временем утрачивает свой природный желтоватый цвет и начинает крошиться. С момента создания Ростральные колонные пережили три больших реставрации. Первая их них была проведена в 1928 году и показала последствия «варварских» косметических ремонтов.

Со скульптур тогда снимали многочисленные слои краски, гипса и штукатурки, которыми в течение ста с лишним лет косметически пытались маскировать возникающие дефекты.


К сожалению, и последующие ремонтные работы не слишком отличались в лучшую сторону. В камень забивали металлические штыри для армирования штукатурных замазок. В конце ХХ века скульптуры оказались в аварийном состоянии.

К этому времени был накоплен необходимый опыт и найден материал, используемый еще древними мастерами. Это была смесь извести с мраморной крошкой, хорошо совместимая с пудостским камнем.

Она пористая и долговечная. Закреплялась смесь с помощью корундовой керамики. При этом сначала тщательно по фотографиям и рисункам воссоздали утраченные крупные детали, заменяя их оригинальным камнем.




Композиция стрелки Васильевского острова выглядит абсолютно совершенной. Имеющиеся «недоработки» тприроды люди сумели исправить.

Чтобы мыс Васильевского острова получил идеальные очертания, его засыпали грунтом, битым кирпичом и остатками другого строительного материала, образовавшегося при разборе здания старой Биржи.




Архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова – с площадью, зданиями кунсткамеры, Биржи и Ростральными колоннами – является воплощением духа Петербурга эпохи классицизма.

Для него характерны ясные пропорции, четкая планировка пространства, в котором сочетаются архитектурные и скульптурные элементы.


Если сказать простым языком, то это по-настоящему красивый городской пейзаж.

Типично петербургский пейзаж: камень, вода и простор.


29Пальм
Россия. Санкт-Петербург. Ростральные колонны Стрелки Васильевского острова. Rostral columns. St. Petersburg. Russia. Фото Irochka - Depositphotos Россия. Санкт-Петербург. Ростральные колонны Стрелки Васильевского острова. Rostral columns. St. Petersburg. Russia. Фото Irochka - Depositphotos
Просмотры 27974

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ