Италия. Рим. Базилика Святой Агнессы на пьяцца Навона. Sant'Agnese in Agone. Piazza Navona. Rome. Italy

Назад Вперед

Базилика Святой Агнессы (итал. Sant’Agnese in Agone)


Базилика Святой Агнессы на пьяцца Навона или Сант-Аньезе-ин-Агоне (итал. Sant’Agnese in Agone, лат. Sanctae Agnetis in Agone, англ. Sant'Agnese in Agone) – титулярная церковь, построенная в архитектурном стиле барокко на площади Навона в честь раннехристианской мученицы св. Агнессы Римской в Риме.

Другие названия церкви: Sant’Agnese de Agone, Sant’Agnese al Circo Agonale, Sant’Agnese de Cryptis Agonis или Sant’Agnese in Piazza Navona.


История строительства

Ранее на месте площади Навона располагался стадион последнего римского императора из династии Флавиев Домициана (правил с 81 по 96 год).

Именно поэтому площадь Навона имеет такую необычную удлиненную форму и названа агоне (по-греческой традиции в Риме так называли спортивные состязания на стадионах). Со временем слово агоне превратили в итальянское навона.

Здесь во времена императора Диоклетиана в 304 году римский солдат мечом убил двенадцатилетнюю девочку Агнессу, которую позже похоронили в римских катакомбах, которые сейчас носят её имя.

Согласно преданию, Агнесса росла в знатной римской семье, принявшей христианство. В житии Агнессы говорится о том, как сын римского префекта Семпрония воспылал к ней страстью, однако она отвергла его сватовство, поскольку решила принять на себя обет безбрачия и посвятить себя добродетельной христианской жизни.


Разгневанный префект на допросе выяснил, что Агнесса христианка, и поскольку в этот период христиане подвергались гонениям по указам императора Диоклетиана, поставил её перед выбором: или она приносит жертву римским богам или с позором будет отправлена в публичный дом.

Поскольку Агнесса отказалась почтить языческих богов, префект велел отвести её в публичный дом нагую. Согласно житию, когда с неё сорвали одежды, волосы Агнессы чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими.

В заточении ей явился ангел — он принёс девушке светлое покрывало. Чудеса продолжились и в публичном доме: все мужчины, пытавшиеся изнасиловать девушку, не смогли этого сделать, так как плотские желания у них исчезали, и они со стыдом покидали публичный дом.

Незадачливый жених, также посетивший Агнессу, умер, приблизившись к ней, но девушка воскресила его молитвами по просьбе его отца. Агнессу, как колдунью, бросили в костёр, но поскольку костёр не разгорался, один из солдат убил её ударом меча.


В XII веке по велению понтифика Каллиста II на площади построили базилику, которая простояла пять столетий.

В 1651 году папа римский Инокентий X (в миру Джованни Баттиста Памфили) начал строить на площади Навона фамильный дворец - Палаццо Памфили по проекту Франческо Борромини, а рядом на месте старой базилики решено было построить новую церковь, возведение которой поручили известному итальянскому архитектору, работавшему в традициях североитальянского маньеризма, Джироламо Райнальди.

Возведение новой церкви началось в 1652 году, но вскоре папа Иннокентий отказался от услуг Райнальди и строительство церкви по своему проекту выполнил архитектор Борромини, строивший Палаццо Памфили.

Базилику Святой Агнессы продолжили строить пор новому проекту с 1653 по 1655 год.


Освящение церкви состоялось 17 января 1672 года, а в 1998 году Базилика Святой Агнесы стала титулярной диаконией.

С 22 февраля 2014 года кардиналом-дьяконом является немецкий кардинал Герхард Людвиг Мюллер. Помимо богослужений в церкви, в ризнице Борромини, каждый четверг и пятницу проводятся концерты духовной музыки эпохи барокко, классической камерной музыки и арий из опер

Архитектура

Первый проект церкви архитектора Джироламо Райнальди предусматривал план в виде греческого креста. Идея двух симметричных башен главного фасада была позаимствована у архитектора Дж. Л. Бернини, который строил тогда две башни-колокольни на фасаде собора Св. Петра (недостроенные они были разобраны).

Борромини, продолживший строительство церкви, был вынужден следовать первоначальному проекту несмотря на его недостатки.


После смерти папы Иннокентия Х в 1655 году его племянник, Камилло Памфили, не стал финансировать дальнейшее строительство и в 1657 году работы были прекращены.

И только после смерти кардинала Камилло Памфили в 1666 году его жена Олимпия Альдобрандини поручила дальнейшие работы архитектору Бернини, который упростил вогнутый фасад здания, добавил треугольный фронтон с аттиком и раскреповку антаблемента.

В 1668 году дальнейшее строительство церкви продолжил сын Олимпии, Камилло, который восстановил Карло Райнальди в качестве архитектора и нанял живописца Чиро Ферри для создания росписи купола.

Лестница, ведущая с площади в церковь, была достроена Джузеппе Бараттой только в 1673 году.


Интерьер

Интерьер церкви вписан в сложный геометрический план: в греческий крест вписан квадрат, в который, в свою очередь, вписана окружность. Рукава креста образуют главный вход, расположенный напротив алтарь и две капеллы. Левая капелла посвящена Св. Себастьяну, правая — Св. Агнессе.

Внутренние интерьеры отличаются редким сочетанием света и цвета - разноцветный мрамор и позолоченная бронза.

Купол украшает роспись на тему Вознесения Марии.

Пандативы купола расписаны Джованни Батиста Гаулли, протеже Бернини, на тему Добродетели кардиналов.

В основании барабана купола начертана латинская надпись Ingressa Agnes turpitudinis locum, angelum Domini praeparatum invenit, которую можно перевести как Агнесса вошла в место стыда и встретила ангела Господня, ждущего ее.


Ризницу украшает картина Паоло Джисмонди Прославление Святой Агнессы, главный алтарь горельеф Святое семейство с Иоанном Крестителем, его родителями Захарием и Елизаветой работы Доменико Гуиди.

По углам подкупольного квадрата в полукруглых арочных нишах расположены, обрамлённые колоннами и пилястрами, четыре алтаря с мраморными горельефами, выполнеными учениками Дж. Л. Бернини: Смерть Св. Алессия (Дж. Ф. Росси), Мученичество Св. Ефстафия (М. Кафа, Э. Феррата), Смерть Св. Чечилии (Э. А. Раджи), Мученичество Св. Емеренцианы (Э. Феррата, Л. Ретти).


Над главным входом в интерьере находится надгробие праха папы Иннокентия X, скульптурная композиция работы Дж. Б. Майни.


29Пальм
Италия. Рим. Базилика Святой Агнессы на пьяцца Навона. Sant'Agnese in Agone. Piazza Navona. Rome. Italy. Фото user8611082 - Freepik.com Италия. Рим. Базилика Святой Агнессы на пьяцца Навона. Sant'Agnese in Agone. Piazza Navona. Rome. Italy. Фото user8611082 - Freepik.com
Просмотры 18296
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)














Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ