Назад Вперед

Особняк В. А. Шретера (The mansion of V. A. Shreter)


Напротив Новой Голландии на набережной Мойки, 114 располагается особняк архитектора Виктора Александровича Шретера (1839-1901гг.) - интересный образец раннего кирпичного модерна, построенный в 1890-1891 годах.

Это примечательное здание как ни называют – и “масонский особняк”, и “дом-ларец”, и “кирпичный замок”.

На главном фасаде здания можно увидеть масонские символы – лепные изображения в виде треугольника и циркуля, этим, в общем-то, и объясняется зачисление дома в “масонские”, хотя на самом деле, это знак Петербургского общества архитекторов, отцом-основателем которого был Шретер.

Что касается названия “кирпичный замок”, то тоже все понятно, ведь именно архитектор Виктор Шретер ввел новые варианты отделки домов - кирпичом, который предварительно обжигают огнем, а также натуральными камнями.

Виктор Шретер вместе с еще одним петербургским архитектором И. С. Китнером одним из первых в Петербурге ввёл в повсеместную практику "кирпичный стиль".

В этом стиле им были построены доходный дом и комплекс зданий шёлковых изделий А. И. Ниссена (наб. р. Фонтанки, 183).

В готическом стиле - дом банкира А. Майера (ул. Марата, 66), в мавританских мотивах - дом Вучиховского (пр. Римского-Корсакова, 33).

Неудивительно, что и собственный особняк Виктор Шретер выполнил в “кирпичном стиле”.

“Кирпичный стиль” этого особняка предвосхитил модерн, хотя это еще не модерн в полной мере.

К своим пятидесяти годам Виктор Александрович Шретер был уже очень известным архитектором, автором известных зданий в разных городах России и за ее пределами.


Он принимал большое участие в сооружении дворца великого князя Владимира Александровича, разработал проекты театров в Киеве, Иркутске, Нижнем Новгороде и Тифлисе и православной церкви в Киссингене, проектировал грандиозное театральное здание, предполагавшееся к возведению в Санкт-Петербурге на Марсовом поле, перестроил Мариинский театр, соорудил вокзал в Одессе.

У Шретера было большое семейство, они с женой воспитывали восьмерых детей (трое из которых впоследствии также станут архитекторами), поэтому неудивительно, что застройку довольно большого участка на углу набережной Мойки и ул. Писарева архитектор начал со строительства “семейного гнезда”.

Архитектор сумел придать облику здания романтический силуэт, вызывающий ассоциации с постройками старинных европейских городов.

Ассиметричное здание в готическом стиле с крышей, как у старинного дома-замка, и разными по размеру и форме окнами напоминает архитектуру старой Европы, которой всегда восхищался Шретер.

Именно такое здание по мнению архитектора иллюстрирует понятие “родовое гнездо”.

В объем выступающих центральных частей зодчий вписывает лестницы – этот прием найдет свое продолжение в архитектуре XX века.

На северном фасаде Шретер делает акцент на большое окно, придав ему готическую форму, помимо этого “готический” облик фасада подчеркивает также высокий остроугольный фронтон, зрительно продолжающий вертикаль здания.

Оба фасада объединены эффектным приемом – зодчий вводит в композицию угловой усеченной части здания эркер с башенкой.


На первом этаже дома были расположены столовая с небольшой винтовой лестницей, выходящей в сад, чайная и буфетная, за которой находились кухня и людская, между которыми находились кладовая и лестница, ведущая в подвал и к черному ходу.

Слева от главного входа, в угловой части особняка, был устроен кабинет и сообщавшаяся с ним большая чертежная.

На втором этаже находился просторный зал, будуар, спальня, гостиная и три детские комнаты.

В мансардном этаже располагались учебная, детская, запасная комнаты.

Внутренняя отделка отличалась простотой, скромным декором.

Парадными были помещения второго этажа: стены нежных пастельных тонов – зеленоватый, розоватый и коричневатый цвета, лепные тяги, потолки с лепными розетками и порезками.

В большинстве комнат, кроме людских и мансард, настелен дубовый паркет, а в подвале, ванной и туалетных комнатах полы были асфальтовые, на кухне, в коридорах и на площадках для пола использовали цементную и метлахскую плитку. Двери были дубовыми и частично из сосны.

Отопление было устроено водяное с увлажнителем воздуха, проведен водопровод. В состав хозяйственных построек входили экипажный сарай, конюшня, коровник и каменный ледник.

После революции 1917 года особняк превратился в многоквартирный дом. Многоквартирным дом перестал быть в начале 2000-ых годах, когда был приобретен в частную собственность.


29Пальм
Клуб путешествий Павла Аксенова. Санкт-Петербург. Наб. Мойки 114. Особняк Шретера. Фото Megaloman1ac - Depositphotos Клуб путешествий Павла Аксенова. Санкт-Петербург. Наб. Мойки 114. Особняк Шретера. Фото Megaloman1ac - Depositphotos
Просмотры 127893

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ