Россия. Санкт-Петербург. Академия художеств имени Ильи Репина. Aerial view of St. Petersburg. Imperial Academy of Arts in winter

Россия. Санкт-Петербург. Академия художеств имени Ильи Репина. The Russian Academy of Arts, St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Университетская набережная. University Embankment. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Университетская набережная. Saint Petersburg Sphinxes Embankment Neva River

Россия. Санкт-Петербург. Университетская набережная. University Embankment. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Университетская набережная. University Embankment. St. Petersburg. Russia

Назад Вперед

Сфинксы на Университетской набережной


Скульптурные композиции на набережных Санкт-Петербурга оттеняют неповторимость художественного облика города и придают тонкую гармонию звучанию архитектурной симфонии его панорам.


В неразрывном единстве со зданием Академии художеств на Университетской набережной воспринимаются монументальные изваяния древнеегипетских сфинксов, возвышающиеся на гранитной пристани на берегу Невы, ставшие одним из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга.




Своим появлением в Северной столице сфинксы обязаны моде на все восточное, которая охватила Европу в первые десятилетия XIX века.

Так, например, в Санкт-Петербурге в 1826 году построили Египетский мост, а спустя несколько лет на Университетской набережной, которая на тот момент не имела названия, появились сфинксы.


Из истории

В 1830 году был создан проект продолжения гранитной стенки берега Васильевского острова западнее Исаакиевского наплавного моста, составной частью которого стало сооружение пристани у Академии художеств, где предполагалось устроить пристань подобно спуску у Кунсткамеры.


Проектирование пристани было поручено известному русскому архитектору Константину Андреевичу Тону.

Согласно первоначальному проекту широкий лестничный спуск к Неве должны были украсить скульптурные группы "Укротители коней", которые были заказаны скульптору П.К. Клодту, но сумма в 425 тыс. руб., запрошенная за бронзолитейные работы, была не по средствам Академии.

Кстати, эти скульптурные композиции позже были установлены на Аничковом мосту.

Вместо коней на пристани у Академии художеств было решено установить двух гранитных сфинксов, найденных при раскопках вблизи древнеегипетской столицы - города Фивы и купленных российским правительством.


В декабре 1831 года К.А. Тон в связи с этим внес изменения в проект пристани, включив в композицию эти фигуры, изменив пропорции пристани и уменьшив просвет спуска.

Фигуры в июле 1832 года были доставлены в Россию и сначала поставлены во дворе Академии художеств, а в 1834 году сфинксы были водружены на два высоких мощных пьедестала на свои места на пристани у Невы.


Изначально сфинксы были выполнены для оформления Поминального храма Аменхотепа III, построенного при жизни фараона в Фивах, на западном берегу Нила. Руины этого храма сегодня входят в археологическую зону Ком эль-Хеттан.

В начале XIX века сразу после египетского похода Наполеона Бонапарта Европу охватила египтомания, которая перекинулась и на другие страны, в том числе и на Россию.


После открытия Египетского моста, в 1829 году в Царском селе в Александровском парке возвели Египетские ворота.

В 1826 году в Кунсткамере открылся Египетский музеум.

Изначально фигуры древних чудовищ вызывали у горожан неприятие, однако вскоре пристань со сфинксами стала одним из любимых мест горожан, породила новые городские легенды


В нынешнем виде пристань имеет длину 42 метра и частично врезана внутрь набережной, с набережной к воде ведут 14 ступенек, причем через 6 ступенек от набережной расположена площадка, по краям которой помещены две скамьи полукруглой формы, торцы которых украшены бронзовыми фигурами крылатых львов (грифонов).


Спуск с набережной предваряют по краям колонны бронзовых светильников-жирандолей, органично вписавшихся в архитектурную композицию пристани.

На их обращённой к Академии художеств стороне гранитных постаментов высечена надпись:

СФИНКСЪ / ИЗЪ ДРЕВНИХ ОИВЪ ВЪ ЕГИПТЪ. / ПЕРЕВЕЗЕНЪ ВЪ ГРАДЪ СВЯТАГО ПЕТРА / ВЪ 1832 ГОДУ.


Особенности памятников

Ученые-археологи считают, что подлинные древнеегипетские изваяния были высечены из очень плотного красного гранита (сиенита) в 1455-1414 годах до н. э.

Каждая фигура, представляющая собой львиные тела с головой фараона Аменхотепа III, имеет 5,24 метра в длину, 4,5 метра в высоту и весит 23 тонны.

Головы сфинксов украшены двойными коронами Верхнего и Нижнего Египта. Короны были вырублены отдельно и затем укреплены на головах статуй.


На лбах статуй - урей - украшения в виде кобры, покровительницы и защитницы фараонов. На шее сфинкса – широкое ожерелье из шести рядов бус.

Плечи сфинксов и часть передних лап покрывает полосатая ткань.

Посередине груди выбит в виде медальона картуш - царская табличка с иероглифическим отображением имени фараона.

Подбородки и покрывающие их бороды не сохранились. Бородка была отбита после смерти Аменхотепа III по распоряжению нового правителя Древнего Египта.


На груди, между лапами сфинкса и вокруг плинта высечены иероглифиченские надписи, восхваляющие фараона Аменхотепа III.

В 1912 году молодой египтолог В.В. Струве сумел расшифровать почти все эти надписи.

Силуэты грифонов созданы по моделям скульптора П. П. Годе в 1834 году, но еще до революции они были утрачены. В 1959 году по сохранившимся литографиям архитекторами И. Н. Бенуа и А. Е. Поляковым скульптуры воссоздали в первоначальном виде.


Грифоны выполнены не целиком, из скамьи выступает голова, грудь, передние лапы и крылья. Несмотря на грозный взгляд и распахнутую пасть, в которой видны клыки, вид у грифонов невероятно добродушный.

В отличие от неприступных высоких сфинксов, подойти и погладить маленьких грифонов может каждый. Видимо поэтому городской фольклор приписывает им умение исполнять самые заветные желания.


Головы грифонов ярок блестят на солнце, отполированные руками тех, кто верит в их могущество.

Считается, что для исполнения желания необходимо одну руку положить в пасть грифону, а другой погладить его по голове, при этом смотреть нужно на одного из сфинксов.

И тогда желание обязательно сбудется.


Сфинксы в культуре Санкт-Петербурга

Сфинксы на протяжении всей своей истории были излюбленным сюжетом живописцев, а сейчас и фотографов.

В 1835 году художник Максим Воробьёв написал с ними две картины: «Набережная Невы у Академии художеств. Вид пристани с египетскими сфинксами днем» и «Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью».


Эту набережную также рисовали Василий Садовников, Степан Галактионов, Фердинанд-Виктор Перро, Иосиф Шарлемань, Пётр Верещагин, Лев Лагорио, Михаил Сажин, Карл Гефтлер, Пётр Львов, Мстислав Добужинский, Григорий Калмыков, Гафур Мендагалиев, Владимир Румянцев и многие другие.

Сфинксы также фигурируют в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России».


29Пальм
Россия. Санкт-Петербург. Сфинксы на Университетской набережной. Authentic antique Egyptian Sphynx Neva river in St. Petersburg. Фото GrinPhoto-Deposit Россия. Санкт-Петербург. Сфинксы на Университетской набережной. Authentic antique Egyptian Sphynx Neva river in St. Petersburg. Фото GrinPhoto-Deposit
Просмотры 4918
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)










Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ