Россия. Москва. Красная площадь. Храм Василия Блаженного. St. Basil's Cathedral. Moscow, Russia

Россия. Москва. Красная площадь. Храм Василия Блаженного. St. Basil's Cathedral. Moscow, Russia

Россия. Москва. Красная площадь. Храм Василия Блаженного. St. Basil's Cathedral. Moscow, Russia

Россия. Москва. Красная площадь. Храм Василия Блаженного. St. Basil's Cathedral. Moscow, Russia

Россия. Москва. Красная площадь. Храм Василия Блаженного. St. Basil's Cathedral. Moscow, Russia

Россия. Москва. Красная площадь. Храм Василия Блаженного. St. Basil's Cathedral. Moscow, Russia

Назад Вперед

Храм Василия Блаженного (St. Basil's Cathedral)


Более четырех с половиной столетий Красную площадь в Москве украшает собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, который также называют Покровским собором, или еще чаще собором Василия Блаженного.


Ров, присутствующий в названии собора – это реально существовавшее оборонительное сооружение известное как Алевизов ров, проходивший по Красной площади.

Он тянулся от Угловой до Беклемишевской башни и соединял Москву-реку с Неглинной. Длина рва составляла более 500 метров при глубине 12-13 метров и ширине по поверхности до 36 метров.


История Покровского собора начинается в 1554 году с деревянного храма. Через год его разобрали и начали строить каменное здание. Собор возведен всего за несколько лет, с 1555 по 1561 год.

Инициатором создания собора стал царь Иван Грозный, повелевший построить его в знак памяти о взятии Казани и победы над Казанским ханством.

На самом деле это не единый собор, а десять церквей, названных в честь разных святых и церковных праздников. Все они находятся на едином основании – подклети.


Центральная церковь – Покрова Богородицы – дала основное название собору. Оно выбрано потому, что решающая битва за Казань произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы.

Относительно личностей создателей храма существует разноречивая информация. Самая недостоверная и ничем не подтвержденная версия гласит, что собор строили итальянские мастера.

В письменных источниках называются имена русских мастеров Постника и Бармы как строителей собора. Многие историки сходятся во мнении, что это не два человека, а один: некий мастер Постник по прозвищу Барма.

Известна запись в одном из рукописных документов, отмечающая, что «мастер был Барма со товарищи».


Вокруг храма со временем формировались легенды, и сегодня не всегда удается отделить правду от вымысла. Есть совершенно сказочная история о том, что создателя собора царь приказал ослепить, чтобы тот не мог построить более красивую церковь.

Но известно, что Постник позже еще принимал участие в строительстве Казанского кремля.




Еще одно предание связано с юродивым Василием Блаженным, который «финансировал» строительство собора. Якобы он бросал монеты, полученные в качестве подаяния, прямо на Красную площадь, и никто не смел их воровать.

Потом Василий Блаженный принес все свои накопления и передал их царю.


В этом деле тоже существует историческая неувязка. Считается, что Василий Блаженный умер за несколько лет до начала строительства, хотя позже за дату его смерти приняли 1557 год.

Мощи Василия Блаженного, получившего статус святого при царе Федоре Ивановиче, были перенесены в Покровский сбор. Над мощами возвели раку, украсив ее серебром, воздвигли церковь, которая стала десятой по счету. Рака была разграблена поляками, захватившими Москву в Смутное время.

Василия Блаженного уже при жизни высоко почитали в Москве, его предсказания часто сбывались, он творил чудеса, которые продолжались и после его смерти.




Концепция многопридельного храма, возможно, связана с желанием митрополита Макария создать образ святого города, зримо воплотить представление о Москве как о Третьем Риме.

Однако большинство историков архитектуры склоняются к тому, что мастера действовали по собственному разумению, подчиняясь чувству гармонии и соразмерности.

Центр композиции собора формирует церковь Покрова Божией Матери с шатром и маленькой главкой. Остальные восемь церквей располагаются симметрично. По обходной галерее и с помощью системы коридоров можно обойти все церкви.


Колокольня собора построена в 1670-е годы, она тоже увенчана куполом, которых, таким образом, стало одиннадцать. С западной стороны к собору пристроены два крыльца.

Собор не однажды перестраивался, менялся его внешний облик. До XVII века главы были луковичными, их насчитывалось 25 с учетом небольших луковиц, идущих вокруг храмового шатра. Они не сохранились. Все главы были золотыми, а стены собора белыми.

Каждый купол имеет оригинальное убранство. На одном зигзагом идут алые пояса, на другом – сияют золоченые шишки, как звезды в ночном небе.

Следующий купол украшен вертикальными параллельными полосами, а на соседним куполе идут витые полосы.




Один из ярких куполов разделен на симметричные части желтыми и зелеными цветами. Барабаны украшают карнизы, кокошники, ниши и проемы, и они нигде не повторяются.

Покровский собор построен как мемориальный комплекс, его объемы максимально вынесены на Красную площадь, а внутри помещения невелики. Собор не имел отопления, поэтому в холодное время он закрывался.

Если в богослужении предполагалось участие многих молящихся, то аналой устраивали на Лобном месте, а здание собора служило как бы алтарем.

Интерьеры собора начали расписывать только через сто лет после окончания строительства. Позже они подновлялись и переписывались, поэтому сегодня роспись представляет собой сочетание техник, принадлежащих разным векам, от XVI до XVIII.




Из-за ограниченного внутреннего пространства архитектор А. Павлинов в 1895 году спроектировал иконостас с заворотом, то есть часть иконостаса размещается на боковых стенах.


В иконостасе есть старинные почитаемые иконы – это Богоматерь Смоленская XVI века и лик святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.

Ансамбль южной части Красной площади, где находится собор, завершают расположенные здесь Лобное место и памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, организаторам ополчения в Смутное время.




Собор построен из известняка, его высота составляет 65 метров. Здание не раз повреждали пожары, ему грозило полное уничтожение. В 1812 году наполеоновские солдаты заминировали собор, но взрыв не произошел. Рассказывают, что горящий фитиль потушил сильный дождь.

Богослужение в соборе прекратилось в советское время, с колокольни сняли все колокола, церковное имущество изъяли.


В 1936 году существовал план разрушения собора, предложенный Л.М. Кагановичем, с целью освобождения места для свободного прохода военных парадов и демонстраций.

Якобы Сталину даже показали макет Красной Площади без собора, на что он коротко приказал Кагановичу: «Лазарь, верни его на место».


Службы в храме возобновились в 1991 году. В собор вернулись колокола, среди них есть и старинные. Сегодня собор Василия Блаженного находится в совместном ведении Исторического музея и Русской православной церкви.


29Пальм
Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Москва. Красная площадь. Храм Василия Блаженного. St. Basil's Cathedral. Moscow, Russia. Фото scaliger-Depositphotos Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Москва. Красная площадь. Храм Василия Блаженного. St. Basil's Cathedral. Moscow, Russia. Фото scaliger-Depositphotos
Просмотры 31176

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ