Италия. Венеция. Панорама площади Сан-Марко. Aerial View Of Venice near Saint Mark's Square. Italy

Италия. Венеция. Собор Святого Марка. San Marco Square in Venice, Italy. St Mark's Basilica in the center

Италия. Венеция. Собор Святого Марка. Saint Mark's Basilica in Venice, Italy

Италия. Венеция. Собор Святого Марка на площади Сан-Марко. Architectural details of Saint Mark's Basilica, Venice, Italy

Италия. Венеция. Собор Святого Марка на площади Сан-Марко. Basilica in San Marco square in Venice. Italy

Италия. Венеция. Собор Святого Марка на площади Сан-Марко. Basilica in San Marco square in Venice. Italy

Назад Вперед

Собор Святого Марка (St Mark's Basilic)


Собор Святого Марка (итал. Basilica Cattedrale Patriarcale di San Marco) - кафедральный собор Венеции, выполненный в византийском стиле, расположен на центральной площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей.


Кафедральный собор Римско-католического Патриархата, ставший епископской резиденцией патриарха Венеции в 1807 году, заменив более ранний собор Сан-Пьетро-ди-Кастелло.


До падения республики в 1797 году он был часовней дожа, именно здесь проводились официальные религиозные и гражданские церемонии, в том числе представление нового дожа народу, здесь заключались мирные договоры и союзы и праздновались победы.


Церковь также служила залом для собраний Concio до роспуска народного собрания в 1423 году.

Собор, украшенный многочисленными мозаиками, является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов.


В 1987 году собор в числе прочих венецианских памятников вошёл в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Святой Марк – покровитель Венеции

Евангелист Марк, один из семидесяти учеников Господа, с давних времен считается покровителем Венеции.


Согласно одной из легенд, святой Марк, возвращаясь из Аквилеи, города Северной Италии, где проповедовал христианство, был застигнут бурей и остановился на одном из венецианских островов.

Во сне Марку явился ангел, возвестивший, что именно здесь он обретет покой.

На знамени Венецианской республики были начертаны слова ангельского пророчества:

- Мир тебе, Марк, евангелист мой!


Позднее святой Марк основал церковь в Египте, где и стал первым епископом Александрии. Там же апостол Марк принял мученическую смерть от язычников и был похоронен в столице Египта – Александрии.

31 января 829 года два венецианских купца Буоно и Рустико, опасаясь осквернения святыни мусульманами, тайно изъяли мощи святого Марка и перевезли их в Венецию.

После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста - крылатый лев.




История собора

Для хранения мощей апостола Марка венецианский дож Джустиниано Партечипацио начал строительство базилики в 829 году, которое завершилось в 832 году уже при его брате доже Джованни Партечипацио.

Здание первой церкви, выстроенной в форме латинской базилики типа равеннских с куполом над центральной частью, где были захоронены мощи апостола Марка, было почти полностью уничтожено пожаром в 976 году.

К концу X века базилика была восстановлена.


Строительство современного здания собора началось в 1063 году при доже Доменико Контарини.

Строительство было закончено в 1094 году при доже Витале Фальере, который был захоронен в галерее на месте современного нартекса собора.

В том же году состоялось освящение храма.

Новый крестовокупольный пятиглавый собор был возведена по образцу константинопольского храма Апостолов и в дальнейшем на протяжении многих столетий непрерывно расширялся и украшался.

Внешнее убранство собора было завершено к концу XV века.




Строительством церкви в разное время занимались такие архитекторы, как Якопо Сансовино и Бальдассар Лонгена.

Под сводами собора собрано множество древних реликвий, в том числе привезенных крестоносцами после разграбления Константинополя в 1204 году.

Среди них квадрига на западном фасаде, “золотой алтарь” византийской работы, образ “Мадонна Никопея”.

Во времена Венецианской республики значение Базилики Сан-Марко было очень велико, именно в ее стенах по сложившейся традиции глава республики публично провозглашался дожем из преголы, правой кафедры, специально устроенной для этой цели в соборе.




Официально до 1807 года Базилика Сан-Марко считалась дворцовой капеллой, однако в ней проводились и массовые церемонии, например, благословение войска перед войной и демонстрация захваченных у врагов знамён.

Собор полностью находился в юрисдикции дожей и имел собственный причт, независимый от местного епископа.

В 1807 году по приказу Наполеона в собор Сан-Марко из церкви Сан-Пьетро ди Кастело была перенесена кафедра патриарха Венеции, после чего Базилика Святого Марка стала носить статус кафедрального собора Венеции.




Собор Святого Марка считается одним из главных центров христианского паломничества Севера Италии, где верующие кроме мощей апостола Марка могут поклониться мощам мученика Исидора и образу Богородицы “Никопея”.

Архитектура собора

Строительство храма велось много несколько столетий, в результате чего его архитектура сочетает в себе различные стили.

Суровый романский фасад классической греческой базилики дополнен более современными архитектурными стилями.

Фасады храма облицованы привезенным в разное время восточным мрамором, украшены колоннами различных ордеров, греческими и романскими барельефами, византийскими и итальянскими скульптурами, готическими капителями.

Стиль, соединивший в себе различные эпохи принято называть “византо-венето”.


В плане здание собора выполнено в форме греческого креста и представляет собой типичную византийскую крестовокупольную базилику, напоминающую константинопольскую церковь Святых Апостолов.

В конце XII века к базилике был пристроен просторный нартекс, а в последующие века несколько капелл, баптистерий, сакристия и некоторые другие помещения.

Размеры базилики составляют 76,5 (длина вместе с алтарной частью) на 62,5 метров. Высота базилики (по центральному куполу) составляет 43 метра.

Готический иконостас, созданным в 1394 году мастерами Пьетро Паоло и Якобелло Делле Масенье, отделяет алтарь от центрального нефа.

Перегородка между нефом и алтарной частью храма представляет собой характерный византийский темплон, созданный из цветного мрамора и увенчанный большим крестом, по сторонам от которого установлены четырнадцать статуй - двенадцать апостолов, Дева Мария и апостол Марк.


Под высеченным из цельного куска зелёного восточного мрамора и поддерживаемым четырьмя колоннами из известкового алебастра киворием V века расположен главный алтарь храма с мощами святого Марка, перенесёнными в собор из крипты в 1835 году.

На каждой из колонн, стоящих в девять рядов, расположены рельефы с историей Девы Марии и Иисуса, в которых нашли своё отражение, помимо канонических, апокрифические истории.

Наборный мраморный пол базилики из плит полихромного мрамора со вставками мозаичных изображений был создан в XII веке и хорошо сочетается с наружным и внутренним мраморным убранством собора.

Своды, купола и верхний уровень стен собора покрыты мозаичными полотнами общей площадью около 4000 кв.м., создававшимися с 1071 года в течение более двухсот лет, например, мозаики нартекса были закончены в 1280 году.

Мозаичный цикл собора Святого Марка является одним из наиболее значимых образцов данного вида искусства


Рядом с Собором Святого Марка в 1514 году была построена отдельно стоящая шатровая колокольня (кампанила) высотой около 100 метров, которая кроме церковных функций служила также маяком для кораблей, входивших в лагуну.

Кампанила полностью обрушилась от землетрясения в 1902 году, но была восстановлена в прежнем виде в 1912 году.


Фасады собора

Суровый внешний облик собора, соответствовавший канонам романского стиля, позднее приобрел более роскошный вид благодаря мраморной облицовке фасада, выполненной в XIII веке.

Идея более пышного убранства фасада возникла после четвёртого крестового похода, когда в Венецию были вывезены колонны и капители из константинопольских дворцов и храмов.

У Собора Святого Марка три фасада – Главный, Южный и Северный.


Главный фасад, имеющий пять входов, оформленных в виде порталов с колоннами в два яруса, облицован мраморными плитами, украшен колоннами, увенчанными капителями коринфского ордера.

Архивольты центрального портала украшены композициями с аллегорическими образами искусств и ремёсел. Арки порталов и расположенных над ними люнет украшены мозаикой.


Люнеты украшены готическим венцом, выполненным в XIV - XV веках тосканскими мастерами. Между арками венца, украшенными растительным орнаментом, установлены башенки с фигурами святых.


В крайних башнях фасада изображена сцена Благовещения (архангел Гавриил в крайней левой башенке, Дева Мария — в крайней правой).

Между ними в четырёх башенках установлены фигуры евангелистов с их символами.

Мозаики люнет выполнены в 1617 - 1618 годах Луиджи Гаэтано по эскизам Маффео Вероны.

На Главном фасаде представлены мозаики “Снятие с креста”, “Сошествие Иисуса Христа во ад”, “Воскресение Христово”, “Вознесение Христово” а также витраж и лоджия с квадригой.

Среди мозаик арок портала выделяются “Процессия переноса мощей святого Марка в собор”, “Дож и венецианская сеньория встречают тело святого Марка”, “Явление Христа Судии”, “Прибытие мощей апостола Марка в Венецию” и “Перенесение тела святого Марка на корабль”.




Южный фасад, облицованный мрамором, украшенный мозаикой и статуями святых, выходит на пьяцетту и Дворец дожей.

На Южном фасаде выделяется изображение святого Христофора, обращенное к морю, “охраняющее” единственный вход.

Считалось, что того, кто посмотрит на образ этого святого, в этот день не коснётся никакое зло.

Также на южном фасаде расположены многие декоративные элементы, вывезенные из Константинополя.


Северный фасад, украшенный мраморной инкрустацией различного происхождения, имеет единственный вход, ведущий в нартекс собора, который выполнен в форме портала и украшен скульптурным изображением Рождества Христова, созданными венецианскими мастерами в XIII веке в соответствии с византийскими канонами.

Из-за множества растительного орнамента вход получил название Порта деи Фьори (“Врата цветов”).

Квадрига святого Марка

Знаменитая конная композиция скульптора Лисиппа (IV веком до н. э) из позолоченной бронзы, установленная на лоджии собора, является единственным сохранившимся образцом многофигурной конской античной скульптуры.




Квадрига, украшавшая константинопольский ипподром, была вывезена в Венецию в 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода дожем Энрико Дандоло после разграбления крестоносцами Константинополя.

Квадрига была установлена на лоджии базилики Сан-Марко в период правления дожа Реньеро Зено (1252 - 1268 годы).

Во время реставрации собора в 1970-е годы квадригу на лоджии собора заменили копией, а оригинал в 1982 году был помещён в музей базилики, расположенный в верхних помещениях нартекса собора.


С севера и запада собор опоясывает галерея, с юга примыкает капелла и баптистерий.


29Пальм
Италия. Венеция. Собор и Кампанила Святого Марка на площади Сан-Марко. Morning view of San Marco Square in Venice. Italy. Фото deb-37 - Depositphotos Италия. Венеция. Собор и Кампанила Святого Марка на площади Сан-Марко. Morning view of San Marco Square in Venice. Italy. Фото deb-37 - Depositphotos
Просмотры 33133
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)














paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)




Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ