View of St. Petersburg from the air an Mikhailovsky engineerin castle, Russian museum and field of Mars

View of St. Petersburg from the air an Mikhailovsky engineerin castle, Russian museum and field of Mars

Россия. Санкт-Петербург. Михайловский (Инженерный) замок. Mikhailovsky (Engineering) Castle in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Михайловский (Инженерный) замок. Mikhailovsky (Engineering) Castle in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Михайловский (Инженерный) замок. Mikhailovsky (Engineering) Castle in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Михайловский (Инженерный) замок. Mikhailovsky (Engineering) Castle in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Михайловский (Инженерный) замок

Россия. Санкт-Петербург. Михайловский (Инженерный) замок. Saint Michael's Castle (Mikhailovsky Castle or Engineers' Castle), Saint Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Михайловский (Инженерный) замок

Назад Вперед

Михайловский (Инженерный) замок (St. Michael's Castle)


Михайловский замок, несколько необычное для Петербурга архитектурное сооружение, которое неразрывно связано с личностью великого магистра Мальтийского ордена, императором Павлом I, с его жизнью и смертью.


Павел I – правнук Петра I – оставил о себе двойственную память. О нем сложилось представление как о деспотичном правителе и вспыльчивом человеке.


Ряд его реформ сыграл важную роль в укреплении государственной власти и воинской дисциплины.

Однако открытый разрыв с предыдущей политикой, которую проводила его мать Екатерина II, и меры, направленные на ослабление позиций служилого дворянства, не пользовались популярностью.




В высших кругах, причем, самых близких к императору постепенно назревало недовольство, которое привело к формированию смертельного заговора против него.

Желание иметь собственный дворец – замок объясняется страхом императора стать жертвой заговорщиков и его нежеланием жить в Зимнем дворце.

Увлечённый идеями романтического рыцарства и благодаря впечатлениям, полученным от европейских средневековых замков во время европейской поездки, Павел I очень хорошо представлял себе собственный будущий дворец.

Это должен быть замок, некоторые эскизы которого разрабатывал сам император. Грандиозность замысла и взыскательность заказчика потребовали много времени: проект в окончательном виде оказался готов только через 12 лет.


К тому же, Павел был «всего лишь» великим князем и еще не мог распоряжаться самостоятельно.

Среди первых указов, подписанных императором Павлом I в 1796 году, было распоряжение снести Летний дворец, в котором он родился. Сразу началось возведение нового дворца.

Название замку дано в честь Архангела Михаила, бывшего покровителем семьи Романовых. Слово «замок» Павлу очень нравилось, все свои дворцы он именовал замками.

Новую официальную резиденцию строили в большой спешке, что, впрочем, не сказалось на качестве строительства. Единственным недостатком, как позже выяснилось, была невозможность протопить огромные залы, поэтому на окнах зимой возникали огромные наледи.




Работы шли в три смены, и днем, и ночью при свете костров и факелов. На стройке одновременно было задействовано более 6000 человек, которых снимали с других объектов. Сюда в первую очередь направлялись строительные материалы.

Здание в целом было готово через четыре года. Первого февраля 1801 года императорская семья въехала в Михайловский замок. Через один месяц и десять дней в собственной спальне Павла I был задушен людьми из своего ближайшего круга.

Все страхи оказались не напрасны, и замок не стал безопасным прибежищем для своего хозяина.

Некоторое время единоличное авторство проекта Михайловского замка приписывалось итальянскому архитектору Винченцо Бренне, хотя над проектом долгие годы работал Василий Баженов.

Бренна подключился на стадии строительства, осуществлял общее руководство и разработал отделку интерьера.




Михайловский замок – самое выразительное архитектурное сооружение Павловской эпохи, ярко отразившее вкусы и мировоззрение последнего императора XVIII века.

В истории русской архитектуры его принято считать воплощением стиля романтического классицизма.

Замок, как бы вырастающий из воды, по стилю относится к романтическому классицизму. Фасады дворца, украшенные статуями, не повторяют друг друга.

Эта средневековая крепость, являющаяся абсолютно не характерным для российской архитектуры сооружением, окрашено так же в нехарактерный красно-оранжевый цвет.


Замок отражает вкусы и запросы своего владельца, его представления о красоте и надежности. Здание со всех сторон окружала вода двух речек и двух каналов.

Для укрепления неприступности в дополнение к протекающим рядом рекам Фонтанке и Мойке специально прорыли Воскресенский и Церковный каналы (позже их засыпали).

У северного фасада были оборудованы полубастионы с пушками, устроены подъемные мосты, которые находились под постоянной охраной. У Фонтанки тоже стояли пушки.

Замок имеет форму квадрата с закругленными углами.

Главный въезд в замок находится с юга.


Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью.

Через ров с водой, окружавший площадь Коннетабля с памятником Петру I в центре, был переброшен деревянный подъёмный мост, по обеим сторонам которого стояли пушки.


За памятником был прорыт ров, через который перекинуты три моста, причем средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу.




Здание находится у пересечения реки Мойки с Фонтанкой. Изначально оно было со всех сторон окружено водой: с севера и востока реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Церковный и Вознесенский (ныне засыпанные) отделяли замок от остального города, превращая территорию замка в искусственный остров.

Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми.

Западный (церковный) фасад замка выглядел наиболее респектабельно – с декоративным лепным карнизом и аллегорическими скульптурами Веры и Надежды.


На месте окон третьего этажа, которых при Павле здесь не было, располагались выполненные из белого каррарского мрамора медальоны с изображениями четырёх евангелистов (Иоанна, Луки, Матфея и Марка).

Сейчас эти изображения находятся на внутренних стенах храма.

Церковь, расположенная по центру западного фасада, украшена типично петербургским шпилем.


Эта небольшая церковь для императорской семьи была освящена в честь Св.Михаила Архангела. А на потолке ее можно увидеть масонское всевидящее око.

После убийства Павла церковь была закрыта, но спустя двадцать лет помещение было перестроено в двухэтажное и в нем опять стали проводить службы. Самыми известными прихожанами церкви были Ф. Достоевский и М. Мусорский, а композитор М.Глинка здесь венчался.

Через въездные ворота западного фасада на территорию замка могли заходить жители Петербурга, желающие осмотреть различные произведения искусства.

Восточным фасадом сооружение выходит на набережную реки Фонтанки.




На фасаде присутствует выступ, расположенный по центру и строго напротив аналогичного выступа с западной стороны (где церковь).

Это Овальный зал, относившийся к парадным императорским покоям. Как и церковь, выступ увенчан башенкой и шпилем – для симметрии.

Северным (парковым) фасадом, или главной, лицевой частью замок смотрит на Летний сад и Марсово поле.


В пруду Летнего сада в безветренную погоду можно увидеть отражение верхних этажей и надстроек замка.

В его центре расположена широкая украшенная скульптурой лестница, ведущая в лоджию входа с парной мраморной колоннадой тосканского ордера, поддерживающей террасу.




Фасад завершен богато декорированным аттиком.

Открытую террасу этого фасада поддерживает мраморная колоннада, использована и широкая лестница, украшенная статуями Геркулеса и Флоры.




Внутренний замкнутый двор получил форму восьмигранника. У главного фасада построили тройной каменный мост, который вел к Воскресенским воротам.

Спустя много лет во дворе установили памятник Павлу I.


Перед входом, на современной Кленовой улице, находится памятник Петру I.


Его модель сделал еще жизни Петра I сделал Б. Растрелли, однако для памятника долгое время не находилось достойное место.




Ему даже пришло простоять несколько десятков лет под навесом в районе Троицкого моста.


Гранитный пьедестал облицован олонецким мрамором белого, розового и зеленоватого оттенков и украшен двумя бронзовыми барельефами — «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», а также аллегорической композицией с трофеями.


Перед установкой памятника на пьедестал Павел I распорядился сделать надпись: «Прадеду – правнук».


Дворец украшен колоннами, лепным карнизом, скульптурами, барельефами, роскошным аттиком и непременным атрибутом замка – башней с типичным петербургским шпилем.

Своеобразие внутреннего убранства определяется его двойным назначением.

Виртуальный тур


Во-первых, замок отвечает требованиям парадной резиденции императора.

В замке было пять тронных залов, причем, самому Павлу I принадлежали сразу два зала, остальные предназначались для других членов его семьи.

Во-вторых, Павел I как 72-й магистр Мальтийского ордена предусмотрел для него необходимые помещения в замке. Георгиевский зал создавался как кордегардия (караульное помещение) для кавалеров Мальтийского ордена.




На плафонах Большого Тронного зала рядом с вензелем Павла I был изображен Мальтийский крест.

Официальные мероприятия кавалеров планировалось проводить в Мраморной галерее. Однако за краткое время пребывания Павла I в замке был проведен всего один официальный прием.

Михайловский замок, ставший местом убийства императора, не мог вызывать у его наследников положительных эмоций. Семья Павла I сразу покинула замок, следом стали вывозить произведения искусства и убранство.


Александр I для свадебного подарка своей сестре приказал переплавить серебряные врата дворцовой церкви. Николай I разрешил снимать мраморную облицовку замка для строительства Нового Эрмитажа.

Царская семья явно не любила дворец и хотела бы истребить из памяти его историю.

В 1822 году в здание въехало Инженерное училище, и оно получило новое название – Инженерный замок. В числе учащихся были будущие писатели Ф.М. Достоевский и Д.В. Григорович, ученые И.М. Сеченов и П.Н. Яблочков.




Для учебных нужд помещения начали целенаправленно перестраивать. В результате большинство интерьеров утрачено. Военное ведомство использовало замок и в советское время.

Вокруг Михайловского замка существует много легенд и преданий. Самая известная – история с приведением. Когда здесь разместили различные учреждения и квартиры служащих, новые обитатели дворца стали рассказывать о появлении привидения в виде погибшего императора.

Ночным прохожим тоже виделась сквозь окна светящая фигура.


Хотя известно, что рассказы о привидениях появились позже, когда старшекурсники Инженерного училища начали таким образом пугать своих младших товарищей, то есть это пример простой военной «дедовщины».

Н. Лесков отразил данный факт в рассказе «Привидение в Инженерном замке».

В 1991 году Михайловский замок стал частью комплекса Русского музея. В обновленных залах находятся постоянные экспозиции и устраиваются временные выставки.


29Пальм
Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург.Михайловский (Инженерный) замок.View of St. Petersburg from the air an Mikhailovsky Castle.Ф Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург.Михайловский (Инженерный) замок.View of St. Petersburg from the air an Mikhailovsky Castle.Ф
Просмотры 25012

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ