Рим. Ватикан. Собор Святого Петра. St. Peter's Basilica in Vatican City - Rome

Рим. Ватикан. Вид на Рим с Собора Святого Петра. Saint Peter's Square in Vatican and aerial view of Rome

Рим. Ватикан. Панорама площади св. Петра и Собора Святого Петра. Panoramic night view of St. Peter's square in Vatican. Rome, Italy

Рим. Ватикан. Панорама площади св. Петра и Собора Святого Петра. St. Peter's Basilica, Vatican City. Italy

Рим. Ватикан. Панорама площади св. Петра и Собора Святого Петра. St. Peter's Basilica, Vatican City. Italy

Рим. Ватикан. Интерьер Собора Святого Петра. The pity Michelangelo masterpiece in Saint Peter Basilica - Vatican

Рим. Ватикан. Панорама площади св. Петра и Собора Святого Петра. Panoramic night view of St. Peter's square in Vatican. Rome, Italy

Рим. Ватикан. Панорама площади св. Петра и Собора Святого Петра. Panoramic night view of St. Peter's square in Vatican. Rome, Italy

Рим. Ватикан. Панорама площади св. Петра и Собора Святого Петра. Panoramic night view of St. Peter's square in Vatican. Rome, Italy

Назад Вперед

Собор Святого Петра (St. Peter's Basilica)


Собор Святого Петра или Папская базилика Святого Петра в Ватикане (лат. Basilica Sancti Petri, итал. Basilica Papale di San Pietro in Vaticano, англ. The Papal Basilica of Saint Peter in the Vatican) – один из главнейших католических соборов, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире.

Одна из четырёх великих папских базилик Рима и церемониальный центр Римско-католической церкви.


Собор Святого Петра, над созданием которого трудились такие известнейшие архитекторы, скульпторы и художники как Донато Браманте, Микеланджело, Карло Мадерно и Джаном Лоренцо Бернини, является самой известной архитектурной достопримечательностью эпохи Возрождения и самым большим христианским собором в мире.


В соборе находятся гробницы Святого Петра - главного из апостолов Иисуса, а также многих епископов Рима, начиная с раннего христианского периода.

Собор Святого Петра известен как место паломничества и своими литургическими функциями. Папа Римский проводит лично ряд литургий в течение года как в базилике, так и на прилегающей к ней площади Святого Петра, эти литургии привлекают аудиторию численностью от 15 000 до более 80 000 человек.


Собор Святого Петра имеет много исторических ассоциаций с ранней христианской церковью, папством, протестантской реформацией и католической контрреформацией, а также с многочисленными художниками, особенно Микеланджело.

Вопреки распространенному заблуждению, это не кафедральный собор, потому что он не является резиденцией епископа; кафедра папы Римского как епископа Рима находится в Сент-Джон-Латеране.


Из истории Собора

В самом начале нашей эры на месте нынешнего Ватикана располагались сады цирка римского императора Нерона. Об этом напоминает египетский обелиск из Гелиополя, который в 1586 году перевёз из цирка и установил в центре площади Святого Петра перед собором итальянский архитектор Доменико Фонтана.

В период правления императора Константина I началось строительство Базилики Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro), здания, на протяжении IV—XVI веков располагавшегося на месте современного Собора Святого Петра.


Первая базилика была построена в 326 году, после чего первый христианский император Константин Великий повелел захоронить предполагаемые останки апостола Петра. Таким образом алтарь будущего собора был установлен над криптой с саркофагом Святого Петра, принявшего в 66 году мученическую смерть в цирке Нерона.

В течение последующих двенадцати веков базилика постепенно приобрела огромное влияние, в конечном итоге став главным центром паломничества в Риме.


В базилике проходили папские коронации, и в 800 году Карл Великий был коронован в ней как император Запада. В 846 году базилика была разграблена и частично разрушена сарацинами.

Папа Римский (с 1 ноября 1503 года по 21 февраля 1513 года) Юлий II, решил построить на месте древней базилики огромный собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.

В 1506 году было начато строительство нового Собора Святого Петра в соответствии с планами архитектора Донато Браманте.





В своем проекте архитектор пытался соединить византийский тип церкви с традициями романской архитектуры и создать тем самым некий “вселенский храм”, причем в предложении Донато Браманте чувствовалось влияние идей Леонардо да Винчи и его рисунков идеального центрического храма.

Прототипом нового собора Браманте выбрал небольшой круглый храм Темпьетто, построенный Браманте в 1502 году на Яникульском холме, который воплощал в себе идею абсолютной симметрии и центрического плана.

После смерти Браманте руководить строительством с 1514 по 1520 годы стал архитектор умбрийской, флорентийской, а затем римской школы Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме плана базилики в виде латинского креста, затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму.






В 1546 году главным архитектором по указанию Папы Павла III был назначен один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко, итальянский скульптор, художник, архитектор Микеланджело Буонарроти, который вернулся к идее центрического крестово-купольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны, как это было принято в древнейших базиликах Рима и в античных храмах, где вход находился с восточной, а не с западной стороны.

При жизни Микеланджело значительно продвинул возведение собора, однако смерть гениального архитектора в 1564 году на некоторое время приостановило строительство.

строительство продвинулось значительным образом, был даже выстроен барабан купола. Однако завершить свой грандиозный проект гений не успел, в 1564 году смерть прервала труды Буонарроти.




Микеланджело возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти итальянский архитектор и скульптор, один из наиболее значительных представителей маньеризма Джакомо делла Порта.

В результате дальнейших работ купол получил не полусферическую, как задумал Микеланджело, а параболическую форму. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола, также занятый в строительстве, возвёл только два.

В 1607 - 1617 годах по указанию Павла V архитектор Карло Мадерна удлинил восточную ветвь креста и пристроил к зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста.

В результате купол, скрытый фасадом, стал виден только издалека и таким образом утратил своё доминирующее значение.

Обшитый травертином барочный фасад имеет внушительные размеры: ширину 115 метров и высоту 46 метров.

Классические колонны поддерживают аттик, увенчанный 13-ю статуями. Пятиметровая статуя Христа, в окружении Иоанна Крестителя и 11 апостолов (кроме апостола Петра, статуя которого находится слева от лестницы) украшают лицевую часть Собора Святого Петра.




Также фасад храма украшают часы, созданные в XVIII веке Джузеппе Валадье. За колоннами портика скрываются пять ворот, ведущих внутрь кафедрального собора: Врата Смерти (Porta della Morte), Врата Добра и Зла (Porta del Bene del Male), Врата Филарета (Porta del Filarete), Врата Таинств (Porta dei Sacramenti) и Святые врата (Porta Santa).

Наиболее примечательные из них - Врата Смерти, созданные в середине XX века скульптором Джакомо Манцу. Именно через эти створки Ватикан отправляет в последний путь своих понтификов.

Центральный портал собора украшен двумя конными статуями: Карла Великого, выполненной в XVIII веке Августино Корначчини и императора Константина, работы Бернини (1670 г.).




Еще одна жемчужина экстерьера храма - фреска “Навичиелла” кисти Джотто ди Бондоне, выполненная еще в XIII веке.


По бокам входной лестницы Фасада Мадерно установлены статуи Святого Петра (слева) и Святого Павла (справа).




Если смотреть на Собор Святого Петра издалека, то прежде всего обращает на себя внимание купол, возвышающийся на общую высоту 136,57 метра от пола базилики до вершины внешнего креста.

Это самый высокий купол в мире. Его внутренний диаметр составляет 41,47 метра, что немного меньше, чем у двух из трех других огромных куполов, которые предшествовали ему, у Пантеона Древнего Рима - 43,3 метра и Флорентийского собора раннего Возрождения - 44 метра.


Купол собора имеет на 9,1 метра больший диаметр, чем Константинопольский собор Святой Софии, построенный в 537 году.

Именно Пантеон и флорентийский собор служили примерами для архитекторов собора Святого Петра в плане решений по возведению столь грандиозной конструкции.

Именно к куполам Пантеона и Флорентийского кафедрального собора архитекторы собора Святого Петра искали решения относительно того, как приступить к строительству того, что с самого начала задумывалось как величайший купол христианского мира.






Параллельно со строительством собора требовалось и обустроить площадь перед ним, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся к собору получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах.

Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656 - 1667 годах площадь Святого Петра - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

Таким образом возник грандиозный архитектурный ансамбль, представляющий собой выдающийся памятник культуры эпохи итальянского барокко.


Интерьер собора

Интерьер собора поражает своим великолепием, огромными размерами, роскошью оформления и величием сочетания архитектурных элементов эпохи Возрождения и барокко.

Внутри собора размещены четыреста пятьдесят статуй, пятьсот колонн, пятьдесят алтарей, множество надгробий, уникальное собрание произведений искусства.


Собор Святого Петра обладает внушительным внутренним пространством, которое разделено между тремя нефами.

По обеим сторонам главного нефа расположен ряд капелл, многие из них имеют сквозные проходы, образуя, таким образом, подобие боковых нефов.

Трансепт весьма необычно сдвинут в средокрестие, так что его боковые “рукава” образуют “ветви” креста подкупольного пространства.

Арочные своды высотой 23 метра и шириной около 13 метров отделяют центральный неф от боковых.


Галерея 90 метров в длину и площадью порядка 2500 кв.м. начинается у входа в храм и упирается в алтарь. В последней арке центрального нефа расположена чудодейственная статуя Святого Петра, отлитая из бронзы, к которой устремляются тысячи паломников.

В каждом нефе есть две часовни поменьше и большая прямоугольная часовня, часовня Причастия и Хоровая часовня.

Нефы богато украшены мрамором, лепниной, позолотой, скульптурой и мозаикой. Примечательно, что все большие алтарные части, за исключением Святой Троицы работы Пьетро да Кортона в часовне Святых Причастий, были воспроизведены мозаикой.


Две драгоценные картины из старой базилики, "Богоматерь Вечной помощи" и "Богоматерь Колонны", до сих пор используются в качестве алтарей.

К единственной бухте Греческого креста Микеланджело Мадерно добавил еще три бухты, а также слегка наклонил ось нефа.

Главный неф

Длина главного нефа 186 метров, ширина 27 метров, высота 45 метров. Ширина трёх нефов 58 метров, длина трансепта 138 метра.


На полу главного нефа есть отметки протяжённости нефов других соборов, мысленно помещаемых внутри главного храма христианского мира: собора Св. Павла в Лондоне - 158,1 метров, Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции - 149,28 метров, собора в Реймсе - 138,69 метров, собора Рождества Девы Марии в Милане - 134,94 метра, Нотр-Дам в Париже -130 метров, собора Св. Вита в Праге - 124 метра.


Неф имеет огромные парные пилястры, в соответствии с проектом Микеланджело.

По правой стороне нефа перед средокрестием, под балдахином находится бронзовая статуя, изображающая сидящего апостола Петра, предположительно XIII века работы Арнольфо ди Камбио, сделанная по указанию святителя Льва Великого в V веке из переплавленной статуи Юпитера Капитолийского.


Скульптуре приписывают чудодейственные свойства, в связи с чем многочисленные паломники благоговейно прикладываются к кончику ноги бронзового изваяния.


Под куполом над главным алтарём находится шедевр Джованни Лоренцо Бернини - огромный, высотой 29 метров киворий, опирающийся на четыре витые колонны, на вершинах которых установлены скульптуры ангелов.

Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчёлы семейства Барберини, к которому принадлежал Папа Урбана VIII, по чьему распоряжению создавали это необычное произведение.

Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Барберини кровлю пронаоса. Оформление алтаря и спуска в крипту к гробнице апостола создал К. Мадерна.





Сквозь киворий можно увидеть монументальную скульптурную композицию “Кафедра Святого Петра” работы Бернини.

Центральной частью кафедры служит бронзовый трон с ажурной спинкой, украшенной барельефом “Христос вручает ключи апостолу Петру”.

Внутри находится деревянное сиденье от епископского кресла, которое, по преданию, использовал сам апостол Пётр.



Трон окружён фигурами ангелов и поддерживается статуями четырёх великих Учителей Церкви. Двое западных, Амвросий Медиоланский и Аврелий Августин, находятся с внешней стороны кафедры и изображены в западных митрах; двое восточных, Иоанн Златоуст и Афанасий Великий, находятся с внутренней стороны трона и изображены с непокрытыми головами.

В верхней части композиции расположен овальный витраж (мандорла), набранный из тонких алебастровых пластин, с изображением голубя - символа Святого Духа.

Вокруг - сияние в виде лучей из позолоченной бронзы и фигуры ангелов.




Справа от кафедры находится надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева надгробие Павла III (XVI века) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

Правый неф

В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело - мраморная “Пьета”, созданная на рубеже XV и XVI веков в возрасте двадцати трёх лет.

Рядом располагается небольшая капелла Распятия, в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII - начала XIV века, предположительно работы Пьетро Каваллини.

Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Тосканской работы Бернини с учениками, первой женщины, удостоившейся чести быть погребённой в этом соборе.




Рядом с капеллой расположено надгробие Папы Римского Григория XIII; барельеф напоминает об осуществлённой папой реформе - введении нового григорианского календаря.

Чуть дальше находится выполненное в стиле классицизма скульптором Кановой надгробие Климента XIII.

Левый неф

Большой интерес вызывают надгробие Папы Римского Александра VII работы Бернини, а также надгробие Папы Римского Иннокентия VIII, созданное в 1490-х годах скульптором Антонио Поллайоло.

Это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике.

Недалеко от входа находится ещё одно создание скульптора Кановы - надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.

Купол собора внутри

Одной из главных достопримечательностей собора является его купол.





Высокий барабан купола призван обеспечить устойчивость массивной постройке. В нем выделяются 16 окон, разделенных колоннами, и ровно 16 ребер жесткости.

Изнутри устойчивость конструкции придают 4-е мощные столба.


В соборе хранятся макеты и эскизы купола, предполагаемого к постройке: Микеланджело, Сангалло и Браманте.

Все они имели в основе более округлую форму, стремящуюся к параметрам идеального шара. Однако же строительство свода было поручено Джакомо дела Порта, который реализовал несколько иную модель.

Изменения были внесены для того, чтобы обеспечить большую надежность и устойчивость куполу, особенно с учетом того факта, что конструкция вышла на 7 метров выше изначально запланированной.


В середине XVIII века в куполе появились трещины, в связи с чем были смонтированы четыре металлические цепи между оболочками купола, обжимающие конструкцию.

Всего в разные времена было установлено десять цепей, и наиболее ранняя, возможно, установлена по плану самого Микеланджело в качестве меры предосторожности, наподобие того как это было сделано Брунеллески во флорентийском соборе.

Любителям живописного пейзажа рекомендуется подняться на смотровую площадку собора (Cupola), для этого нужно преодолеть 320 ступенек (за 8 евро) или купить билет за 6 евро, но тогда идти наверх придётся пешком без лифта на 551 ступеньку вверх.


29Пальм
Рим. Ватикан. Собор Святого Петра (лат. Basilica Sancti Petri, итал. Basilica Papale di San Pietro in Vaticano, англ. The Papal Basilica of St. Peter). Vatican. Фото bloodua-Dep Рим. Ватикан. Собор Святого Петра (лат. Basilica Sancti Petri, итал. Basilica Papale di San Pietro in Vaticano, англ. The Papal Basilica of St. Peter). Vatican. Фото bloodua-Dep
Просмотры 28974
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 18.12.2022 12:38)
















paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 18.12.2022 12:33)




paksen
#3
Павел Аксенов (paksen)


paksen
#4
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#5
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 24.12.2022 17:33)




paksen
#6
Павел Аксенов (paksen)

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ