Россия. Москва. Государственный исторический музей. State Historical Museum, Red Square, Moscow. Russia

Россия. Москва. Государственный исторический музей. State Historical Museum, Red Square, Moscow. Russia

Россия. Москва. Государственный исторический музей. State Historical Museum, Red Square, Moscow. Russia

Россия. Москва. Государственный исторический музей. State Historical Museum, Red Square, Moscow. Russia

Россия. Москва. Государственный исторический музей. Памятник маршалу Жукову. Marshal Zhukov statue outside the State Historical Museum, Moscow, Russia

Россия. Москва. Государственный исторический музей. State Historical Museum, Red Square, Moscow. Russia

Россия. Москва. Государственный исторический музей. State Historical Museum, Red Square, Moscow. Russia

Россия. Москва. Панорама Красной площади. Panorama of Red Square in Moscow, Russia

Россия. Москва. Государственный исторический музей. State Historical Museum, Red Square, Moscow. Russia

Назад Вперед

Государственный исторический музей (State Historical Museum)


Здание Государственного исторического музея на Красной площади сразу обращает на себя внимание необычным видом. Оно похоже на дворец из русской народной сказки, и это не случайное совпадение.

Авторы проекта В.О. Шервуд и А.А. Семенов задумали создать здание, стилизованное в духе русского зодчества XVI века. Это должно было решить сразу две задачи.

Новое сооружение, возведенное во второй половине XIX века, необходимо было вписать в ансамбль Красной площади, который к этому времени уже в значительной степени сложился.


Исторический музей и Покровский собор, стоящие на противоположных сторонах площади, придают ей народный дух и одновременно подчеркивают преемственность традиций.

Исторический музей представляют собой зримое воплощение принципа нового историзма, прослеживающего связи дней давно минувших с современностью.

Сооружение, напоминающее русский терем, как нельзя лучше подходило для экспозиции исторического музея. Красный кирпич в сочетании с нарядным праздничным декором фасада перекликается с ярким убранством Покровского собора.

Модный в те годы псевдорусский стиль воплотился в шатрах, арках, гирьках, многочисленных кокошниках самых разных форм.


Аркатурные пояса и тянутые карнизы подчеркивают объемы здания и при всей его массивности делают силуэт более легким и изящным. Шпили украшали символы императорского дома – львы, единороги и орлы.

В.О. Шервуд разрабатывал проект музея в течение семи лет. Несколько раз менялись фасады и оформление залов. А.А. Семенову принадлежала разработка служебных помещений, библиотеки и аудиторий.

Нельзя сказать, что здание встретило всеобщее одобрение, не было единогласия и относительно концепции музея.

Одни считали, что ведущее место в экспозиции должно принадлежать подлинным предметам.

Другие настаивали на допустимости стилизации, то есть не возражали против художественных произведений, посвященных истории.

В.О. Шервуда не очень любили за своенравие, а в его проекте видели «что-то совсем не русское». В конечном итоге архитектора отстранили от работы и даже не пригласили на открытие музея.

Строительство началось в 1875 году. Зыбкую глинистую почву приходилось укреплять. Поставщиками кирпича, металлических конструкций и других материалов выступали в основном российские предприятия, позднее были подключены Лотарингия и Дортмунд.





На сложной кладке наружных стен было занято 260 каменщиков и около 300 разнорабочих. Все технические конструкции, в том числе коммуникации (трубы и провода) смонтировали скрытно, их убрали в стены.

К намеченному сроку здание не завершили, поэтому пышные торжества по случаю открытия не проводили. Император Александр III с супругой осмотрели 11 готовых залов, где в хронологической последовательности располагались экспонаты с древнейших времен и до XIII века.

Высоким гостям были представлены А.А. Семенов и А. Попов, который занимался оформлением залов и готовил эскизы малых форм – шпилей на башнях, мебели, окон, мозаичных панно.

Роспись залов осуществляли крупнейшие живописцы: В. Васнецов, В. Серов, И. Айвазовский, И. Репин, Г. Семирадский.

Настенные и потолочные росписи, мозаичные полы, решетки и другие элементы интерьера дает наглядное представление об этапах развития России.

Изменение концепции музея повлияло на оформление его интерьеров. Парадные сени предполагалось оформить картинами из жизни древних славян, а дальше показать периоды язычества и христианства.

Однако затем на первое место выдвинулась идея самодержавия, поэтому посетителей на входе встречало генеалогическое древоправящей семьии 68 портретов ее представителей.

После завершения строительства здание Исторического музея изменило облик центральной части Москвы, задав направление ее развития в определенном направлении.





Аналогичного стиля затем придерживались при строительстве ближайших сооружений. Это были Верхние и Средние торговые ряды (нынешний ГУМ) и здание городской думы.

Во внутреннем дворе музея был построен поперечный корпус с аудиторией, которую затем разобрали. На ее вместе появилась библиотека, архив с отделом рукописей и старинных книг.

Экспозиция начала складываться из экспонатов, представленных на политехнической выставки в 1872 году, один из разделов которой посвящен Крымской войне.

Коллекция музея пополнялась артефактами, привезенными из самых разных регионов страны. Уже к началу ХХ века их насчитывалось около четырех миллионов.

Самые древние экспонаты относятся к каменному веку, и дальнейшая история представлена предметами палеолита, неолита, бронзового и железного веков. В музее хранятся многочисленные предметы истории и культуры народов древности, населявших территорию России.

Это оружие древних скифов и находки, относящиеся к античному Боспорскому государству, которое существовало на территории Причерноморья в IV-III веках до нашей эры.

Музей обладает богатейшими коллекциями оружия, ювелирных украшений, стекла, керамики и народной одежды. Посетителей привлекают личные вещи Ивана грозного, Петра I и других членов семьи Романовых.

Значительная часть коллекции поступила из частных собраний. Известный коллекционер П. И. Щукин передал в музей около 300 тысяч предметов старины – живопись, иконы, художественное шитье, ювелирные изделия.





Меценат А. П. Бахрушин пожертвовал музею 25000 редких книг и 2000 ценных предметов.

После революции в фонды музея поступали собрания из десятков ликвидированных и реорганизованных музеев, национализированных частных собраний, закрытых церквей и монастырей.

Первые советские перестройки музея коснулись символов самодержавной власти. Шпили лишились своих скульптур. Орлы были переплавлены, хотя фигуры львов и единорогов сотрудники музея смогли сохранить.

При подготовке к 20-летию советской власти уничтожили Парадные сени, переделали экспозицию, посвященную история великих князей и царского периода. Роспись генеалогического древа семьи Романовых закрасили побелкой, что сохранило ее в неприкосновенности для последующей реставрации.

По мысли новых музейных работников, отделка интерьеров не должна отвлекать внимание от обозрения экспонатов, поэтому во многих залах уничтожили лепнину и позолоту.

Во время войны самая ценная часть коллекции музея была отправлена в Казахстан, однако Исторический музей не прекращал свою работу. В послевоенные годы общая экспозиция была хронологически доведена до начала XIX века, затем открылись новые залы, охватывающие период до 1917 года.





В 1986 году началась первая за сто лет реставрация музея, которая окончилась только в 2002 году. В ходе реставрации на башнях появились копии уничтоженных двуглавых орлов, скульптуры льва и единорога, открылся центральный вход через Парадные сени.

Нынешний облик интерьеров музея восстановлен по сохранившимся эскизам В.О. Шервуда и А. Попова. Наиболее сильное впечатление производят 11 залов первого этажа, посвященных древней российской истории, которые были открыты в 1881 году.


Другие помещения, том числе расположенные на втором этаже, имеют более сдержанное оформление.

В 1995 году с северной стороны перед Историческим музеем установлен памятник маршалу Жукову, хотя территориально это место относится уже к Манежной площади.

В комплекс Государственного исторического музея входят Новодевичий монастырь, собор Василия Блаженного, палаты Романовых, Крутицкое подворье, усадьба Измайлово, церковь Троицы в Никитниках.

29Пальм
Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Москва. Государственный исторический музей. State Historical Museum, Red Square, Moscow. Фото marcorubino-Dep Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Москва. Государственный исторический музей. State Historical Museum, Red Square, Moscow. Фото marcorubino-Dep
Просмотры 171688
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 20.12.2021 10:00)
paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)






paksen
#3
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 20.12.2021 10:20)








Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ