Россия. Санкт-Петербург. Вид с Невы на Дворцовую набережную и Летний сад

Россия. Санкт-Петербург. Вид с Невы на Дворцовую набережную и Летний сад

Россия. Санкт-Петербург. Вид с Невы на Дворцовую набережную и Летний сад

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Летнего сада. Panoramic aerial view of the city center of St. Petersburg in clear sunny weather, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Летнего сада. Summer Garden in the historical center of Saint-Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Летний сад. Summer Garden in Saint-Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Летний сад. Summer Garden in Saint-Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Летний сад. Summer Garden in Saint-Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Летний сад. Summer Garden in Saint-Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Летнего сада. Panorama of a lattice of the Summer garden in St. Petersburg

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Летнего сада. Panorama of the fence of the Summer Garden in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Летнего сада. Panorama of the fence of the Summer Garden in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Летний сад. Panorama of dawn over the Palace embankment and Summer garden in St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Летний сад. The Fontanka river and the summer Palace of Peter the great in St. Petersburg. Russia

Назад Вперед

Летний сад (Summer Garden)


Летний сад является практически ровесником Санкт-Петербурга.


Он стал первой специально организованной зеленой зоной города.


При неблагоприятных природных условиях любое строительство в новой столице стоило огромного труда. Летний сад не стал исключением.


Для его устройства потребовалось осушать территорию с помощью специально прорытых каналов и устройства прудов.


В огромных масштабах привозился и подсыпался грунт для создания твердой почвы, пригодной для роста растений.

На месте будущего сада находилась шведская мыза (усадьба), где был обжитой участок с маленьким домиком. Территория, где предстояло устроить Летний сад, значительно превосходила этот небольшой участок.


Новый сад оказался внутри границ, обозначенных водными артериями, окружающих его с четырех сторон.


Это реки Нева, Фонтанка, Мойка и маленькая речка Лебединка, которую позже расчистили, углубили и стали называть Летним каналом.


Его переименовали в Лебяжью канавку, когда сюда перебрались лебеди из соседних прудов.




Петр I во время вояжа по Европе, увидев Версаль и восхитившись его садами, захотел создать в новой столице нечто подобное. Он собственноручно чертил план регулярного сада.

По его поручению над обустройством сада работал архитектор И.М. Угрюмов, а после его смерти А.В. Кикин.


Были посажены деревья и кустарники, появились фонтаны. Здесь начали проводить балы, устраивать фейерверки. Простые горожане в сад не допускалась, для этого требовалось приглашение Петра I.

Новая страница истории сада открывается с 1710 года. Д. Трезини возводит Летний дворец с прилегающими постройками и гаванец. Появились Зеленые кабинеты, Большая Оранжерея, Огибные аллеи.

После устройства Поперечного канала, соединенного с Лебяжьей канавкой, сад разделился на две половины. Новый канал до Фонтанки не доходил и заканчивался около оранжереи. Поперечный канал был неширок и служил в основном декоративным целям.




Через него соорудили Шутишный мост с потайными водометными или, как тогда говорили, «мочильными» трубками. Из этих трубок при переходе через мост любого прохожего могли неожиданно облить водой для всеобщей потехи.

Воду для фонтанов собирали в специальных бассейнах, расположенных неподалеку, сегодня здесь находится Бассейная улица. Потом воду поднимали в водонапорные башни, откуда она питала фонтаны.




В последние годы правления Петра I благоустройство сада производилось по плану, предложенному французским архитектором Ж.Б. Леблоном, который в 1716 году прибыл в Петербург по приглашению императора.


Эти предложения реализовал архитектор М. Земцов. В результате сад приобрел значительную декоративность и презентативность. Для создания композиционных акцентов по оси центральной аллее устроили четыре боскета, за Поперечным каналом появился лабиринт и шутейные фонтаны.


В целом внешний облик Летнего сада сложился к 1725 году. Далее заметный вклад в формирование ансамбля сада внес Б. Растрелли, построивший ближе к Неве резиденцию для Анны Иоанновны. Архитектор обустроил партерную композицию с замечательным каскадом «Амфитеатр». В центре композиции появился красивый фонтан «Коронный».

При Елизавете Петровне в сад стали пускать публику, когда императрица отсутствовала в Петербурге. Однако допускали лишь «приличную публику». Условия посещения несколько раз менялись. Сначала это были воскресные и праздничные дни, потом сад стали открывать только по четвергам.




В этот же период решена проблема близости сада к Неве, которая подступала прямо к нему. Для сквозного проезда засыпали грунтом полосу реки шириной примерно 60 метров и устроили набережную.

Однако противостоять Неве было сложно. В 1777 году река уничтожила павильон «Грот» и фонтаны. Екатерина II организовала большое переустройство сада.




Снесли поврежденные сооружения, в том числе лабиринт и акведук. Засыпали гаванец и Поперечный канал, в результате две части сада соединились воедино.


Вместо акведука, который снабжал фонтаны Летнего сада водой, в начале XIX века построили Пантелеймоновский мост. Тогда же по проекту К.И. России разрушенный «Грот» перестраивается в «Кофейный домик».

Сегодняшний Летний сад невозможно представить без его удивительной ограды.


Во время обустройства каменного берега со стороны реки Невы проход в сад долгое время оставался открытым для «людей всякого звания», что могло стать причиной всевозможных неприятностей, например, отмечались случаи воровства плиток.




Ю. Фельтен сделал деревянную модель ограды с указанием всех размеров и материалов. Вопрос авторства ограды остается спорным, потому что вслед за Фельтеном среди архитекторов, имеющих отношение к строительству, называют также Ж.Б. Валлен-Деламота, И. Фока, Д. Бунша, И.И. Бецкого.

Несколько лет почти 150 каменщиков тесали из гранита колонны, базы, цоколи, каменные плитки для самой ограды. Одновременно изготавливались вазы и урны для украшения колонн.




Металлические части решетки вручную выковали на заводе купца Денисова в Туле.

Розетки и другие детали ограды покрыты позолотой. Длина ограждения составляет 232 метра, металлические звенья держат 36 столбов. Напротив каждой из главных аллей сада были устроены ворота.

Со временем ограда менялась несколько раз. Ее пришлось удлинять, чтобы закрыть «дыру», образовавшуюся после сноса Летнего дворца.




Центральные ворота демонтировали, когда построили на их месте часовню в знак спасения Александра II от стрелявшего в него через ограду в 1866 году террориста Д. Каракозова.

По обеим сторонам часовни установили перенесенные сюда боковые ворота. В 1930 году часовню снесли и закрыли пустое место копией одного из звеньев ограды.

Ограда Летнего сада – подлинный шедевр эпохи классицизма. Она воспета в стихах Анны Ахматовой: «Я к розам хочу, в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград».


Упоминания о Летнем саде встречается в «Евгении Онегине» Пушкина, в стихах Петра Вяземского, Самуила Маршака.

Еще при жизни Петра I в саду появилось несколько десятков мраморных скульптур. Со временем скульптурных украшений стало еще больше. Иногда ошибочно говорят, что это античные изваяния. На самом деле, в основном это были работы итальянских мастеров XVIII века.




Единственной античной статуей здесь была Венера, датируемая II-III веком до нашей эры. Это был подарок папы римского Климента IX русскому императору. Венера оказалась в одиночестве в Летнем саду, потому что в петровские времена действовал запрет Ватикана на вывоз античных статуй.




Древнее изваяние быстро стало достопримечательностью. Позже скульптура стояла в Таврическом саду и отсюда получила название Таврической Венеры. Сегодня она находится в Эрмитаже.


Многие мраморные скульптуры уже через 100-150 лет под воздействием петербургского климата начинают портиться. Их заменяют точными копиями, а оригиналы передаются в музеи.

За время действия программы изготовлено 28 копий наиболее пострадавших и ценных скульптур. Всего в Летнем саду насчитывается около ста скульптур, скульптурных композиций, бюстов.




Среди прочих украшений Летнего сада выделяется подарок короля Швеции Карла XIV Николаю I. Это так называемая Порфировая ваза, получившая название по сорту гранита розового цвета, из которого она выточена. Ее высота вместе с постаментом составляет 485 сантиметров.

Ваза стоит рядом с Карпеевым прудом у входа в Летний сад со стороны набережной Мойки. Ваза внутри полая и, чтобы ее не разрушала вода, она сверху закрыта деревянной заглушкой. Однако даже этих мер предосторожности оказывается недостаточно.

Зимой 2008 года от горловины вазы отломился кусок. Комиссия, в которой принимал участие Э. Эриксон, потомок шестого поколения мастера, изготовившего вазу, сделала заключение, что повреждение произошло в результате неизбежных изменений структуры камня, вызванных его усталостью и неблагоприятным климатом.


Фактор воздействия влаги, попадающей в микротрещины, тоже нельзя исключать. Вазу успешно отреставрировали и вернули на прежнее место в Летнем саду.

В 1850-е годы в саду реализован проект установки памятника И.А. Крылову. Сначала для него нашли место на Васильевском острове.

Однако окончательное решение принято в пользу Летнего саду, где в 1855 году появился на темно-сером гранитном пьедестале памятник работы П.К. Клодта.


Пьедестал украшен горельефами на сюжеты известных басен, а их портретно узнаваемый автор изображен с раскрытой книгой в руках.




В течение XX-ХХI веков произведено несколько реставраций Летнего сада, затронувших оздоровление зеленых насаждений. В ходе работ удалено немногим более 100 больных деревьев.


Одновременно высажено несколько тысяч новых зеленых насаждений. Воссозданы павильоны «Голубятня» и «Малая Оранжерея».


Одними из главных достопримечательностей Летнего сада стали восемь восстановленных фонтанов. Девятый фонтан музеефицирован, что дает представление о том, как он выглядел в эпоху Петра I.




Также музеефицирован гаванец, который использовался при Петре I для швартовки прямо у сада небольших судов на стрелке Невы и Фонтанки.


Объект существовал до 1780 года, затем его засыпали. Сегодня его часть расчищена и открыта для осмотра.

Летний сад является филиалом Русского музея с бесплатным входом.


29Пальм
Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Летний сад Санкт-Петербурга. Beautiful fence and statue in the Summer garden in St. Petersburg. Russia.Фото toshke-Dep Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Летний сад Санкт-Петербурга. Beautiful fence and statue in the Summer garden in St. Petersburg. Russia.Фото toshke-Dep
Просмотры 258362
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 05.03.2021 20:22)






paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 20.06.2020 00:56)




paksen
#3
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#4
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#5
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#6
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#7
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#8
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#9
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#10
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#11
Павел Аксенов (paksen)

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ