Золотое кольцо России. Суздаль. View to Suzdal city center from Florus and Laurus church bell tower

Золотое кольцо России. Суздаль. Aerial view of Suzdal, a Russian town listed as a UNESCO world heritage site

Золотое кольцо России. Суздаль. Aerial view of Suzdal, a Russian town listed as a UNESCO world heritage site

Золотое кольцо России. Суздаль. Wide Panorama Aerial View of Suzdal City from Belltower of Alexander Monastery

Золотое кольцо России. Суздаль. The wall and towers of Monastery of Saint Euthymius in warm colors. Suzdal. Russia

Золотое кольцо России. Суздаль. Convent of the Intercession (Pokrovsky monastery) in the ancient town of Suzdal, Russia. Golden Ring of Russia

Золотое кольцо России. Суздаль. Wide Panorama Convent of the Intercession, Suzdal, Russia

Золотое кольцо России. Суздаль. Intercession (Pokrovsky) Monastery in Suzdal.The Golden Ring of Russia

Золотое кольцо России. Суздаль. Wide Panorama Convent of the Intercession, Suzdal, Russia

Золотое кольцо России. Суздаль. Convent of the Intercession (Pokrovsky monastery) in the ancient town of Suzdal, Russia

Золотое кольцо России. Суздаль. Suzdal is one of the oldest Russian towns and a major tourist attraction

Золотое кольцо России. Суздаль. Beautiful cityscape. Aerial view of the old Russian town of Suzdal. Golden Ring, Russia

Золотое кольцо России. Суздаль. Wide Panorama Monastery of Saint Euthymius, Landmark of Suzdal, Russia

Золотое кольцо России. Суздаль. Monastery of St. Euthymius at Suzdal, Russia

Золотое кольцо России. Суздаль. Walls and towers of the Spaso-Evfimiy Monastery, Suzdal, Russia

Золотое кольцо России. Суздаль. Suzdal town over the Kamenka river in Russia. A UNESCO world heritage site

Золотое кольцо России. Суздаль. View of the Kremlin in Suzdal, the Golden Ring of Russia

Золотое кольцо России. Суздаль. Beautiful sunset on a summer evening in Suzdal, Russia

Назад Вперед

Суздаль (Suzdal)

Часть 1. Суздальский кремль и храмы города


Суздаль является поистине драгоценным украшением туристического маршрута «Золотое кольцо России». Это город-заповедник, находящийся в 26 километрах от Владимира.


В 2018 году население города составляло около 10000 человек.

Происхождение названия Суздаль остается спорным, историки и лингвисты выдвигают, по меньшей мере, пять противоречащих друг другу версий.




Наиболее обоснованно выглядит аргументация происхождения названия Суздаль от древнерусского глагола «съзьдати», который среди прочих имел значение «слепить из глины».

В письменных источниках Суздаль первый раз упомянут на исходе первой четверти XI века. О нем уже говорится как о городе, и это подкрепляется археологическими данными.


Обнаружено, что в Х веке в излучине реки Каменки имелись оборонительные сооружения. Данные факты косвенно подтверждаются «Новгородским кодексом», где упоминается некий монах Исаакий, направленный на службу в Суздаль, то есть в городе уже была церковь.

Русский историк Василий Татищев считает, что основателем города был киевский князь Владимир.




Суздаль принадлежал к северо-востоку Руси, он входил в сферу влияния более древнего и сильного Ростова Великого, но постепенно выдвинулся на первые роли.

Во времена князя Юрия Долгорукого Суздаль становится центром Ростово-Суздальского княжества, и в XII веке упоминания о нем встречаются в русских летописях неоднократно. В это время город активно строится.


Это было время усиления влияния боярских родов, которые вместе со своими дружинниками осваивали окрестные земли. Археологи говорят об этом уверенно благодаря нескольким обнаруженным богатым кладам, относящимся к тому периоду.


Затем князь Андрей Боголюбский перенес столицу из Суздаля во Владимир.

В течение XIII-XIV веков город считается центром самостоятельного Суздальского княжества и позже Нижегородско-Суздальского княжества.

Это был период феодальной раздробленности, который завершился в результате усиления Москвы, объединившей другие земли. В конце XIV века Суздаль уже находится в составе Великого Княжества Московского.




Из древней истории известно, что в северной части города летом 1445 года, у стен Спасо-Евфимьева монастыря произошло сражение русских войск, возглавляемых князем Василием II, с казанским войском.

Княжеские дружины потерпели поражение, а сам Василий II был взят в плен. Город, оставшийся без защиты, был разорен.

Близость к Владимиру, Москве, Рязани, Твери, Ростову и другим древним городам, с которыми Суздаль имел хорошее сообщение, способствовали его превращению в крупнейший центр русского монашества.




Старые монастыри расширялись, строились новые. Во времена Ивана Грозного в Суздале существовало 11 монастырей и множество церквей.

Разруха, болезни, голод Смутного времени привели к упадку процветающего города. В середине XVII века в городе насчитывалось всего около 2500 жителей.

Только постепенно в городе начался экономический подъем, стало увеличиваться население.


К началу XVIII столетия Суздаль превратился в неофициальную столицу офеней – мелких бродячих торговцев мануфактурой, книгами, галантерейными товарами, которые они развозили по деревням на телегах или даже шли пешком.

Суздаль становится уездным городом, но промышленность в нем практически не развивается, потому что железная дорога обошла его стороной.

В итоге здесь сохранились старинные сооружения, которые в других местах постоянно обновлялись и перестраивались.


Только в первые десятилетия Советской власти в городе начался снос церквей, в общей сложности было уничтожено около 15 храмов.

Суздаль стоял у истоков рождения «Золотого кольца». Именно здесь в 1965 году московскому журналисту Юрию Бычкову во время командировки пришла мысль создать туристический маршрут по древнерусским городам России.

Старинные памятники начали реставрировать на научной основе, развивать туристическую инфраструктуру.


Уже через несколько лет усилия городских властей и общественности дали результаты: Суздаль был отмечен орденом «Знак Почета» за сохранения культурного достояния.

Вскоре пришло и международное признание. Белокаменные памятники Суздаля в 1992 году были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня небольшой Суздаль является, вне всякого сомнения, интереснейшим в числе других древнерусских городов. Рядом с белокаменной архитектурой здесь сохранились памятники деревянного зодчества.


В городе раскрыты несколько археологических раскопов, а под землей, как уверяют ученые, скрывается еще много интересного.

В первую очередь туристов знакомят с той частью города, что примыкает к Суздальскому кремлю - древнейшей часть города, ядру Суздаля, по данным археологов, существующему с X века.


Расположен кремль в излучине реки Каменки, в южной части города.

В 2017 году постановлением Правительства Российской Федерации утверждён объектом культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля».




На рубеже XI—XII веков здесь была сооружена крепость с кольцом земляных валов протяжённостью 1400 м. На валах возвышались бревенчатые стены и башни.

В кремле помещались двор князя и двор епископа с городским собором, обитала также княжеская дружина и многочисленное окружение князя и епископа.


Во второй половине XV века оборонительные сооружения были укреплены и досыпаны, в 1677 году возведена рубленая сосновая стена с 15 башнями и воротами. Все деревянные укрепления сгорели в 1719 году.

Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архиерейского двора с древним Рождественским собором.


Богородице-Рождественский собор, построенный в 1222 - 1225 годах и возвышающийся над Суздальским кремлем, свидетельствует о времени древнего расцвета города




Это сооружение – единственное в городе, оставшееся с домонгольского периода.


Собор из туфообразного известняка был возведен на месте плинфяного храма времён Владимира Мономаха.

Собор не раз перестраивали, самые значительные изменения произошли в XVII веке, когда здание разобрали до аркатурного пояса, выше которого каменные стены заменили кирпичной кладкой.




Древняя часть богато декорирована резьбой из гладкотесаного белого камня. Фасады украшают фигуры львов, женские маски, затейливые орнаменты.

Напротив южного фасада собора в 1635 году была построена колокольня, завершённая высоким восьмигранным шатром.


В конце XVII века на ней установили куранты, в которых часы обозначаются буквами. Собор, палаты и связанная с ними переходом колокольня образуют замкнутый парадный двор.






В интерьере собора сохранились фрески, самые старые из них датируются XII веком.


В западной части кремля находится деревянная Никольская церковь, построенная в 1766 году и перевезённая из села Глотова Юрьев-Польского района в 1960 году, на место утраченной церкви Всех святых XVII века.


Церковь Николы - один из примеров простого и древнего типа деревянных конструкций, не лишённая, однако, соразмерности и красоты форм.



К Суздальскому кремлю также относятся три церкви, расположенные у крепостных валов: Церковь Святого Николая, Церковь Успения Пресвятой Богородицы и Церковь Рождества Христова.

Церковь Святого Николая или Никольская церковь - летняя церковь, расположенная у крепостного вала в юго-восточной части Суздальского кремля и построенная в 1720-1739 годах.


Имеет парную зимнюю Христорождественскую церковь (1775 г.).

Никольская церковь - один из первых храмов, построенных после большого городского пожара 1719 года. Находящиеся поблизости Никольские проездные ворота позволяют предполагать, что Никольская церковь стояла на этом месте и до пожара.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Княжьем дворе (Успенская церковь) - храм Владимирской епархии Русской православной церкви, построенный предположительно в XVII веке, расположен в восточной части Суздальского кремля.


После сильного пожара 1719 года Успенская церковь была перестроена, обретя нетипичный для Суздаля стиль нарышкинского барокко.

Храм имел шатровую колокольню с приделом во имя Сергия и Никона Радонежских (XVII—XVIII) и был огорожен невысокой оградой с небольшими воротами.


В 2012 - 2013 годы в храме была проведена масштабная реставрация: обновлена роспись храма, установлен иконостас.


Церковь Рождества Христова или Христорождественская церковь - построенный в 1775 году зимний храм в Суздале, расположенный у крепостного вала в юго-восточной части кремля.


Имеет парную летнюю Никольскую церковь (1720-1739 гг.).

К числу древних сооружений относятся архиерейские палаты. Самые старые из них датируются XV веком, хотя сегодняшний вид они приобрели спустя два столетия.




Комплекс архиерейских палат формировался на протяжении XV—XVIII веков как жилой дом для суздальских церковных владык.

Основное здание тесно связано с собором, как в композиционном, так и в бытовом отношении. С середины XX века в палатах расположен музей.



Кремлевский комплекс завершают трапезная Благовещенская церковь и шатровая колокольня.




Вокруг Суздальского кремля под защитой земляных валов уже в XII веке начал складываться посад - торгово-ремесленная часть Суздаля и второй после кремля важнейший сегмент города.

Посад сформировался в XII веке напротив кремля, вдоль реки Каменки. Он тоже имеет свою земляную крепость. Центр Суздальского посада - Торговая площадь, а планировочную основу его составили дороги, ведущие из кремля: на юг - во Владимир, на север - к Ростову, и на восток - в Кидекшу и Нижний Новгород.

На территории посада сохранились церкви XVI-XVII веков.

Самое старое религиозное сооружение в этом районе – церковь Святого Лазаря.



Церковь Лазаря Праведного Воскрешения (Лазаревская церковь) - храм Владимирской епархии Русской православной церкви, построенный в 1667 году, расположен в центральной части Суздаля, между Торговой площадью и Ризоположенским монастырём.


Очень нарядно смотрится церковь Святого Антипия, епископа Пергамского или Антипиевская церковь, возведенная в 1745 году, - зимний храм в центральной части Суздаля, расположенный между Торговой площадью и Ризоположенским монастырём.


Приметой суздальских приходских церквей является то, что они строились парами. Рядом находились зимний (теплый) и летний (холодный) храмы.

Антипиевская церковь - парная к летней Лазаревской церкви.

Обязательной частью архитектурного ансамбля является колокольня, часто с необычным, вогнутым шатром – “дудкой”, характерной только для суздальского края.


Основное здание церкви представляет собой типичный одноэтажный зимний храм с маленькой главкой на невысоком барабане.


Колокольня, одна из самых нарядных и заметных в Суздале, по-видимому, появилась несколько ранее основного строения и своей яркой расцветкой характерна скорее для XVII века.


Она напоминает колокольню Никольской церкви в Кремле и представляет собой восьмерик, поставленный на четырехгранную клеть.

Её вогнутый шатёр украшен тремя рядами круглых слуховых отверстий, а фасад декорирован рустом и ширинками


Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, расположена немного южнее Торговой площади у оборонительных укреплений Кремля, была построена в 1720 году почти одновременно с Никольской церковью в Кремле, но, несмотря на одинаковую трёхчастно-осевую композицию, заметно отличается от своей ровесницы лаконичностью декора.


Церковь Косьмы и Дамиана на Яруновой горе или Козьмодемьянская церковь (1725) - православный храм Владимирской епархии Русской православной церкви, расположенный в Суздале на левом берегу реки Каменки, на известной ещё в XVII веке Яруновой горе.


Как следует из местных преданий, свое название горка получила от стоявшего на ней капища языческого бога Яруна, или Ярилы.

В 1725 году усердием прихожан деревянная церковь была разобрана, а на её месте построена каменная с колокольней и оградою.

Пятая церковь суздальского посада - Кресто-Никольская церковь (Церковь Николая Чудотворца) - храм Владимирской епархии Русской православной церкви, построенный в 1770 году, расположен у северной части торговых рядов.


Архитектурная особенность этой церкви заключается в том, что с противоположных сторон она выглядит по-разному.

Церковь возведена на месте часовни XVII века в знак избавления от «морового поветрия» (эпидемии чумы), свирепствовавшего в 1654 году.

Пока здание Никольского храма еще не было построено, выбранное место освятили возведением часовни в честь Святого Креста.

Отсюда и такое необычное название - Кресто-Никольская церковь.



В XIX веке западная часть Кресто-Никольской церкви в Суздале была перестроена, к ней пристроены широкая трапезная и колокольня со шпилем.

В декабре 2009 года храм вошел в состав Владимирской епархии Русской православной церкви.

Суздаль уникален высокой концентрацией храмов на сравнительно небольшой территории.

Даже в справочниках трудно найти их точное количество, впрочем, даже местные жители затруднятся с ответом.


Центром посада была Торговая площадь. Она и сегодня является главной в городе. Ансамбль площади сложился в XVIII-XIX веках. Ее композиционным центром являются Воскресенская и Казанская церкви.


Стоявшие на этом месте деревянные церкви были уничтожены крупным городским пожаром в 1719 году.

Церковь Воскресения на торгу или Воскресенская церковь, построенная в 1720 году, - летняя церковь на главной городской площади Суздаля рядом с Торговыми рядами, которая появилась на месте сгоревшей деревянной церкви.


Церковь отличается простой и лаконичной архитектурой. Строгий четверик скупо украшен ажурным фризом из килевидных арочек и трёх рядов выступающих углами лекальных кирпичей.


Окна храма лишены наличников и лишь парадное крыльцо с арками и круглыми столбами украшает южный фасад здания.

Оригинальная конструкция сводов, опирающихся всего на два столба, делает внутреннюю часть церкви более светлой и просторной по сравнению с четырёхстолпными храмами.


Стены церкви украшены клеевой живописью конца XIX века, на столбах сохранились фрагменты росписи первой половины XVIII века.


Во внешнюю стену алтарной части Воскресенской церкви вмонтирована плита из белого камня с надписью, возможно свидетельствующей о более поздней постройке церкви.



В настоящее время в храме проводится служба, а на смотровую площадку колокольни Воскресенской церкви может подняться любой желающий.

Церковь Казанской иконы Божией Матери, или Казанская церковь, построенная в 1739 году, - зимняя церковь на Торговой площади Суздаля рядом с Торговыми рядами в нескольких десятках метров от её парной летней Воскресенской церкви.


Казанская церковь была пристроена к Воскресенской и многократно перестраивалась. К двухклетному невысокому каменному храму с глубокой апсидой с восточной стороны примыкает небольшой придел.

Храм и придел увенчаны небольшими луковичными главками на невысоких барабанах. Церковь интересна кружевным металлическим гребнем на коньке крыши.


Примечательно, что он оставался действующим на протяжении почти всего XX века.

А в послереволюционные годы был единственным действующим храмом в Суздале. Каменная ограда ансамбля церквей, к сожалению, до наших дней не сохранилась.

В храме находятся мощи святителей Иоанна и Феодора Суздальских.

Рядом находится колокольня, которая первоначально было совсем невысокой, но позже к ней добавили еще один ярус.

Необычным является шпиль, венчающий сферический колпак. Это редкость для Суздаля, где в основном строили шатровые колокольни.

К ансамблю Торговой площади относится Цареконстантиновская церковь, построенная в 1707 году вместо деревянной.

Храм относится к епархии Русской православной церкви и имеет парную зимнюю Скорбященскую церковь (1750—1787).


На белой глади стен, подобно вышитой кайме, рисуются широкий карниз из мелких и глубоких подковообразных кокошников, пояса зубчатых городков и балясинок-кубышек, аналогичных карнизам колокольни Воскресенской церкви и изящные фигурные завершения окон.

Над кровлей поднимаются пять тонких с сильным рельефом колонок пояса, на редкость замысловатых главок.

Между Торговыми рядами и оборонительными укреплениями Кремля в юго-западном углу торговой площади расположена Церковь Входа Господня в Иерусалим или Входо-Иерусалимская церковь, возведенная в 1702—1707 годах.


Эта типичная для Суздаля летняя церковь была построена на месте снесённой из-за ветхости деревянной Пятницкой церкви. Здание типично для суздальского зодчества.


Основной объём в форме четверика окаймлён по всему периметру карнизами с киливедными арочками, опирающимися на небольшие консоли.

Три перспективных портала (южный, западный и северный) служат входом в храм, с восточной стороны примыкает глубокая полукруглая апсида.


Стены церкви гладкие, а окна украшены резными наличниками с необычным рисунком. Сразу после постройки церковь была пятиглавой, но в XVIII веке четыре главы были снесены и восстановлены только в 1990-х годах.

Церковь Параскевы Пятницы или Пятницкая церковь, построенная в 1772 году, расположена рядом с Церковью Входа Господня в Иерусалим, составляя с ней единый архитектурный.


Поначалу церковь получила название Никольской, но название не прижилось и со временем церковь превратилась в Пятницкую по названию более старого деревянного храма, стоявшего на этом месте.

Помимо этого, великомученица Параскева Пятница всегда почиталась на Руси.


“Теплая” церковь состоит из двух небольших каменных клетей, с восточной стороны к храму примыкает широкая апсида.

В отличие от других “зимних” храмов на центральном четверике поставлен восьмерик с высоким куполом и необычной фигурной главкой.


Интересны две церкви слободы Скучилихи.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери - православный храм, возведенный в 1696 – 1706, принадлежащей Спасо-Евфимиеву монастырю и расположенной на северной окраине Суздаля, непосредственно к востоку от стен монастыря.


Слобода была населена ремесленниками, многие из которых трудились на монастырских стройках. Церковь была приходским летним храмом для жителей слободы, рядом с ней позднее была построена и зимняя Церковь Симеона Столпника или Симеоновская церковь


Обе церкви выстроены на месте существовавших ранее деревянных. Позднее рядом с церквями построена колокольня в классическом стиле.

В 1960 году в храме архитектором О. Г. Гусевой проведена реставрация.


Еще одно примечательное место современного Суздаля – это Михайловская сторона, или Михали.

Во-первых, здесь расположен Мжарский могильник, представляющий собой археологический памятник с открытыми славянскими языческими курганами.

Заречная сторона славится сразу девятью церквями, самыми примечательными из которых можно считать Церковь Ильи Пророка, Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Церковь Петра и Павла у Покровского монастыря, Церковь Знамения на Мжаре, Церковь Ризоположения на Мжаре, Церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне, Церковь Богоявления в Кожевенной слободе, Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери и другие.

Церковь Ильи Пророка на Ивановой горе или Ильинская церковь, построенная в 1744 году, расположена в излучине реки Каменки, напротив Суздальского кремля.


Каменная Ильинская церковь была возведена в 1744 году на месте деревянной, перенесённой с западной стороны посада (от Входо-Иерусалимской церкви) по приказу митрополита Суздальского Илариона.

Церковь стоит на краю Ильинского луга, там, где прежде находилась архиерейская слобода.




В XVIII веке рядом с Ильинской церковью располагался и небольшой зимний храм — церковь Иоанна Богослова (его можно видеть на фотографии Прокудина-Горского 1912 года).

В первые годы Советской власти церковь Иоанна Богослова, а также трапезная и колокольня Ильинской церкви были разрушены.


Проект восстановления храма был разработан в 1970-х годах, но реализовать его удалось только в начале XXI века: колокольня и трапезная были полностью восстановлены в 2010 году.

Бесстолпная одноглавая Ильинская церковь является примером посадского храма первой половины XVIII века. Её основной объём представляет собой восьмерик на четверике и увенчан луковичной главкой.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи или Рождественская церковь, возведенная в 1739 году, - зимняя церковь в Кожевенной слободе Суздаля, расположена на правом берегу реки Каменки.


Образует архитектурный ансамбль со стоящей рядом летней Богоявленской церковью, появившейся в 1781 году.

Церкви стоят на территории древней слободы суздальских кожевников, располагавшейся по обе стороны реки Каменки.

Дошедшие до нашего времени каменные сооружения были возведены вместо сгоревших в XVII веке деревянных церквей.


Вытянутое с востока на запад здание по форме напоминает клетские деревянные храмы, в которых соединения срубов заменены пилястрами. С запада к зданию примыкает небольшая паперть, являющаяся основанием восьмигранной колокольни со стройным, слегка вогнутым шатром.


Колокольня была пристроена в 1740 году и походит на снесённую колокольню Входо-Иерусалимской церкви. Храм покрыт двухскатной металлической кровлей и увенчан небольшой луковичной главкой на тонком резном барабане.

Здание не подвергалось перестройкам, за исключением расширения некоторых проёмов.

Церковь Петра и Павла, построенная в 1694 году, расположена непосредственно у южного, главного входа в Покровский монастырь.


Основная летняя церковь ансамбля из двух церквей, рядом расположена зимняя церковь Святого Николая.

В 1712 году он дополнен зимней Никольской церковью. Один из приделов Никольской церкви освящен в честь Святого Алексия.

Скорее всего это связано с пребыванием в монастыре Евдокии Лопухиной, бывшей жены Петра I и памятью о казненном царевиче Алексее.


Обширный объём храма перекрыт сомкнутым сводом, на котором стоят пять барабанов с главами. Основной объём храма окружён с запада одноэтажной папертью, а с севера приделом такой же высоты.

Храм имеет четырёхскатную кровлю. Верхний ярус стен составляет пояс из кокошников - по шесть на каждой стороне. Декоративное убранство храма строгое и относительно скромное.


29Пальм
Клуб путешествий Павла Аксенова. Золотое кольцо России. Панорама Суздаля. Unique view of the city of Suzdal from the most top point. Фото andrei-anpo - Dep Клуб путешествий Павла Аксенова. Золотое кольцо России. Панорама Суздаля. Unique view of the city of Suzdal from the most top point. Фото andrei-anpo - Dep
Просмотры 23621
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 13.11.2019 03:45)
























paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 26.10.2019 10:12)


paksen
#3
Павел Аксенов (paksen)


















Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ