Россия. Панорама центра Санкт-Петербурга. Top view of center St. Petersburg from the air an Mikhailovsky engineerin castle, Russian museum and field of Mars

Panorama of a lattice of the Summer garden in St. Petersburg

Россия. Санкт-Петербург. Лебяжья канавка. Swan groove and Summer garden. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Зимняя канавка. Эрмитажный мост. Hermitage bridge. Winter Canal. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Зимняя канавка. Второй Зимний мост. Winter Canal. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Зимняя канавка. Winter Canal. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Зимняя канавка. Winter Canal. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Зимняя канавка. Эрмитажный мост. Hermitage bridge. Winter Canal. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Зимняя канавка. Winter Canal. St. Petersburg. Russia

Назад Вперед

Зимняя и Лебяжья канавки (Swan and Winter Canals)


Зимняя и Лебяжья канавки находятся в центре Санкт-Петербурга.

Их сооружение началось спустя несколько лет после основания города, когда отступила военная опасность, грозящая городу, и пришло время заниматься его благоустройством.


Зимнюю канавку начали строить немного позже, чем Лебяжью, но работы над обоими сооружениями завершили практически одновременно, в 1719 году.

Лебяжья канавка в современном виде начала строиться в процессе закладки и обустройства Летнего сада.


Вся его территория представляла собой болотистую местность, поросшую кустами и мелким разнолиственным лесом.

С трех сторон Летний сад окружали Нева, Мойка и Фонтанка. С западной стороны от Мойки до Невы протекала речка Лебединка.


Это была маленькая и заболоченная речушка, и ее вид не соответствовал Летнему саду, который задумывался как парадный уголок центральной части города.


Лебединку расчистили и углубили в 1711-1719 годах. Вскоре новую канавку облюбовали лебеди из соседних прудов и канал стали именовать Лебяжьим. Через нее перебросили четыре моста и облагородили берега дерном.

Из четырех мостов сохранились два. Они получили название по своему местоположению относительно течения воды.


Один называется Верхним Лебяжьим мостом и находится на оси Дворцовой набережной.


В начале XVIII века это был деревянный мост, а 1767-1768 годах построили каменный мост по проекту Ю.М. Фельтена.


Нижний Лебяжий мост значительно младше – он появился в 1823 году на набережной реки Мойки. Раньше здесь находился деревянный мост с подъемным механизмом, который назывался Царицынским.


От Лебяжьей канавки отходил Поперечный канал, разделивший Летний сад на две части. Через канал устроили Шутейный мост и назвали его Шутейным. Как понятно, из названия, он служил для развлечений.

На мосту были специальные приспособления, с помощью которых людей, переходящих по мосту, обрызгивало водой. Позже Поперечный канал был засыпан.


На исходе XVIII века на правом берегу канавки архитектор Г.П. Плавильщиков устроил каменную террасу. Ее украшают чугунные вазы, спроектированные К. Росси.

По набережной канала, отделяющей Летний сад от Марсова поля, идет транспортное движение, связующее Дворцовую набережную, Миллионную улицу и набережную реки Мойки. На углу Дворцовой набережной находится дом И.И. Бецкова.

Окончательный вид Лебяжья канавка приобрела в 1953-1956 годы. Ее очистили от многолетних илистых отложений, углубили и устроили гранитную облицовку для берегов.

Длина прямого, как стрела, канала составляет 648 метров при ширине 20 метров. Глубина Лебяжьей канавки примерно один метр, и она играет декоративную роль.



Трудно даже представить, как выглядело бы это место, если канал когда-нибудь засыпали.

Лебяжьей канавке посвятил свои стихи поэт Николай Недоброво:

Белая ночь. В неподвижной воде Лебяжьей Канавки
Отразились деревья Летнего Сада.
Вода так неподвижна, что ее вовсе не видно...
Видно только, что вниз растут деревья…

Зимняя канавка не менее красива и романтична, чем Лебяжья.


Дополнительное очарование ей придает возможность совершать путешествие по воде на прогулочных судах.

Именно как водный путь канал и строился изначально. Он вплотную подходил к резиденции Петра I, и царь мог почти прямо с крыльца садиться в лодку.


Маленький канал длиной всего 228 метров идет от Невы к Мойке. Его построили под руководством подрядчика Василия Озерова.

Название Зимняя канавка появилось значительно позже, и официально стало употребляться с 1801 года.


Уже в 1720 году канал около дворца Петра I облицевали гранитом, таким образом, набережная Зимней канавки оказалась первой каменной набережной Петербурга.

В те же годы начали возводить мост через канал. Хотя Зимняя канавка считается самым коротким каналом в Петербурге, через нее переброшено сразу три моста.

Первый мост так и назывался – Первый Зимний мост.


Он был деревянным и подъемным и находился у дворца Петра I. Интересно, что каменный мост был перенесен сюда в 1783-1785 годы, когда засыпали Красный канал на западной границе Марсова поля.

Эрмитажный мост является первым каменным мостом в городе, его построили в одно время с обустройством гранитной набережной Невы в 1763-1766 годах. Он имел один пролет, сооруженный в виде свода из известняковых блоков и кирпича.


Эрмитажный мост стал местом действия оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама», основой либретто для которой послужила одноименная повесть А.С. Пушкина.

Композитор прочитал в газете рассказ о девушке, бросившейся с моста в воду от несчастной любви и включил этот трагический эпизод, которого не было у Пушкина, в свою оперу.

Поэтому иногда можно столкнуться с тем, что Эрмитажный мост неофициально называют Мостиком Лизы.



Отличительной особенностью моста является ограждение из монолитных гранитных парапетов и «горбатый» силуэт. В ходе реконструкции в 1934 году мост стал железобетонным, но сохранил прежний внешний облик.

При этом его свод увеличился еще примерно на 50 сантиметров, чтобы пропускать прогулочные суда.

Второй Зимний мост построен в 1940 году для разгрузки людских потоков во время праздничных демонстрация на Дворцовой площади.


Сначала он был деревянным, а в 1964 году соорудили железобетонный свод.

Ему придали облик «старшего брата», Первого Зимнего моста, завершив ансамбль Зимней канавки.



Через канал существует еще один переход. Это внутренняя галерея, соединяющая Эрмитаж с Эрмитажным театром, которую построили при Екатерине II.

Для ее поддержки над Зимней канавкой построили высокую арку, придающую ей дополнительное очарование.


Говорят, что недоброжелатели сразу распустили слух, будто арка непрочная и может в любой момент разрушиться. Екатерина II провела своеобразное испытание, собрав многочисленных гостей и устроив пир прямо в галерее.

Все завершилось благополучно, и завистники приумолкли. Красивая история, очень похожая на исторический анекдот.

Перспектива от Миллионной улицы с Первого Зимнего моста на галерею с аркой и Эрмитажный мост является одним из наиболее узнаваемых петербургских пейзажей.


А спуск к воде прямо под галерейным переходом позволяет найти неожиданные ракурсы для фотографирования.

Зимняя канавка давно стала любимым местом для романтических прогулок горожан туристов, стремящихся увидеть один из типичных петербургских уголков.


29Пальм
Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург. Лебяжья канавка. Swan Canal. St. Petersburg. Russia. Фото aleksis15@yandex.ru - Depositphotos Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург. Лебяжья канавка. Swan Canal. St. Petersburg. Russia. Фото aleksis15@yandex.ru - Depositphotos
Просмотры 19478
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ