Троицкий собор как соборный храм Александро-Невской лавры имеет особое значение.
План монастыря – будущей лавры – разрабатывал архитектор Д. Трезини.
Композиционной доминантой комплекса всего монастыря должен был стать Троицкий собор.
Петр I обычно дела церковные в своих устремлениях не ставил на первое место. Однако зарождение Российской империи вызвало у него стремление сосредоточить в своих руках всю полноту державной и духовной власти.
Это заставило Петра I искать символы нового государства и новой императорской власти.
Поэтому в Троицком соборе, освященном в честь Александра Невского, особо чтимого на Руси князя и воина, должна была находиться его гробница.
Проект Троицкого собора создал Т. Швертфегер. Это было грандиозное окружение с одним куполом и двумя высокими башнями-колокольнями.
Подобного рода храмы были широко распространены в итальянской архитектуре, где они часто становились непременной принадлежностью монастырских ансамблей.
Троицкий собор воспринимался как второй по значимости храм после Петропавловского собора.
Однако с учетом взятого на себя Петром I руководства церковью и открыто проявляемого покровительства монастырю, носящему имя Александра Невского, Троицкому собору отводилась особая роль.
Петр часто посещал монастырь, где у него были собственные покои, и выказывал ему всевозможные знаки внимания. Монастырь должен был стать дворцом-храмом.
Поэтому совсем не выглядит чрезмерно торжественной церемония переноса мощей Александра Невского из древнего Владимира в Невский монастырь, организованная на государственном уровне.
Процессия прошла по многим российским городам и святым местами. Мощи были доставлены в Новгород.
Оттуда на ладье в 1723 мощи перевезли в Шлиссельбург, где они ждали своего часа. Перенесение мощей на уготованное для них место было намечено на годовщину заключения Ништадтского мира со Швецией, ознаменовавшего победу в изнурительной Северной войне.
30 августа 1724 года Пётр I встретил мощи в устье реки Ижоры на богато украшенной галере и доставил в Санкт-Петербург. От пристани ковчег с мощами Пётр нес на руках до врат монашеской обители.
Здесь они были встречены священнослужителями и перенесены в Благовещенскую церковь во имя Александра Невского.
Продуманная до мелочей церемония фактически стала установлением 30 августа праздника в честь перенесения мощей Александра Невского и дня окончательной победы над Швецией.
Произошло важное для Петра I слияние его побед с почитанием святого князя. В дополнение к Петру и Павлу первый российский император приобрёл нового небесного покровителя своей власти в образе Александра Невского.
В государственном деле действительно не было мелочей. Петр I распоряжается впредь не изображать святого Александра Невского на иконах в монашеских одеждах, а только «в ризах великого князя».
Более того, император приказал праздновать день памяти Александра Невского не 23 ноября, в день его погребения в Рождественском монастыре, а 30 августа, когда мощи прибыли в новую обитель.
Государственные интересы оказались на первом месте.
Строительство Троицкого собора под руководством Т. Швертфегера началось в 1719 году и шло своим чередом. В 1731 году здание было подготовлено к отделочным работам.
Однако просчеты, допущенные на стадии проектирования и строительства, привели в ходе осадки к образованию трещин в сводах. Авторитетная комиссия подтвердила данные факты, и здание было заморожено.
До 1744 года собор ожидал решения своей судьбы, в результате сооружение было решено «разобрать до подошвы». Здание простояло без движения еще 10 лет. В 1755 году его, наконец, разобрали.
Следующие годы ушли на поиск нового проекта. Многочисленные варианты не получали одобрения Екатерины II.
Только в 1774 году проект И.И. Старова был утвержден императрицей. Здание с одним куполом высотой 60 метров и двумя 46-метровыми башнями, служащими колокольнями, является воплощением стиля раннего русского классицизма.
Внутри собор имеет форму латинского креста, разделённого массивными пилонами на три нефа.
Возведение стен и их внешняя отделка были закончены в 1788 году. Чтобы расписать собор потребовалось ещё два года. Первые росписи сводов и купола не сохранились, потому что собор долгие годы не отапливался.
Его вторично расписали в 1806 году. Как свидетельствовали очевидцы, работа Антонио Джакомо могла поспорить с оригиналом.
Однако неблагоприятный температурный режим, когда весной и летом повышалась наружная температура, приводил к тому, что накопившаяся влага разрушала краску.
Новая роспись собора, сделанная во второй половине XIX века, пришла в противоречие с его стилистикой и оригинальным замыслом.
В последующих реставрациях ХХ века мастера стремились расчистить фрагменты сохранившегося второго слоя.
Екатерина II присутствовала на освящении собора в честь Святой Живоначальной Троицы и перенесении мощей святого князя Александра Невского, что было приурочено к 30 августа 1790 года.
Императрица преподнесла собору богатые дары – церковную утварь и полотна на религиозные сюжеты, принадлежавшие русским и европейским художникам.
В иконостасе, в частности, находились картины «Спаситель» Ван Дейка, «Воскресение» и «Снятие с креста» Рубенса.
Александро-Невский монастырь стал средоточием духовной и культурной жизни, в 1797 году он приобрел по указу Павла I статус лавры. После революции начавшаяся волна реквизиции церковных ценностей не миновала Троицкий собор, он лишился многих ценностей.
Богослужение в соборе продолжалось еще до 1933 года.
Сразу после войны верующие и РПЦ течение 10 лет обращались к власти с ходатайствами о возвращении собора.
Положительное решение было принято в 1956 году при условии проведения ремонта и реставрации за счет общины монастыря.
Здесь чудом сохранился иконостас из белого итальянского мрамора. В 1989 году в собор вернулись мощи Александра Невского.
Добавить комментарий