Санкт-Петербург. Панорама Александро-Невской лавры. Panorama of Alexander Nevsky Lavra

Санкт-Петербург. Троицкий собор Александро-Невской лавры. Trinity Cathedral of Alexander Nevsky Lavra. St. Petersburg. Russia

Санкт-Петербург. Троицкий собор Александро-Невской лавры. Trinity Cathedral of Alexander Nevsky Lavra. St. Petersburg. Russia

Санкт-Петербург. Троицкий собор Александро-Невской лавры. Trinity Cathedral of Alexander Nevsky Lavra. St. Petersburg. Russia

Назад Вперед

Троицкий собор Александро-Невской лавры (Trinity Cathedral of Alexander Nevsky Lavra)


Троицкий собор как соборный храм Александро-Невской лавры имеет особое значение.

План монастыря – будущей лавры – разрабатывал архитектор Д. Трезини.

Композиционной доминантой комплекса всего монастыря должен был стать Троицкий собор.


Петр I обычно дела церковные в своих устремлениях не ставил на первое место. Однако зарождение Российской империи вызвало у него стремление сосредоточить в своих руках всю полноту державной и духовной власти.

Это заставило Петра I искать символы нового государства и новой императорской власти.


Поэтому в Троицком соборе, освященном в честь Александра Невского, особо чтимого на Руси князя и воина, должна была находиться его гробница.

Проект Троицкого собора создал Т. Швертфегер. Это было грандиозное окружение с одним куполом и двумя высокими башнями-колокольнями.


Подобного рода храмы были широко распространены в итальянской архитектуре, где они часто становились непременной принадлежностью монастырских ансамблей.

Троицкий собор воспринимался как второй по значимости храм после Петропавловского собора.


Однако с учетом взятого на себя Петром I руководства церковью и открыто проявляемого покровительства монастырю, носящему имя Александра Невского, Троицкому собору отводилась особая роль.


Петр часто посещал монастырь, где у него были собственные покои, и выказывал ему всевозможные знаки внимания. Монастырь должен был стать дворцом-храмом.


Поэтому совсем не выглядит чрезмерно торжественной церемония переноса мощей Александра Невского из древнего Владимира в Невский монастырь, организованная на государственном уровне.


Процессия прошла по многим российским городам и святым местами. Мощи были доставлены в Новгород.


Оттуда на ладье в 1723 мощи перевезли в Шлиссельбург, где они ждали своего часа. Перенесение мощей на уготованное для них место было намечено на годовщину заключения Ништадтского мира со Швецией, ознаменовавшего победу в изнурительной Северной войне.


30 августа 1724 года Пётр I встретил мощи в устье реки Ижоры на богато украшенной галере и доставил в Санкт-Петербург. От пристани ковчег с мощами Пётр нес на руках до врат монашеской обители.


Здесь они были встречены священнослужителями и перенесены в Благовещенскую церковь во имя Александра Невского.

Продуманная до мелочей церемония фактически стала установлением 30 августа праздника в честь перенесения мощей Александра Невского и дня окончательной победы над Швецией.


Произошло важное для Петра I слияние его побед с почитанием святого князя. В дополнение к Петру и Павлу первый российский император приобрёл нового небесного покровителя своей власти в образе Александра Невского.


В государственном деле действительно не было мелочей. Петр I распоряжается впредь не изображать святого Александра Невского на иконах в монашеских одеждах, а только «в ризах великого князя».

Более того, император приказал праздновать день памяти Александра Невского не 23 ноября, в день его погребения в Рождественском монастыре, а 30 августа, когда мощи прибыли в новую обитель.

Государственные интересы оказались на первом месте.


Строительство Троицкого собора под руководством Т. Швертфегера началось в 1719 году и шло своим чередом. В 1731 году здание было подготовлено к отделочным работам.

Однако просчеты, допущенные на стадии проектирования и строительства, привели в ходе осадки к образованию трещин в сводах. Авторитетная комиссия подтвердила данные факты, и здание было заморожено.


До 1744 года собор ожидал решения своей судьбы, в результате сооружение было решено «разобрать до подошвы». Здание простояло без движения еще 10 лет. В 1755 году его, наконец, разобрали.

Следующие годы ушли на поиск нового проекта. Многочисленные варианты не получали одобрения Екатерины II.


Только в 1774 году проект И.И. Старова был утвержден императрицей. Здание с одним куполом высотой 60 метров и двумя 46-метровыми башнями, служащими колокольнями, является воплощением стиля раннего русского классицизма.

Внутри собор имеет форму латинского креста, разделённого массивными пилонами на три нефа.


Возведение стен и их внешняя отделка были закончены в 1788 году. Чтобы расписать собор потребовалось ещё два года. Первые росписи сводов и купола не сохранились, потому что собор долгие годы не отапливался.

Его вторично расписали в 1806 году. Как свидетельствовали очевидцы, работа Антонио Джакомо могла поспорить с оригиналом.

Однако неблагоприятный температурный режим, когда весной и летом повышалась наружная температура, приводил к тому, что накопившаяся влага разрушала краску.


Новая роспись собора, сделанная во второй половине XIX века, пришла в противоречие с его стилистикой и оригинальным замыслом.

В последующих реставрациях ХХ века мастера стремились расчистить фрагменты сохранившегося второго слоя.


Екатерина II присутствовала на освящении собора в честь Святой Живоначальной Троицы и перенесении мощей святого князя Александра Невского, что было приурочено к 30 августа 1790 года.

Императрица преподнесла собору богатые дары – церковную утварь и полотна на религиозные сюжеты, принадлежавшие русским и европейским художникам.

В иконостасе, в частности, находились картины «Спаситель» Ван Дейка, «Воскресение» и «Снятие с креста» Рубенса.


Александро-Невский монастырь стал средоточием духовной и культурной жизни, в 1797 году он приобрел по указу Павла I статус лавры. После революции начавшаяся волна реквизиции церковных ценностей не миновала Троицкий собор, он лишился многих ценностей.

Богослужение в соборе продолжалось еще до 1933 года.

Сразу после войны верующие и РПЦ течение 10 лет обращались к власти с ходатайствами о возвращении собора.


Положительное решение было принято в 1956 году при условии проведения ремонта и реставрации за счет общины монастыря.

Здесь чудом сохранился иконостас из белого итальянского мрамора. В 1989 году в собор вернулись мощи Александра Невского.


29Пальм
Санкт-Петербург. Троицкий собор Александро-Невской лавры. Trinity Cathedral of Alexander Nevsky Lavra. St. Petersburg. Russia. Фото dotsent - Depositphotos Санкт-Петербург. Троицкий собор Александро-Невской лавры. Trinity Cathedral of Alexander Nevsky Lavra. St. Petersburg. Russia. Фото dotsent - Depositphotos
Просмотры 23489

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ