Россия. Москва. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно. The Imperial Residence of Tsaritsino. Moscow. Russia

Россия. Москва. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно. Grand Palace in TsaThe facade of the Grand Palace of Tsaritsyno Royal Estate. Moscow. Russia

Россия. Москва. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно. The Imperial Residence of Tsaritsino. Moscow. Russia

Россия. Москва. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно. The Imperial Residence of Tsaritsino. Moscow. Russia

Россия. Москва. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно. The Imperial Residence of Tsaritsino. Moscow. Russia

Россия. Москва. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно. The Imperial Residence of Tsaritsino. Moscow. Russia

Россия. Москва. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно. Grand Palace in TsaThe facade of the Grand Palace of Tsaritsyno Royal Estate. Moscow. Russia

Tsaritsyno homestead and Palace of Empress Catherine the Second, the reserve Museum in Moscow, Russia. The Church Of The Blessed Virgin and the Figure bridge

Россия. Москва. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно. The Imperial Residence of Tsaritsino. Moscow. Russia

Россия. Москва. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно. The Imperial Residence of Tsaritsino. Moscow. Russia

Россия. Москва. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно. Park of the Museum-estate Tsaritsyno in Moscow. Russia

Россия. Москва. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно. The Imperial Residence of Tsaritsino. Moscow. Russia

Россия. Москва. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно. The Imperial Residence of Tsaritsino. Moscow. Russia

Россия. Москва. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно. The Imperial Residence of Tsaritsino. Moscow. Russia

Россия. Москва. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно. Park of the Museum-estate Tsaritsyno in Moscow. Russia

Россия. Москва. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно. The Imperial Residence of Tsaritsino. Moscow. Russia

Россия. Москва. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно. Grand Palace in Tsaritsyno, Moscow, Russia

Россия. Москва. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно. The Imperial Residence of Tsaritsino. Moscow. Russia

Россия. Москва. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно. The Imperial Residence of Tsaritsino. Moscow. Russia

Россия. Москва. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно. The Imperial Residence of Tsaritsino. Moscow. Russia

Россия. Москва. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно. The Imperial Residence of Tsaritsino. Moscow. Russia

Назад Вперед

Царицыно (Tsaritsyno)


Территории современного района Царицыно на юге Москвы была обжита людьми задолго до основания города. Сегодня здесь находится музей-заповедник «Царицыно» с дворцово-парковым ансамблем.


Летописные источники XVI века приводят несколько названий этой местности – пустошь Черногрязная, Черная грязь, село Богородское. Эти места принадлежали или царственным особам, или людям, приближенным к трону.

В конце XVI века это была усадьба царицы Ирины, жены Федора Иоанновича и сестры Бориса Годунова. В XVII веке будущее Царицыно получила во владение семья Стрешневых, родственников Романовых, которые уступили его А. В. Голицыну, сыну фавориту царевны Софьи.


Петр I не особо жаловал свою старшую сестру, фактически ставшую царицей и ограничившую его права на престол даже после достижения совершеннолетия. После заключения Софьи в монастырь имущество князей Голицыных было конфисковано.

Позже Петр I передал Черную грязь с ближайшими селениями для проживания своему сподвижнику молдавскому господарю Дмитрию Кантемиру, который был вынужден покинуть родину вместе со всей семьей и почти 1000 верных людей.


Деревянный дворец Кантемира с окружающим его садом и парком не сохранились. По отзывам современников это было очаровательное место, хорошо спланированное и любовно облагороженное.

Топоним Царицыно появился в 1775 году, он связан с Екатериной II. Императрице наскучила ее резиденция в подмосковном Коломенском и, увидев однажды поместье, которым к тому времени владел князь С.Д. Кантемир, один из сыновей уже давно скончавшегося молдавского господаря, она была очарована открывшейся красотой.




Выкупленную и неблагозвучно звучащую Черную грязь по предложению фаворита Екатерины II Григория Потемкина переименовали в Царицыно. Первым строением здесь стал небольшой деревянный дом из шести комнат.

Почти все лето 1775 года Екатерина II и князь Потемкин провели в Царицыно, посвящая время отдыху и развлечениям, хотя между прочими делами здесь собирались заседания Государственного совета.




Одним из главных мероприятий, которые регулярно проводились в Царицыно, стало празднование годовщины Кючук-Кайнарджийского мира, которым завершилась в 1774 году русско-турецкая война.

Праздник отмечался с огромным размахом, на Ходынском поле возводился настоящий временный городок, который создавал архитектор В.И. Баженов со своим учеником М.Ф. Казаковым.




Именно этим зодчим довелось проектировать и строить Царицынской дворцовый ансамбль, который отмечен сложной судьбой в истории русской архитектуры.

Проект Большого дворца учитывал пожелания Екатерины II, мечтавшей получить увеселительную резиденцию в готическом или мавританском стиле с пейзажным парком.




В 1776 году чертежи и эскизы дворца были готовы и представлены императрице вместе с планом всего ансамбля. Учитывая требования венценосной заказчицы, архитектор предложил много оригинальных решений.

В частности, Баженов задумал обойтись без главного дворца как доминирующей центральной постройки.


В.И. Баженов исходил из естественного ландшафта, вписав в него центральный корпус и остальные постройки.

Большой дворец дополняли два самостоятельных корпуса: апартаменты императрицы и наследника престола.


При этом все сооружения должны были восприниматься как единый ансамбль, который постепенно открывался обзору по мере приближения к нему по основной дороге из Москвы.

Строительство шло долго, и не всегда благополучно в основном из-за недостаточного финансирования. Архитектору приходилось иногда даже закупать материалы и оплачивать труд рабочих из собственного кармана, влезая в долги.

И все же в 1785 году основные здания, павильоны и мосты, Хлебный дом и служебные строения были готовы. В них активно началась отделка.




Однако дальше все пошло не так, как планировалось. В 1785 году Екатерина II с небольшой свитой неожиданно, раньше времени, прибыла в Царицыно.

Быстро осмотрев парадные залы главного корпуса и собственные покои, императрица осталась крайне недовольна. В гневе она приказала разобрать дворец «до основания».

Существует несколько версий случившегося. Очевидно, что простого ответа на вопрос о причинах опалы еще недавно почитаемого архитектора не существует. Во всяком случае, скоропалительность принятия решения может говорить о том, что оно было заранее предопределено.




Среди прочих причин императорского недовольства называют принадлежность В.И. Баженова к масонам, а сам дворцовый ансамбль пытаются прочитать как некое зашифрованное масонское послание.

На своем решении снести дворец Екатерина II сразу не настаивала, просто заметила, что он «внутри должен быть изменён, ибо так в нем бы невозможно жить».

И все же через год она снова повелела разобрать дворец и перестроить его по проекту М. Ф. Казакова. Выбор преемника был сделан не случайно.

К этому времени Казаков уже построил в стиле русской неоготики Петровский путевой дворец, который понравился Екатерине II, и она называла его «очень хорошенькой квартирой».

Вторым удачным сооружением архитектора стал Сенатский дворец в Москве.




Новый дворец в Царицыно стал господствующим сооружением ансамбля и строился с расчетом на фронтальную точку обзора. Сохраняя готические элементы, он приобрел очертания, присущие классицизму.

Здание без учета цоколя строилось в три этажа, имело высокую кровлю, солидные боковые корпуса. Центральная часть с бельведером стала доминировать даже над восемью башнями, расположенными по периметру.

Екатерина II все больше теряла интерес к Царицыну, а после смерти князя Потемкина в 1791 году строительство остановилось. Через несколько лет императрица распорядилась не возводить третий этаж, хотя здание уже было наполовину готово.

Новые требования заметно изменили первоначальные пропорции дворца.




Однако отсутствие «лишнего» этажа ускорило завершения строительства. К моменту смерти Екатерины Великой в 1796 году здание в целом было готово, подведено под крышу и шла отделка интерьеров.

Во многих залах уже настелили паркетные полы, велась отделка потолков.

Павел I после коронации посетил Царицыно, но ему там не понравилось. По императорскому указу больше в Царицыне ничто не возводилось.

В XIX веке Царицыно приобретает романтический флер. Здесь завершили обустройство пейзажного парка, некоторые деревянные павильоны заменили каменными, появились удобные аллеи, дорожки.

На прудах насыпали искусственные острова. Москвичи полюбили царицынские пикники, прогулки и катания на лошадях.




Однако большого интереса никто из императоров, правящих в XIX веке, к Царицыну не проявлял и в 1860 году его передали в казну. Так Царицыно перестало быть собственностью династии Романовых.

Для извлечения прибыли территорию отдали в аренду под застройку дач.

Уже в 1870-е годы возник дачный поселок Новое Царицыно. Хотя дачи в этих местах были дорогими, к началу ХХ века здесь насчитывалось около 1000 строений.

С этими местами связаны имена Ф. М. Достоевского, Ф. И. Тютчева, А. Н. Плещеева, А. П. Чехова, И. А. Бунина Л. Андреева, А. Белого, М.А. Балакирева и П.И. Чайковского и многих других известных людей.




В советское время на месте Царицыно существовал поселок Ленино. В конце 1920-х годов был создан историко-краеведческий музей, однако вскоре его переоборудовали в поселковый клуб, где работал кинотеатр.

В последующие десятилетия несколько раз проводились реставрационные работы. Они затрагивали Фигурные ворота, павильоны «Миловида», «Нерастанкино» и беседки. Очищались пруды, укреплялись некоторые руины.


Музейным работникам не всегда удавалось противостоять попыткам перестроить Царицыно. В Хлебном доме устроили коммунальные квартиры, закрыли храм, здание которого переоборудовали под трансформаторную станцию.

В 1960-70-е годы, когда Ленино вошло в Москву, вокруг начали возводить жилые здания. Тогда же была установлена охранная зона, включающая территорию более 1000 гектаров. Здесь шаг за шагом удалось избавиться от стихийных поселковых построек.




В 1984 году Царицыно получило статус государственного музея, который был окончательно закреплен в 1993 году: его стали именовать Государственным музеем-заповедником «Царицыно.

Все эти десятилетия шла научная реставрация дворцово-паркового ансамбля, при этом многие строительные работы вызывали острые споры в профессиональной среде и в обществе.

Существовало множество противников восстановление Большого дворца.


Главным аргументом было то, нельзя восстанавливать объекты, разрушенные естественным путем, нельзя исправлять объективные исторические обстоятельства.

Учитывали и мнение москвичей: по данным социологических опросов местные жители в большинстве высказывались за восстановление дворца.

В результате в 2005-2007 годах Большой дворец был восстановлен.

Руинированный дворец, который никак ранее не использовался, предстал в законченном виде, которого он никогда не имел. Сегодня он является частью экспозиции музея «Царицыно».




Реставраторы создали в Большом дворце Екатерининский и Таврический залы. Как они могли выглядеть практически неизвестно, поскольку Баженов не оставил завершенных интерьеров.

Никто не спорит, что залы и сам дворец является новоделом, и все же надо отдать должное мастерству современных архитекторов, дизайнеров и строителей.


Можно любоваться роскошным паркетом из ценных пород дерева, лепниной и золотой росписью потолка, торжественными хрустальными люстрами.

В Екатерининском зале находится скульптура Екатерины II, созданная А.М. Опекушиным в 1896 году, и чудом сохранившаяся до наших дней.

В облике Большого дворца, восстановленного по проекту М.Ф. Казакова, сохранены готические элементы, но благодаря классицизму появились монументальность и государственная мощь.




На фоне дворца яснее виден замысел архитектора, который, проектируя новое здание, все-таки сумел вписаться в комплекс уже существующих строений.

Среди них Средний дворец, его еще называют Оперным домом. Он строился как концертный и театральный комплекс, хотя по прямому своему назначению начал использоваться только в конце ХХ века.

Здание богато декорировано снаружи, его украшают сложные рисунки, в которых угадываются и масонская символика, и театральный антураж.

Рядом с Оперным домом находятся Фигурные или Виноградные ворота. Они получили свое название благодаря украшению, находящемуся в центре арки и напоминающему гроздь винограда.




Самое крупное сохранившееся сооружение Баженова – Хлебный дом или Кухонный корпус. Это было уникальное по своей красоте здание, напоминающее итальянское палаццо и одновременно средневековый замок.

При этом архитектор планировал создать здесь сразу восемь специализированных кухонь.

Между Большим дворцом и Хлебным домом находится галерея с башенками и оригинальной аркой, украшенной шипами.

Ее назначения не очень понятно, скорее всего, галерея должна была выполнять декоративную функцию, зрительно связывая соседние сооружения.

Архитектору это удалось в полной мере: галерея смотрится как декорация к сказочному кинофильму.




Сегодня на территории дворцово-паркового комплекса рядом с бывшими руинами находятся еще несколько уникальных сооружений русской архитектуры.

В первую очередь, это Большой Мост через овраг, который является самым крупным сохранившимся подобным сооружением XVIII века.

Фигурный мост с красивой аркой, возведенный по проекту Баженова, дает представление о стремлении архитектора создать романтический замок.

Краснокирпичный мост сохранился лучше других строений, он только реставрировался, а не перестраивался.


Его необычная кирпичная кладка с геометрическими рельефами и белыми георгиевскими крестами, полукруглыми башенками и стрельчатыми проемами напоминает стены Московского Кремля.

Неподалеку от Фигурного моста находится Малый дворец, построенный на холме, которому еще во времена Кантемира придали правильную конусную форму.

Небольшое здание с вензелем Екатерины II скорее напоминает парковый павильон, по-видимому, оно предназначалось для развлечений императрицы в кругу особо доверенных людей.

Назначение и название Кавалерских корпусов довольно условны. Они построены в XIX веке. Эти три небольших одноэтажных здания воплощают некоторые идеи Баженова, который любил придавать своим постройкам необычные геометрические формы.

В ходе реставрации зданиям вернули их изначальный облик.

Павильон «Миловида», расположенный в одной из самых живописных частей парка среди густых посадок, открывает изумительный вид на залив пруда с искусственным островом.


Декоративная постройка использовалась как чайный домик; в соседней роще, получившей название «Миловидовой», нередко играл духовой оркестр.

Особого упоминания заслуживают царицынские оранжереи, построенные за царицынскими прудами. Их начал возводить Баженов, а в начале первой четверти XIX века это уже был целый комплекс, состоящий из восьми зданий.


Каждая оранжерея специализировалась на выращивании определенных растений: апельсинов, персиков, винограда, ананасов, померанца.

Большой популярностью у московских гурманов пользовались царицынские арбузы, абрикосы, оливки.

Восстановленные пруды и плотина вместе с оранжереями превратились в один из самых романтических уголков заповедного парка.


29Пальм
Клуб Павла Аксенова. Россия. Москва. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно. Aerial view of Queen Ekaterina residence palace in Tsaritsino park, Moscow Клуб Павла Аксенова. Россия. Москва. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно. Aerial view of Queen Ekaterina residence palace in Tsaritsino park, Moscow
Просмотры 77482

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ