Тучков мост - один из 13 разводных мостов Санкт-Петербурга, перекинут через Малую Неву, соединяя между собой Петроградскую сторону и Васильевский остров.
Мост соединяет Большой проспект Петроградской стороны с Кадетской и Первой линией Васильевского острова. Через мост проходят маршруты движения всех видов наземного общественного транспорта.
Неподалеку от моста расположены Князь-Владимирский собор, Тучков буян, стадион “Петровский”, дворец спорта “Юбилейный”, Екатерининская церковь.
Выше по течению находится Биржевой мост, ниже - мост Бетанкура.
Из истории
В истории имени моста существуют две, равноправные по мнению историков, версии:
Название моста произошло от фамилии купца Авраама Тучкова.
Мосты через Малую Неву долгое время не возводились, так как они были преградой на пути следования судов к пристани Торгового порта, расположенного тогда в районе Стрелки Васильевского острова.
В 1758 году компания купцов из четырех человек обратилась в Сенат с челобитной об отдаче им “в вечное и потомственное содержание” нескольких мостов в Петербурге, обязуясь при этом построить новый мост через Малую Неву с Васильевского острова на Петроградскую сторону.
Среди них был купец Авраам Тучков, владелец складов леса на набережной Малой Невы. Так и был этот мост назван по фамилии одного из компаньонов, подрядчика Авраама Тучкова.
Согласно другой версии мост был назван в честь инженера А. В. Тучкова, строившего Тучков мост в XVIII веке.
Первый мост на этом месте был построен в 1758 году в створе Малого проспекта Васильевского острова.
Этот деревянный мост, состоящий из плашкоутной части в глубокой части русла и свайной - на мелководье, был самым длинным петербургским мостом XVIII века. Его дина составляла 900 метров, в то время мост назывался Никольским.
В 1833-1835 годах мост был перестроен и стал деревянным многопролётным мостом на свайных опорах, с двухкрылым разводным центральным пролётом.
Мост соорудили в створе Большого проспекта Петербургской стороны с устройством земляной дамбы от реки Малая Нева до будущего Александровского проспекта (ныне проспект Добролюбова).
Разводной пролёт состоял из четырех деревянных рам и разводился с помощью ручных лебедок. Проезжая часть была деревянная, составленная из поперечин и двойного дощатого настила.
На открылках моста были установлены перила из чугунных решеток художественного литья с прямоугольными тумбами.
В 1839 году впервые в России у Тучкова моста был уложен искусственный асфальт.
В 1870 году мост сгорел от непотушенной папиросы, его восстановили и неоднократно перестраивали в дереве, к 1920 году он был 20-пролетным при длине 258 метров.
В 1948 году после очередного капитального ремонта постоянные пролеты были перекрыты металлическими двутавровыми балками с продольными и поперечными сваями.
Деревянные рамы в разводном пролете заменены на металлические, а ручные лебедки на электрические. Вновь были сооружены опоры разводного пролета на деревянном свайном основании с жестким металлическим ростверком и металлической рамной обстройкой.
Левобережный устой моста был каменным на свайном основании, а все остальные опоры - деревянные на свайном основании. Длина моста составила 258 метров, ширина — 19 метров.
В 1964 году, в связи с окончанием строительства Волго-Балтийского водного пути, в Неву и ее рукава стали входить крупногабаритные и крупнотоннажные суда.
Наступил момент, когда габариты и грузоподъемность моста перестали удовлетворять требованиям наземного и водного транспорта, и встал вопрос о его полномасштабной реконструкции.
В 1962-1965 годах по проекту инженеров института “Ленгипроинжпроект” В.В. Демченко, Б.Б. Левина и архитекторов Л.А. Носкова и П.А. Арешева был сооружен трехпролетный железобетонный мост с разводным пролетом посередине.
Строительство моста осуществлялось под руководством инженеров О.С. Чарноцкого и Л.Ф. Полякова. Технический надзор вели инженеры Дирекции «Ленмосттрест» Д.В. Снятковский и Г.Ф. Шишлов.
Продольная ось нового моста была смещена вниз по течению на три метра от оси ранее существовавшей переправы.
Конструкция постоянных пролетных строений до сооружения Тучкова моста была применена в 1962 году на однопролетном железобетонном мосту Красного Курсанта через реку Ждановка.
В 1997-1998 годах был проведен капитальный ремонт дорожного покрытия, ортотропной плиты на разводном пролете и трамвайных путей.
В 2003 году проводилась работа по антикоррозийной обработке поверхностей разводного пролета.
В 2006 году отремонтировали стационарные пролетные строения.
В 2008-2009 годах выполнены работы по ремонту опор разводного пролета.
В последние годы были проведены обследования Тучкова моста. Они показали значительный рост транспортной нагрузки на переправу и необходимость ее реконструкции.
В капитальном ремонте, в первую очередь, нуждаются противовесы разводного пролета, также требуется устранить коррозию на металлических конструкциях, выполнить другие работы.
4 июля 2016 года мост был закрыт на реконструкцию и 18 ноября 2017 года открылся для движения. Все работы были завершены в 2018 году.
Комментарии (1):
Добавить комментарий