Россия. Карелия. Остров Валаам. View of Valaam Island from ladoga lake, Russia

Остров Валаам. Valaam Monastery in Karelia in Russia, on Lagoda Lake

Россия. Карелия. Остров Валаам. Panorama Skete of St. Nicholas. Ladoga lake. Karelia

Россия. Карелия. Остров Валаам. Landscape of Valaam island on Ladoga lake, Russia

Россия. Карелия. Остров Валаам. Landscape of island Valaam on North of Russia on Ladoga lake

Карелия. Остров Валаам. Pier Transfiguration (Spaso-Preobrazhenskiy) Monastery. Valaam iseland. Ladoga lake

Россия. Карелия. Остров Валаам. Island Valaam on Ladoga lake on North of Russia

Остров Валаам. Saint Nicholas cell of Transfiguration of Jesus Christ monastery. Valaam on Ladoga lake in Russia

Россия. Карелия. Остров Валаам. Chapel on the shore of the island Valaam, Russia

Остров Валаам. Novodel on the shore of the island of Valaam. The island Valaam is located on Lake Lodozhskoye, Karelia

Назад Вперед

Остров Валаам (Valaam Island)


В северной части огромного Ладожского озера, крупнейшего пресноводного водоема Европы, расположен Валаамский архипелаг. Он включает в себя более 50 островов общей площадью 36 квадратных километров.


Самый большой остров – Валаам, его длина составляет 9,6 километра при ширине 7,8 километра. Много мелких островов разбросаны по акватории озера на разном удалении друг от друга.

Некоторые из них столь близко примыкают к острову Валаам, что соединяются с ним и между собой мостами.


На острове Валаам расположен одноименный поселок и всемирно известный мужской Валаамский Спасо-Преображенский монастырь.


Он имеет статус ставропигиального, то есть является независимым от местной епархии и подчиняется непосредственно патриарху.

Существуют три основные версии объяснения слова «Валаам».




Согласно одной из них оно переводится с финно-угорского как «высокая, горная земля».

Менее очевидно значение «земля клятвы или света». Иногда название Валаам соотносят с языческим богом Ваалом, или Велесом в славянском пантеоне.


Вокруг Валаама сложилась настоящая мифология. Здесь рассказывают легенды, что для финно-угорских племен и славян архипелаг служил местом жертвоприношений.




Согласно другому преданию, Андрей Первозванный добрался до сурового озера Нево, как в древности называли Ладогу, разрушил языческие святилища и укрепил каменный крест «на горах Валаамских».

Основателями Валаамского монастыря также считаются иноки Сергий и Герман, пришедшие, видимо, из Греции. Сведений о них сохранилось мало, имеются лишь краткие летописные упоминания.

По другой версии, основание монастыря относится к X-XI векам. Об этом говорится в житие Авраамия Ростовского, побывавшем на Валааме. Есть и другие, летописные источники, косвенно подтверждающие данную версию.

Письменные свидетельства о монастыре относятся к XIV-XV векам, в частности, они имеются в «Сказании о Валаамском монастыре».




О популярности монастыря говорит статистика: уже в XVI веке здесь было примерно 600 монахов.

Основной проблемой монашеской обители было соседство Швеции, которая считала архипелаг своей собственностью.


Деревянные монастырские строения несколько раз сгорали в пожарах, от рук захватчиков гибли монахи, и на долгие годы обитель оставалась пустой.

В 1611 году Валаам полностью перешел под власть Швеции и был освобожден только в ходе Северной войны.

По результатам Ништадтского мира Швеция была вынуждена уступить России Выборг и прилегающие территории, в том числе и Валаамский архипелаг.




За прошедшие 100 лет на архипелаге остались лишь немногие подвижники, жившие в отдаленных скитах и свято хранившие монастырские традиции. Возрождение монастыря шло медленно, в 1765 году в нем было всего 11 монахов.

Строительство каменных сооружений началось на рубеже XVIII-XIX веков.





Построенный Храм Успения Пресвятой Богородицы был трапезной церковью. Его облик с луковичной главкой указывает на традиции новгородского и псковского зодчества.

Была построена надвратная церковь апостолов Петра и Павла. В 1814 году сооружен храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник».


Позже он был надстроен и его верхняя церковь освящена во имя Живоначальной Троицы. Это был больничный храм, здесь даже имелась собственная аптека.

На середину XIX века приходится период наивысшего развития монастыря. Одним из знаменательных событий стал визит в обитель летом 1858 года императора Александра II с семьей.




В этом же году на острове гостил французский писатель Дюма-отец, совершивший путешествие по России. Вообще Валаам своей красотой и святыми местами привлекал многих известных людей.

Подвижники Валаама стремились превратить монастырь в новый Иерусалим, используя для этого библейские названия. Так на острове появились реки Иордан и Кедрон, Гефсимания, гора Елеон и гора Фавор.




В развитии монастыря большую роль сыграл отец Дамаскин, бывший с 1839 года в течение 42 лет его настоятелем. При нем шло активное строительство церквей, подсобных и хозяйственных служб. Велась заготовка материалов для нового собора.


Спасо-Преображенский собор, способный вместить свыше 3000 человек, был почти полностью построен уже при жизни следующего настоятеля Валаама игумена Ионафана.

Тогда же была возведена отдельно стоящая колокольня высотой 72 метра, одно из главных сооружение монастыря.


Игумен Ионафан скончался в 1891 году, и отделка вновь построенного собора продолжалась в последующие годы. Росписи собора вели мастера валаамской иконописной школы.

Известно, что кисти игумена Гавриила принадлежат изображения всех херувимов и некоторые иконы.




Суровым этапом для Валаама было время его нахождения в составе независимой Финляндии с 1917 по 1940 год.

Казалось бы, в отличие от многих других монастырей, закрытых при советской власти, Валаамский монастырь, хотя бы номинально, но продолжил работу.

В то же время, православная обитель подвергалась дискриминации. Власти требовали вести богослужение на финском языке. Монахи категорически не соглашались, тогда архиепископ Серафим был выслан на остров Коневец.


Богослужение на финском языке удалось наладить только в 1925 году благодаря переведенному из Эстонии священнику, который стал епископом Карелии.

Для обеспечения перевода на новоюлианский календарь на Валаам высадился финский спецназ, и на острове находился военный гарнизон. И без того существующий раскол среди монахов стал необратимым.




Значительная часть членов обители, не согласная с новыми порядками, покинула Валаам. Они были разбросаны по европейским странам, некоторые оказались даже в Африке и Америке.

В военные годы монастырь сильно пострадал, его деятельность была прекращена. После войны в монастырских строениях располагалась школа боцманов и юнг, на острове работал рыбокомбинат.


Монашеская жизнь начала возрождаться только в 1989 году. Восстановлены скиты, в которых монахи несли службы, в Петропавловской церкви снова зазвучали знаменитые валаамские распевы.

Первым на Валааме гости видят Никольский скит, находящийся у входа в Монастырскую бухту.


Это один из красивейших скитов острова Валаам, расположенный в полутора километрах от Центральной усадьбы монастыря. Добраться до него можно по дороге, проложенной в XVIII веке. Сначала она проходит по Валааму, а затем по деревянным живописным мостам, которые соединяют острова.


Никольский скит принял первых монахов в XVIII веке. В то время здесь жили двенадцать монахов, промышлявших рыболовством и таможенным досмотром: на остров Валаам был запрещен ввоз табака и спиртных напитков.

На самой вершине холма расположился отреставрированный шатровый храм Свято-Никольского скита. Раньше на этом месте стояла небольшая часовня с маяком, построенная в начале XIX века.


Стены внутри храма расписывали монахи, проживающие в келейном корпусе на его территории. Главной темой росписи было житие Николая Чудотворца.

У пристани туристы могут полюбоваться на гранитный поклонный крест, уставленный в 1861 году, и небольшое деревянное строение, которое раньше выполняло функцию таможенного пункта.

Если пройти дальше вглубь острова, то можно выйти к Коневскому скиту, поставленному игуменом Дамаскиным в 1870 году на месте своего уединения


Сначала в Коневском скиту, названным в честь Акафистной (Коневской) иконы, была поставлена часовня, которую в 1858 году перенесли с Предтеченского острова.

Затем по проекту Г. Карпова была основана церковь. Насельники Коневского скита строго чтили устав и не вкушали в праздники рыбу и молочное – то, что в изобилии водилось в Коневских (Игуменских) озерах.

Восстановленный храм имени Коневской Божией Матери, в котором проживают несколько монахов, считается святыней скита.




Рядом расположена келья, в которой обитает отшельник и послушники.

Туристам разрешается бывать на территории Коневского скита, но в храм вход воспрещен. По предварительной договоренности зайти в храм могут только паломники.

На Скитском острове находится скит во имя Всех Святых (Скит Преподобного Александра Свирского) или Большой, а также Белый, - самый первый по времени основания и самый большой скит Валаамского монастыря.


Предания говорят, что здесь некоторое время проживал преподобный Александр Свирский.

Поселившись на Валааме, он решил совсем уединиться от людей и поселился на одиноком, абсолютно безлюдном острове с мрачно нависающими над водой скалами, который так и назывался – Угрюмый.

В старые времена его называли по-разному: Пюха Сара, Пюха, Пюхасаари.

Пюха переводится также "святой".

Молитвы днем и ночью сделали свое дело - монах услышал голос, по зову которого он вернулся домой, на родину.


В XVIII веке здесь поставили скит. Чуть позже по инициативе игумена Дамаскина и Санкт-Петербургского митрополита Никанора на Святом острове была поставлена церковь в честь Преподобного Александра Свирского, а также крест у церкви.

Можно пройти и в пещеру, где жил Александр Свирский, там тоже стоят крест и икона.

В нескольких километрах от скита Всех Святых расположен предпоследний по времени устройства Смоленский скит, где жил единственный насельник - иеросхимонах Ефрем (Хробостов) 1871-1947г.г.


В 12 лет, тайком от родителей, он пришел на Валаам и упросил игумена оставить его в числе братии. После 12 лет послушания он принял постриг и через 4 года - священный сан.

Во время службы на Московском подворье он был приглашен в качестве духовника к Главнокомандующему Русской армией Великому Князю Николаю Николаевичу.


В конце июня 1914 г. Великий Князь с семьей в сопровождении о. Георгия побывал на Валааме во время приезда туда архиепископа, впоследствии Патриарха Сергия, и выразил желание устроить на Смоленском перешейке Скитского острова скит.

На Сионской горе в 1911 году игуменом Маврикием был поставлен Гефсиманский скит, церковь которого, увенчанная шатрами, освящена во имя Успения Богородицы.


Внешний интерьер церкви богато украшен резьбой, а внутреннее убранство, в частности, иконостас, было выполнено из кипариса.

Рядом с ним находится небольшая деревянная часовня, где можно увидеть икону "Моление о чаше". За церковью, между пихт, расположены два келейных корпуса для братии, в которых в 1930-е годы жили финские артиллеристы.

На вершине холма над Большой Никоновской бухтой, примерно в километре от Гефсиманского скита расположен Воскресенский скит, известный также как Красный скит.


Воскресенский скит был построен в 1901-1906 годы финляндским епархиальным архитектором В.И.Баpанкеевым благодаря паломнику И.М.Сибиpякову, который предложил игумену Гавpиилу возвести его на месте, где жили монастырские рыбаки, и пожертвовал 10 тысяч рублей.


Центром скита является двухэтажная церковь, похожая на храм в Иерусалиме.

Вход в нее представляет собой открытое крыльцо с четырьмя колоннами, соединенными арками, под которыми расположен вход в нижнюю церковь, названную именем Андрея Первозванного.

В ней можно увидеть «кувуклию» – грот из серого мрамора, где хранилась частица «истинного гроба Господня».


Летом в верхнем храме проводятся небольшие концерты духовного пения. В комплекс скита входят два келейных корпуса и трапезная, в которой кормят паломников и туристов.

Воскресенский скит стал одним из тех, которые обозначают на архипелаге библейские места. По преданию именно здесь находился воздвигнутый Андреем Первозванным каменный крест.

Есть на Валааме и новейшие скиты. Среди них, построенный в 2007 году Свято-Владимирский скит, посвященный князю Владимиру, крестителю Руси.


Проект скита разработала "Мастерская Андрея Анисимова" с участием архитекторов Анисимова Андрея и Ефимовой Татьяны. Архитекторы старались воплотить свой проект в том, чтобы все здания скита были связаны единой идеей и составляли цельный ансамбль.


При Владимирском ските была возведен храм в честь равноапостольного Владимира, который в 2008 году был освящен патриархом Алексием Вторым.

У храма есть два придела: во имя святой великомученицы Людмилы и во имя Всех Русских Святых. Храм был построен чисто в русском стиле, но с элементами модерна.


Цокольный этаж скита занимает музей истории Валаамского монастыря.

Отдельный зал в музее посвящен патриарху Алексию Второму, много сделавшему для возрождения монастыря на Валааме.

В общей сложности на архипелаге в начале ХХ века было 13 скитов и 21 часовня, часть из них находились на отдаленных островах.






Раньше их было больше, некоторые скиты разрушены и в настоящее время восстанавливаются, но некоторые уже не существуют.

В Предтеченском ските живут монахи, которые не общаются с внешним миром, он не доступен не только для туристов, но даже для паломников.

Памятник апостолу Андрею Первозванному также построен в 2014 году, он находится у входа в монастырь.




В южной части острова Валаам сохранились финские военные укрепления.

На Валаам едут многочисленные паломники и туристы, число которых за короткие летние месяцы превышает сто тысяч человек.


29Пальм
Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Карелия. Остров Валаам. View of Valaam Island from ladoga lake, Russia. Фото borisb17-Depositphotos Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Карелия. Остров Валаам. View of Valaam Island from ladoga lake, Russia. Фото borisb17-Depositphotos
Просмотры 242012
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 10.06.2022 21:22)






paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#3
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#4
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#5
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#6
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 15.01.2023 18:22)


paksen
#7
Павел Аксенов (paksen)

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ