Музеи Ватикана (итал. Musei Vaticani, англ. The Vatican Museums) - комплекс музеев, расположенных на территории государства Ватикан, демонстрирующих коллекции выдающихся архитекторов, художников, скульпторов разных исторических эпох, в том числе произведения эпохи Возрождения.
В 24 залах музеев представлены произведения из огромной коллекции, собранной католической церковью и папством на протяжении веков, в том числе несколько самых известных римских скульптур и лучших шедевров искусства эпохи Возрождения в мире.
В музеях хранится около 70 000 работ, из которых 20 000 экспонируются.
В настоящее время коллекции музеев обслуживают 640 человек, которые работают в 40 различных административных, научных и реставрационных отделах.
В маршрут по музеям Ватикана входят Сикстинская капелла с потолочными росписями Микеланджело, и станцы, оформленные Рафаэлем.
Из истории Музеев
Музеи Ватикана были основаны Папой Римским Юлием II в начале XVI века.
В 1503 году известный итальянский архитектор Донато Браманте по поручению Юлия II начал обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера).
Архитектор разработал проект огромного Ватиканского двора — Бельведера, в композиции которого соединил темы античной загородной виллы, театра и форума, чем достиг впечатления истинно царского величия.
В огромном прямоугольном дворе (310?70 метров) должен был разместиться папский антиквариум (собрание античной скульптуры).
Внутренние фасады двора были обработаны тремя ярусами террас с аркадами лоджий. С южной стороны двор замыкала величественная экседра. Бельведер был торжественно открыт только в 1565 году, через пятьдесят лет после смерти архитектора.
14 января 1506 года на одном из виноградников недалеко от базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме была обнаружена скульптурная композиция Лаокоон и его сыновья (разбитая на восемь кусков), которая большинством исследователей считается мраморной копией второй половины I века до н. э. с оригинала, который был выполнен в бронзе около 200 года до н. э. в Пергаме.
Папа Юлий II, узнав о находке, сразу же послал за ней архитектора Джулиано да Сангалло, который прибыл с одиннадцатилетним сыном Франческо (позднее оставившем воспоминания об этом случае) и скульптором Микеланджело Буонарроти.
Сангалло подтвердил достоверность работы со словами: “Это Лаокоон, которого упоминает Плиний”.
В марте 1506 года Папа Римский купил скульптурную группу у владельца виноградника, после чего распорядился установить её в антикварии, в октoгональном (восьмиугольном) дворе, или “Дворике статуй”, построенном архитектором Донато Браманте в Бельведере Ватиканского дворца, приказав Джулиано да Сангалло соорудить для неё специальную нишу.
Эта скульптурная композиция, до сих пор хранящаяся в Музеях Ватикана, положила начало созданию одной из самых значимых в мире коллекций произведений искусства.
Папа Бенедикт XIV основал Христианский музей, а некоторые коллекции Ватикана сформировали Латеранский музей, который Папа Пий IX учредил указом в 1854 году.
В XV веке в Ватикане была построена знаменитая Сикстинская капелла (англ. The Sistine Chapel, итал. Cappella Sistina).
Бывшая домовая церковь была в 1473 - 1481 годах архитектором Джордже де Дольчи по заказу Папы Римского Сикста IV, откуда и произошло название.
Ныне Капелла – один из самых известных и посещаемых Музеев Ватикана, выдающийся памятник Возрождения, используемый также для проведения конклавов, на которых кардиналы избирают нового папу римского.
Хор Сикстинской капеллы - один из лучших хоров современной Римско-католической церкви.
Архитектор Джованни ди Дольчи создал скромное церковное строение, которое изнутри было украшено ренессансными мастерами кисти: Боттичелли, Гирландайо, Росселли и Перуджино.
Отдельным украшением капеллы служит фреска работы Микеланджело “Страшный суд”.
Одним из самых известных Музеев Ватикана наряду с Сикстинской капеллой является Ватиканская пинакотека (англ. The Vatican Pinacoteca, итал. Pinacoteca Vaticana) - основанная папой Пием VI во второй половине XVIII века.
В пинакотеке Ватикана представлены главным образом работы итальянских мастеров, а также приобретенная папой Пием X коллекция византийского искусства, работы художников из других стран немногочисленны.
Всего в собрании представлено около 460 картин XII—XIX веков, размещенных в 18 залах пинакотеки в хронологическом порядке.
По традиции в собрании присутствуют только картины на религиозные темы.
Три больших и светлых комнаты в северном крыле Апостольского дворца носят имя – Станцы Рафаэля. В переводе с итальянского “stanza” означает “комната”.
Таким образом, перед восхищенными путешественниками предстанут три комнаты, расписанные несомненным гением эпохи Возрождения – Рафаэлем Санти (Raffaello Santi).
Комнаты имеют отдельные названия, согласно тематике фресок: Комната суда, Станца д’Элиодоро и Комната Пламени. К станцам примыкает огромное помещение – Зал Констанца.
Часть палаццо Николая V занимают Апартаменты Борджиа – покои Папы Александра VI.
При жизни папы в конце XV столетия своды апартаментов были расписаны знаменитыми художниками эпохи Возрождения: Пинтуриккьо и Браманте.
Стены и потолки залов украшают изображения пророков и средневековых наук, а также библейские сюжеты.
Ученым гостям Ватикана будет интересна Ватиканская апостольская библиотека.
В 1475 году этот музей был основан папой Николаем V. За прошедшие 6 столетий в фондах библиотеки накопилось порядка 1 миллиона 600 тысяч отпечатанных типографским образом книг.
Около 150 тысяч манускриптов, столько же гравюр, большая коллекция географических карт, наградных медалей и монет, гобеленов и даже подсвечников! Все экспонаты бережно хранятся и по мере необходимости реставрируются.
В Музее Кьярамонти увековечена память одного из Римских Пап Пия VII, представителя старого итальянского рода Кьярамонти.
Папа заручился поддержкой Антонио Кановы и в начале XIX века создал музей, посвященный скульптуре. Сводчатая галерея, соединяющая Апостольский дворец с Бельведером, украшенная статуями и бюстами, называется Коридор.
Наибольший интерес в этой галерее представляют барельеф “Три грации” и древние каменные головы небожителей Посейдона и Афины.
Большой популярностью у гостей Ватикана пользуются Музеи Апостольского дворца.
Именно здесь находится необычная достопримечательность – спиральная лестница архитектора Джузеппе Момо.
Лестница Браманте – это первое название, данное двум лестницам в музеях Ватикана в городе-государстве Ватикан: оригинальной лестнице, построенной в 1505 году, и современному аналогу 1932 года.
Собственные независимые радиусы лестницы и ее перил позволяют охватить взглядом постройку по всей ее высоте.
Современная лестница с двойной спиралью, также находящаяся в музее Пио-Клементины и обычно называемая "Лестницей Браманте", была спроектирована Джузеппе Момо, выполнена Антонио Мараини и реализована Художественной литейной мастерской Фердинандо Маринелли в 1932 году и была вдохновлена оригинальной лестницей Браманте.
Эта лестница, как и оригинал, представляет собой двойную спираль, имеющую две лестницы, позволяющие людям подниматься, не встречая спускающихся людей; как и в оригинале, основная цель этой конструкции - обеспечить непрерывное движение в каждом направлении.
Навес, расположенный наверху, обеспечивает необходимый свет для освещения лестницы. Лестница расположена в конце посещения музея, и все посетители уходят этим маршрутом.
В начале XX века Ватикан узаконил себя в качестве суверенного государства.
Латеранский договор закрепил права и свободы папской власти.
Все предметы, собранные в Музеях, перешли в собственность католической церкви. Однако этот же документ обязал церковь открыть экспозиции для посещения всеми желающими.
В октябре 2006 года Музеи Ватикана торжественно отметили свое 500-летие, навсегда открыв для публики раскопки некрополя на Ватиканском холме.
За это время кураторы музеев успели собрать потрясающую коллекцию скульптуры, живописи, рукописей, предметов быта и религиозного искусства.
Комментарии (3):
(Обновлено: 25.12.2022 12:10)
(Обновлено: 25.12.2022 12:23)
(Обновлено: 25.12.2022 12:34)
Добавить комментарий