Рабочий и колхозница – знаменитый монумент, изображающий устремленных вперед мужчину и женщину, расположенный у Северного входа ВДНХ.
Именно этот памятник считается идеалом и символом советской эпохи, эталоном социалистического реализма, олицетворяющим союз рабочего класса и крестьянства, которые вместе смогли одержать победу в октябре 1917 года.
Авторы Рабочего и колхозницы архитектор Борис Иофан, разработавший концепцию скульптурной группы и ее композиционный замысел, и скульптор-монументалист Вера Мухина, изготовившая модель памятника и руководившая его изготовлением.
Монумент предназначался для павильона СССР на международной выставке в Париже в 1937 году, его спроектировали и собрали из нержавеющей хромоникелевой стали в Москве, затем разделили на 65 частей и перевезли во Францию, где провели монтаж вторично.
Общий вес монумента превышал 63 тонны.
По замыслу авторов скульптурная группа должна была быть связана с самим павильоном, спроектированным архитектором Борисом Иофаном.
Учитывалось даже естественное солнечное освещение, которое по замыслу создателей скульптуры должно было создавать эффект сияния и ощущение парения двух фигур.
Ощущение полёта особенно подчеркивал длинный развевающийся шарф в женской руке, придающий памятнику динамику, стремительность и столь необходимую горизонтальность, при этом связывая фигуры с павильоном.
Достигнутый эффект усиливали складки на разлетающейся юбке девушки.
Еще одна находка Мухиной заключалась в превращении крупных фигур в изящную, летящую композицию.
Это удалось сделать, благодаря добавлению воздуха - свободного пространства между отдельными элементами статуи.
Таким образом скульптурная группа отличалась необыкновенной экспрессией и энергетикой, символизируя устремлённый к новым победам Советский Союз.
Серп и молот в руках героев композиции были символами мирного и свободного труда.
Посетители выставки были в восторге, а французская пресса оценивала монумент как “величайшее произведение скульптуры XX века”.
После закрытия выставки монумент в разобранном виде перевезли в Москву и в 1939 году установили недалеко от северного входа на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ).
В 1947 году скульптурная композиция Рабочий и колхозница стали эмблемой киностудии “Мосфильм”.
С 2003 по 2009 годы монумент, простоявший без ремонта почти 70 лет, отправили на реставрацию, по окончанию которой установили на сооружении-пьедестале, по внешнему виду и высоте приближенном к Парижскому павильону 1937 года.
После реставрации высота скульптуры составила 24,5 метра, высота павильона-постамента - 34,5 метра, общий вес каркаса вырос больше чем в два раза и составил 185 тонн.
Фасад украсил настоящий герб СССР, созданный к парижской выставке 1937 года.
4 сентября 2010 года в павильоне-основании открылся музейно-выставочный центр Рабочий и колхозница, где была представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах.
После окончания реконструкции обновленный монумент вошёл в состав музейно-выставочного объединения “Столица”, а в 2017 году был передан на баланс ВДНХ.
Комментарии (3):
(Обновлено: 29.11.2022 12:21)
Добавить комментарий