Ангкор - Ват – знаменитая достопримечательность Камбоджи, удивительное место, огромный храмовый комплекс, поражающий и древностью, и величием. Область Ангкор, в которой он находится, в IX-XIII веках была центром Камбуджадеши или Кхмерской империи.
От былого величия остались, к сожалению, преимущественно руины. Но как минимум два выдающихся памятника – упомянутый Ангкор - Ват и Ангкор - Том – сохранились достаточно хорошо, чтобы при виде их захватило дух.
Само слово «Ангкор» означает «город». Когда-то он был крупнейшим в мире: только в Ангкор-Тхоме проживало более миллиона человек.
Жилые здания не сохранились – они были деревянными, и тропический климат сделал свое дело. А вот храмы из камня-песчаника и крепостные стены из туфа выстояли.
Поскольку Ангкор вызывает огромный интерес исследователей, они регулярно совершают «набеги» на территорию и время от времени радуют нас результатами своих исследований.
Одно из них, например, показало, что среди жителей его определенно были инженеры: в городе существовала гидравлическая система.
Обойтись без нее Ангкору было бы очень трудно – полгода идут дожди, и воды в избытке; другие полгода ее не хватает. При этом количество выпадающих осадков каждый год разное.
Так вот, кхмеры придумали и как собирать воду, и как хранить ее, и как распределять по всей площади и использовать для орошения.
Если въезжать в Ангкор со стороны города Сием-Рип (а это основной въезд), то первым на пути будет Ангкор-Ват, поэтому с него и начну.
Это внушительное сооружение удивительно даже чисто технической точки зрения – оно построено на болоте, причем уровень грунтовых вод под зданием то поднимается, то снижается.
Как справились с этой задачей кхмеры? Фактически, они построили «корабль», который держится на поверхности. А чтобы в сухой сезон «корабль» не опускался слишком низко, вырыли ров-резервуар.
Когда воды слишком много, она стекает в ров, а когда мало – обратно. И вот такая сложная конструкция была возведена на удивление быстро, лет за 30 – 35. Тут кхмеры «брали количеством»: ученые считают, что к строительным работам привлекались все жители.
Но даже если вам не особенно интересуют строительные тонкости, Ангкор-Ват, огромный, щедро декорированный и замысловато украшенный, наверняка произведет на вас впечатление.
Строили Ангкор-Ват по приказу царя Сурьявармана II, покровителем которого, как и других правителей, был Вишну.
Именно для этого бога и возвели Ангкор-Ват. Тут надо уточнить один момент: кхмеры считали храм местом обитания бога, фактически – его домом на земле, а не местом собрания верующих.
Входить в храм могли только важные религиозные или политические деятели. Традиции хоронить царей на территории храмов не было, тут Ангкор-Ват является исключением, поскольку его с самого начала предполагалось использовать и как место захоронения правителей.
Создатели храма задумали его как подобие священной горы Меру в окружении мирового океана; эта ассоциация читается особенно легко в сезон дождей, когда ров наполняется и храм отражается в воде.
Когда переходишь ров и входишь в Храм, перед тобой открываются три террасы, возвышающиеся одна над другой.
На самой высокой – пять башен, высота центральной составляет 65 метров.
Все три террасы украшены барельефами, самые знаменитые из которых – «Пахтанье Молочного океана» и «Битва на Курукшетре».
Второй ярус понравится ценителям женской красоты – на нем находятся 200 фигур апсар, прекрасных небесных дев.
Вообще, в резьбе храма сочетаются мифологические и исторические мотивы, что делает ее особенно интересной. Некоторые барельефы не закончены, по-видимому, строительство не было завершено до смерти Сурьявармана.
Ангкор-Ват использовался до XV века. В 1431 году Ангкор захватили тайцы, местные жители покинули его. Ангкор-Ват превратился в буддийский храм, в нем жили монахи. Город же понемногу сдавал позиции: здания разрушались, джунгли «наступали».
В XVI веке до него впервые добрались европейцы – например, о нем упоминали португальский монах Антониу да Мадалена, негоциант Диогу ду Коуту.
Но начало серьезному интересу к Ангкор-Вату положили французы – миссионер Шарль-Эмиль Буйево и путешественник Анри Муо.
Семидесятые годы XX века оказались сложными для Ангкора: храм был убежищем полпотовцев, много изображений и скульптур были разрушены. В 1992 году ЮНЕСКО взяла весь Анкор под свою защиту, были проведены восстановительные работы.
Оставив Ангкор-Ват позади, вы увидите Ангкор-Тхом, город, расположенный в самом центре Ангкора. Это – цитадель, построенная Джаварманом VII, первым буддийским королем Камбоджи, на месте победы над врагами – народом чампа.
Джаварман VIIправил с 1181 по 1220 год. За это время он изменил духовную жизнь кхмеров, принеся им новую религию – махаяна-буддизм. Но были у него и более «земные» достижения: восстановление страны после нападений чампа, реконструкция храмов и, что не менее важно, уникальной системы водоснабжения, без которой Ангкор просто не мог бы существовать.
Ангкор-Тхом, город-крепость, стал столицей империи.
Когда-то в нем были административные постройки, рынок, королевский дворец, дома некоторых граждан.
Всего этого сейчас не увидишь: время взяло свое, джунгли пришли на смену людям, и во владениях забытых королей давно царит запустение.
Но сохранилось ограждение крепости, и ворота, через которые можно попасть внутрь. Всего ворот пять: северные, южные, западные, восточные и Ворота Победы (они тоже расположены в восточной части).
Последние, конечно, самые красивые: они украшены башнями, на каждой из которых высечены лики бодхисатвы Авалокитешвары, а также скульптурными изображениям трехголовых слонов.
Дорогу к воротам слева охраняют каменные боги, справа – демоны. Они держат в руках многоголового змея-нага. Именно через эти ворота королевская армия уходила сражаться, и через них же победоносно возвращалась; в случае поражения воины проходили через другие ворота.
Через Ворота Победы можно было пройти к королевскому дворцу – сейчас от него осталось лишь каменное основание.
А вот что сохранилось хорошо, так это трехъярусная пирамида – храм Байон, олицетворяющий священную гору Меру. Когда-то у этого храма было 54 башни, каждая из которых олицетворяла одну из провинций империи кхмеров.
Сейчас башен осталось всего 37. Но количество тут – не самый важный показатель. Башни удивляют своим видом – каждая из них украшена четырьмя лицами, обращенными к разным сторонам света; причем у каждого из них – свое выражение.
Есть и барельефы – они расположены в галереях первого и второго яруса; часть из них – замысловатые резные узоры, часть – изображение небесных танцовщиц.
Другой храм, Пимеанакас, был частью королевского дворца в Ангкор-Томе. Его единственная башня не сохранилась, да и барельефов нет, но древние руины выглядят завораживающе.
Впрочем, ничуть не хуже руины храмов Бапуона и Бафуона… Хотя, если честно, я не знаю, что удивляет больше – величие архитектурных сооружений или дикая красота джунглей.
В заключение позволю себе дать пару практических советов.
Территория Ангкора огромна, и не стоит даже пытаться осмотреть ее всю за один раз. Если вам не хочется растягивать удовольствие на несколько дней, отдайте предпочтение Ангкор-Вату, а в Ангкор-Томе посмотрите Байон и Бапуон – это, так сказать, «туристический минимум».
При этом имейте в виду: Ангкор-Том стоит в стороне от других построек, и если вы возьмете велосипед или мопед, то здорово сэкономите время.
Желающим не только посмотреть на древний город, но и сфотографировать его, стоит иметь в виду, что лучший свет – на рассвете и на закате.
Место съемки стоит выбрать заранее, чтобы не спотыкаться в потемках о корни и камни.
Да и вообще, передвигаясь по городу, будьте внимательны: где-то проседает фундамент, где-то разрушаются стены, не везде под потолками натянуты металлические сетки.
Павел Аксенов
15.12.2017
Комментарии (4):
(Обновлено: 04.02.2023 04:30)
(Обновлено: 04.02.2023 04:31)
Добавить комментарий