Назад Вперед

От Кагановича до Рабиновича


Не буду хвастаться — я не еврей. Не сложилось. Но жизнь постоянно дарит мне возможность общаться с другими нациями.

Признаюсь, в юности я не выделял какие-либо особенностей еврейских друзей. Мужал в общежитиях — рабочем, студенческом, аспирантском. Научился учитывать нюансы национальных характеров. Знал, что покладистые армяне начинают любой разговор со слова «че» — «нет». 

Выяснил, что конкретные грузины все понимают буквально и при них нельзя абстрактно выражаться «по матери» — они думают, что речь идет об их собственной. Догадывался, что нельзя путать высокую литературную азербайджанскую культуру с их скромной бытовой...

Но вот особенности евреев...

Хотя в те времена былинные думать отдельно о евреях, и тем более писать, было стрёмно. Сразу запишут либо в сионисты, либо в антисемиты. 

Поэтому спокойно жил в одной комнате Дома аспиранта с дружищем Леней Заксом три года и догадался, что он еврей только тогда, когда Лео свалил в Израиль. А так вроде как братан — вместе читали, гуляли, пили, подрабатывали дворниками. («Еврей-дворник» тогда не было анекдотом.)

Впервые я озадачился «еврейским вопросом», когда стал изучать наследие венгерского философа Иштвана Бибо. (Кстати говоря, мадьяры генетически — самая близкая к евреям нация.) 

Может, поэтому более умно, деликатно, даже изысканно, чем этот гений, никто не анализировал особенности психологии данной гаплогруппы. И глубже его никто не вскрыл исторические причины двух главных достояний еврейского архетипа — адаптивно-ассимилирующего и протестно-революционного. (По Бибо, евреи успешнее других наций адаптируются к новой социальной обстановке и даже выступают катализатором ассимиляции других — не титульных слоев. Если эту обстановку считают оптимальной. Но они же активнее других включаются в социальный протест, если их что-то не устраивает.) 

Все это я принял к академическому сведению, но не учитывал как фактор политической практики. Но тут меня начала просвещать сама жизнь, загружая в мою личную мыслительную программу обширный и часто невероятный опыт. Зачем-то она сходу погрузила меня чуть ли не в планетарное событие...

Я бегал купаться на Пионерские пруды и встретил там давнего знакомого — известного картежника. Оказалось, что Сергей назначен председателем валютной комиссии комсомола и его структура расположилась аккурат на бережку пруда. 

Он пригласил меня на кофеек. (Крепкий натуральный кофе тогда был не менее редок, чем сейчас крепкие натуральные отношения.) Пили в его необъятном кабинете, а на выходе из приемной Серый показал мне в коридоре скромную дверцу без таблички. И шепотом сказал: «Там — дедушка».

Дедушка как раз вышел. Познакомились. Лазарь Моисеевич Каганович. 

Выражаясь современным китчем, я «был в шоке»! Я-то думал, что он остался где-то там, в далеком прошлом: в недрах «метро имени Кагановича», в паутине сталинских хитромудрых интриг, в киевских судебных процессах по «украинизации» республики... Ан нет, живой и даже бодрый. Собственной бессмертной персоной. Кащей революции, млять.

Друг потом объяснил, что «дедушка» контролирует все валютные транзакции и держит бесчисленные кодовые счета в голове... 

А в начале июля девяносто первого друг неожиданно позвонил и сказал: «Дедушка сообщил, что скоро ну... в общем, уйдет. А после него “уйдет” партия, поскольку не осталось никого, кто умеет работать с потоками. Начнется новая эпоха. Готовься».

Я не поверил и не приготовился. Хотя что здесь можно было сделать? Друг, правда, приготовился и всплыл потом либеральным губернатором с авторитарными активами. Но сейчас не об этом.

Лазарь Моисеевич был, пожалуй, первым, кто показал мне, как скрытый личный национальный ресурс превращается в могучий общественный карьерный фактор. Как цепкие иудейские древние гены омолаживают избранный организм. Как умение «агасферов» отсеять мелочное создает масштаб личности...

Кстати говоря, именно «дедушка» подсказал мне мысль о том, что непропорциональное представительство его единокровцев в первом советском правительстве было связано не только с их талантом интриг и подстав. 

Информационная сингуляция, как сейчас модно говорить, а попросту информационный беспредел, который «срывает крышу», «рвет мозги» у людей, не готовых к чрезмерным информпотокам в принципиально новых социально-политических условиях, легко преодолевается детьми Сиона. Их генный опыт позволяет отбрасывать лишнее во имя главного. 

Есть только две нации, которые (по разным причинам) не боятся давления пространств, давления времени и давления информации. Это русские и евреи...

Короче, о многом пришлось задуматься после знакомства с «дедушкой». Да, много было и печали. Но оно того стоило...

Потом тоже было немало подобных персональных встреч, хотя масштабом помельче: Биньямин Нетаньяху (Биби), Борис Бирштейн (тоже Биби), Исмаил Тельман (Черкизон), Валерий Коломойский (Беня), Вадим Рабинович (Вадик), Геннадий Кернес (Гепа) и многие другие. Все учили меня каким-то еврейским хитростям. Хотя они, в принципе, сводились к простой истине: что человек слаб, а бизнес и политика (тогда это было одно и то же) делается именно на чужих слабостях. 

Они же подсказывали, что и в бизнесе, и в политике нельзя переходить незримые «красные линии». Ну, это еще от опыта их прадедов-корчмарей. Тот корчмарь, у которого пропивали штаны, был в шоколаде. А если у него пропивали крест, напрашивался на погромы.

Поэтому, когда Биби давал конверты украинским чиновникам за вывоз аммиака, он всегда добавлял «Слава Украине!» И чиновник чувствовал себя не продажной тварью, а неистовым националистом. (Боится украинский чиновник нацзрады.) 

Поэтому, когда Беня давал русским чиновникам конверты за вывоз нефтянки, он всегда добавлял: «Чтоб за державу было не обидно!» И чиновник чувствовал себя не коррупционером, а истовым патриотом. (Боится русский чиновник госизмены.)

Еще они подсказали, что главная стратагема жизни заключена в выборе, которое матерый еврей Волк сделал лоховатой гойке Красной Шапочке: «Слияние или поглощение?» Наконец, они более других понимали и демонстрировали всю страшную силу искренности. А именно то, что последняя зависит от близости к правде. (Как учат ребе.) Например, тот же Рабинович, когда еще в советское время косил под невменяемого в дурке, выглядел очень искренне. А сейчас, когда Вадик косит под лидера оппозиции, получается не очень...

Такие вот мудрецы. Хотя большему я научился у простых евреев во время израильско-ливанской войны. При мне в приграничном городке Нахирия «Катюша» попала в подростка, который выскочил из бомбоубежища за свежей водой для бабушки. Остались «фрагменты» на стене и легенда о бесстрашном внуке. 

При мне восьмилетний Гаврош сутками рассказывал сказки своим сверстникам в душной бетонной утробе, чтобы они не пугались разрывов. При мне шикарные тель-авивские девчонки ломали маникюр на развалинах дискотеки, выгребая из завалов своих друзей... Такие вот люди...

Но как-то мельчают евреи — те, что самые крупные. Великий Биби совсем запутался в мелких интригах с микроскопическими партиями: «Куляну», «Зеут» и «Оцма». А еще его мелкотравчатое заигрывание с бандеровцами. Так, глядишь, «Ликуд» на сегодняшних выборах в израильский кнессет даже с союзниками может не набрать желаемые шестьдесят с лишним мандатов. Тем более что на его большого друга Болтона забили большой...

Тогда прощай мудрая еврейская политика и здравствуй самый гуманный еврейский суд. А вот когда он участвовал в хрестоматийных операциях спецназа, в глобальных мировых раскладах, сам казался несокрушимой глыбой. Вообще, всем нациям к лицу большие задачи. Но евреям особенно!

Например, когда Роман Абрамович поставил задачу создать на Чукотке лучшую в стране радиостанцию, он выглядел красавцем. Пусть на старт-ап радио «Пурга» выложил скромный полтинник долларов, это вызывало восхищение. 

А когда он полтинник евро потратил на прошлой неделе на обед с друзьями и «Кристаллом» в Италии, это вызывало сожаление. Поскольку выглядел он старым уставшим евреем. Еврей с «Пургой» — наш человек! А с «Кристаллом», ну не знаю...

Да, мельчает эта генерация. Устали, что ли. Или утратили великий родовой дар предвидеть будущее, как Лазарь Моисеевич. Мой знакомец Эдик Лимонов пожаловался, что сейчас на улице не встретишь масштабного человека. А еврея? Нет, ошибаюсь. 

Вспомнил и Вассермана, и Соловьева. Конечно, и самого Сатановского. Это новая генерация. Максималистская. Тут многие возмущались максимализмом фразы о том, что нам не нужен мир, если в нем нет России. 

А ведь они еще поднимают градус: нам не нужна Россия, если она не первая в мире. Умные люди эти евреи. Или просто умеют точно и масштабно предвидеть будущее? Не как Рабинович, а как Каганович.

Автор: Р. Дервиш

Источник

29Пальм
Блог Павла Аксенова. От Кагановича до Рабиновича. Фото Р.Маланчук-Depositphotos Блог Павла Аксенова. От Кагановича до Рабиновича. Фото Р.Маланчук-Depositphotos
Гость
#1
Профессиональный читатель
Вот как обозначить этот своеобразный жанр подачи информации?
Весьма характерный и личностный. Начал читать уже предполагая,
что автор, вполне возможно, он самый - Р. Дервиш.
Не знаю у кого как, но у меня после прочитанного (как, впрочем и
других его постов) остаётся некое ностальгическое послевкусие,
всплывающие мысли затронутых душевных струн как реакция
некоего личностного камертона. Похоже Р. Дервиш как профессионал
везде вставляет свои психологические закладки.
И это, пожалуй, высший класс журналистики.

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ