Назад Вперед

«Би-Би-Си»: вековая история пропаганды. Часть 3

    Содержание

    Часть 1. Часть 2. Часть 3.
?Блог Павла Аксенова. Кто за кем Коллаж PolitRussia

«Би-Би-Си» сформировала самые важные законы и методы современной западной пропаганды. Никогда не оставаясь единственным пропагандистом в международной информационной войне, «Би-Би-Си» в итоге стала самым эффективным её участником, и именно её опыт и наработки положены в основу «цветных революций», принципов работы НКО, западных СМИ и государственной политики.

Влиять на тех, кто влияет

Не быть «народным» СМИ – это изначальное правило «Би-Би-Си». Как говорил основатель компании Джон Рейт, «Мы не должны привлекать внимание улицы или рынка». То есть «Би-Би-Си» было изначально антидемократичным, в исходном понимании этого слова - никакой «власти народа» там не подразумевалось и даже не допускалось.

Большинство – это то, чем в Лондоне брезгливо пренебрегали. Там считали (и считают), что необходимо и достаточно запрограммировать активное меньшинство, которое формирует общественное мнение в стране. А уж грязную работу по оболваниванию значительных групп населения, задачи по формированию этого самого «общественного мнения» – с этой рутиной «Би-Би-Си» всегда предоставляло право справляться зомбированной, и потому преданной, «элите». Такое вот разделение труда.

«Воспитать поколение предателей» - именно так это сформулировал в своё время ещё Бисмарк, но СМИ и информационные технологии того времени просто не могли справиться с такой задачей. Это удалось сделать лишь спустя столетие. И в этом деле Запад, без дураков, поднаторел.

Гиблая модель ориентации на широкие слои населения, как это делали радио «Свобода» и «Голос Америки», в итоге быстро себя дискредитировала. Народ интуитивно и массово отторгал неприкрытые попытки влияния извне. Зато доверчиво развешивал уши, когда эти же самые идеи ему доносились не напрямую, а через посредничество «продвинутой интеллигенции». В этом плане американская пропаганда, как и в своё время гитлеровская, жестоко ошиблась: они вкладывались в попытки манипуляции массовым общественным сознанием, в то время как в «Би-Би-Си» с самого начала понимали, что нет нужды самим делать грязную работу – достаточно убедить «авторитетное» меньшинство, и поручить работу по разрушению системы ценностей этому меньшинству.

Именно так работает западная пропаганда сегодня. Именно этот подход используют НКО, Госдепартамент и прочие организации, проводящие американскую политику в мире и у нас в стране. Поддерживают отдельных блогеров, адвокатов, журналистов, эстрадных звёзд, актёров и прочих известных личностей, доверяя уже им делать репосты «нужных» новостей, вбросы «разоблачительной аналитики», просто писать бесконечную критику в адрес даже не столько власти, сколько страны в целом – русофобия, как известно, отнюдь не сводится к «путинофобии». А уж армия подписчиков, поклонников и читателей каждого из представителя этой «элиты» должна решить: или она со своим любимым кумиром идёт воевать со своей страной (многие так и решают), либо надо расстаться с кумиром, на что готовы не все. Разлюбить страну многим оказывается проще, чем разлюбить свою «звезду».

Изучение мишеней

Отдел изучения аудитории был сформирован ещё до Второй мировой войны, а к окончанию Холодной насчитывал уже почти 200 работников лишь из числа штатных, а число внештатников, наёмных сотрудников в иностранных отделениях – их даже и не считал никто. Достаточно сказать, что в настоящее время «Би-Би-Си» ежегодно тратит на одно лишь исследование своей зарубежной аудитории около 5 миллионов фунтов стерлингов.

«Би-Би-Си» интересует как сама аудитория, так и исследование эффективности их воздействия на неё. При наличии возможности компания всегда стремилась точно отследить степень влияния выпущенных материалов. Вот как описывает их работу Уильям Дэвидсон, американский эксперт по международным коммуникациям, в своей книге «International Political Communication»:

«Би-Би-Си» всегда внимательно изучает источники силы и влияния в данном обществе, то есть: кто принимает важные решения, где расположены центры политического влияния и как они действуют, какие лица или группы лиц будут иметь возрастающее влияние в будущем, а чьё влияние будет уменьшаться. После того, как будет установлено, какие группы пользуются политическим весом или могут приобрести важное значение, они стремятся получить информацию об интересах и позиции руководителей и членов этих групп. Какие вопросы в центре их внимания и какие взгляды преобладают, насколько твёрдо придерживаются этих взглядов, и какую пользу они приносят тем, кто их придерживается? Исходя из этих данных принимается решение, стоит ли поощрять эти новые течения и можно ли с их помощью изменять ситуацию в обществе в желательном направлении. Фактически, это уже не СМИ и даже не пропаганда, а полноценная политическая разведка».

Пока существовал Советский Союз и оказывал влияние в странах Восточной Европы, «Би-Би-Си» никогда не позволяли полноценно изучать общественное мнение: им приходилось делать это исподволь, ловя отрывочные сведения, опрашивая туристов, выезжающих за рубеж, и так далее. Сегодня подобные сведения свободно собирает целая армия иностранных организаций: совершенно открыто и даже, порой, официально, заказывая социологические исследования.

О том, насколько более управляемым и подверженным внешнему влиянию становится общество и государство, изученное в подробностях изнутри, можно судить по истории разных стран. Такой уровень информированности иностранных «партнёров» позволяет им беспрепятственно влиять самым эффективным образом на внутреннюю политику независимых (формально) государств, приводя её в соответствие с собственными интересами и текущими задачами.

Сегодня это делает большинство западных (в основном – американских) международных НКО, но традицию заложило именно «Би-Би-Си». Недаром кадровые дипломаты Великобритании, отстаивая в парламенте финансирование для «Би-Би-Си», говорили в 1974 году следующее:

«Би-Би-Си было и остаётся одним из главных инструментов национальной политики Великобритании».

Зоя Космодемьянская

Да-да, этот персонаж знаком «Би-Би-Си». Вам любопытно, в каком аспекте? Один из политических обозревателей компании написал в своей статье для американского журнала «Кольерс»:

«Наша задача – добиться того, чтобы в будущей войне не было бы новой «Молодой гвардии», новых Космодемьянских и Матросовых».

У них это получается, должен признать. Буквально по Бисмарку, «воспитать в России поколение предателей» – это именно то, что фактически официально и совершенно открыто вменило себе в обязанность «Би-Би-Си», а вслед за ней и все нынешние западные СМИ и НКО. Прелесть ситуации в том, что это даже не скрывается, как показывает приведённая цитата. Не скрывают ни поставленных задач, ни мотивов, которые породили эти задачи. На повестке дня по-прежнему уничтожение России. Не с моей точки зрения, а по факту того, что не скрывая говорят западные политические обозреватели.

«Работа» с молодёжью – ещё одна добрая традиция «Би-Би-Си», которую сегодня используют западные СМИ и НКО, а также некоторые отечественные «представители» этих организаций, добровольно, корыстно (или совмещая одно с другим) продвигающие западные интересы в России.

Как ни смешно, но методы не изменились с 60-ых годов. Тогда Майкл Лейти, один из руководителей «Би-Би-Си», объявил, что видит «Большой потенциал в работе с новым поколением», потому что оно не застало ни одной из сложных страниц истории Советского Союза, а росло в сытости и полном достатке в стране, где уже и близко не было никакой диктатуры. «Поддерживать и расширять разницу между поколениями» – вот к чему призывал этот очень умный и достаточно беспринципный джентльмен. Надо сказать, что «поколение» и правда себя проявило. Принципиальные и убеждённые антигосударственники не только успешно пришли к власти в своё время, но и сумели воспитать себе достойную смену при поддержке всё тех же представителей «прогрессивного человечества», которые и сегодня говорят о том, что возлагают большие надежды на тех, кому в 2018 году будет от 18 до 23 лет в связи с тем, что эти молодые люди в принципе не застали всех прелестей ельцинской «демократии» и «свободы». Как видим, Запад склонен повторять схемы, которые уже однажды успешно сработали.

Нет худшей лжи, чем тщательно отобранная правда

Это главный приём, который усвоили от «Би-Би-Си» и приняли к работе современные «либеральные» СМИ и западные организации. В Лондоне всегда полагали, что врать не только неэффективно, но и опасно. А главное – не нужно. Зачем рисковать репутацией, перевирая факты, когда все ненужные сведения можно просто… замолчать? А все «нужные» – повторить столько раз, сколько потребуется.

«О Западе – только хорошо, о России – только плохо» – старое, простое и чрезвычайно эффективное правило. Не говоря ни одного слова лжи, можно формировать картинку «ада» в России и «рая» во «всём остальном мире» просто фильтруя поступающую информацию: из российской ленты исключать все позитивные материалы, а из иностранной – убирая весь негатив и подчёркивая хорошее. Формально, это даже не нарушает требований честности и объективности. Достаточно просто освещать события выборочно и неполно.

В чём с успехом и практикуются все без исключения «либеральные» блогеры и СМИ, а также иностранные издания и правительства. Говоря о «засилье пропаганды и цензуры» в России они не особенно и врут: у нас действительно засилье пропаганды прозападной точки зрения и цензура на все хорошие новости, которые имеют место внутри страны. Типичным примером была олимпиада, которую столько лет валяли в грязи во время подготовки, что даже успешное проведение и убедительная победа не изменили «осадочка», который остался в подсознании у многих читателей. Чего, собственно, и добивались авторы.

Эпилог

Таким образом, как видим, в «естественном отборе» пропаганды победила наиболее эффективная и жизнеспособная модель – та, которую с самого своего основания предложила и продвигала «Би-Би-Си». Сегодня её приняли на вооружение все общественно-политические организации стран Запада, и эффективно применяют в отношении России и других государств. Порукой тому – бесчисленные «цветные революции» и постоянные волнения в странах, которые пытаются вести независимую от Запада политику. России, которая в 1991 году отбросила идеологию, сегодня приходится тяжко, потому что Запад от идеологической вражды не отказался, и это доказывает активно идущая все последние годы информационная война с нами.

Любопытно, что люди, которые громче всех требовали в конце 80-ых отмены и даже запрета любой идеологии в России – эти же самые люди сегодня нахально упрекают страну и её руководство в том, что «у вас нет идеи». Быть может, их стоит послушаться ещё раз и вернуть идеологию? Независимо от того, какое решение будет принято, очень похоже, что был прав Эрнест Мацкавячус, который в своём выступлении на «Территории смыслов» сказал:

«Не стоит думать, что если в стране нет официальной идеологии, то это значит, что её вообще не существует. Она есть в народе, она формируется сейчас в сознании людей, и я уверен, что однажды она будет чётко и громко сформулирована. Наш народ отнюдь не ощущает себя безыдейным: у него есть ценности и своё видение будущего. А значит, всё это есть и у страны».

Автор: Альберт Нарышкин

Источник

29Пальм
?Блог Павла Аксенова. Кто за кем Коллаж PolitRussia
?Блог Павла Аксенова. Кто за кем Коллаж PolitRussia

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ