Россия. Санкт-Петербург. Царское село (Пушкин). Екатерининский дворец и парк. Aerial view of Catherine palace and Catherine park in Pushkin, Russia

Санкт-Петербург. Царское село (Пушкин). Екатерининский парк. Catherine palace and park, Tsarskoe Selo (Pushkin), St. Petersburg, Russia

Санкт-Петербург. Царское село (Пушкин). Екатерининский парк. Павильон Грот. Grotto Pavilion Catherine Garden. Tsarskoe Selo. Russia

Санкт-Петербург. Царское село (Пушкин). Екатерининский парк. Павильон Грот. Grotto Pavilion Catherine Garden. Tsarskoe Selo. Russia

Санкт-Петербург. Царское село (Пушкин). Екатерининский парк. Павильон Грот. Grotto Pavilion Catherine Garden. Tsarskoe Selo. Russia

Екатерининский парк. Верхняя ванна. Mirror Pond and garden in Catherine Park and Upper Bathhouse pavilion. Tsarskoye Selo Pushkin, Saint Petersburg

Санкт-Петербург. Царское село (Пушкин). Екатерининский парк. Верхняя ванна. Pavilion Upper Bath, Tsarskoye Selo, St. Petersburg

Санкт-Петербург. Царское село (Пушкин). Екатерининский парк. Камеронова галерея. Although Stasov's and Cameron's Neoclassical interiors

Санкт-Петербург. Царское село (Пушкин). Екатерининский парк. Panorama of Cameron gallery in Catherine's park in Tsarskoe Selo, St. Petersburg

Санкт-Петербург. Царское село (Пушкин). Екатерининский парк. Холодная баня. Cold Bath with Agate Rooms in Catherine park, Tsarskoye Selo

Россия. Санкт-Петербург. Царское село (Пушкин). Екатерининский парк. Павильон Эрмитаж. Hermitage Pavilion Catherine Park. Tsarskoye Selo. SPb. Russia

Санкт-Петербург. Царское село (Пушкин). Екатерининский парк. Пандус. Bridge in Catherine park in Pushkin (Tsarskoye Selo), Russia

Назад Вперед

Екатерининский парк (Catherine Park)

Часть 1. Регулярный парк – Старый сад и Термы Камерона


Наряду с дворцовым комплексом неотъемлемой частью Царскосельской императорской резиденции являются парки, прежде всего главные из них — Екатерининский и Александровский, получившие эти названия по находящимся в них Екатерининскому и Александровскому дворцам.


Прилегающий к Екатерининскому дворцу парк получил название Екатерининского. Он состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка.

По преданию сам Петр I основал Старый сад, который затем был перестроен и был призван служить своеобразным продолжением роскошного дворца.


В основу планировки положен французский принцип регулярного парка.

Над созданием парка работали голландские мастера садово-паркового дела Ян Роозен и Иоганн Фохт, расположившие Старый сад на трех уступах перед царским дворцом.

На третьем уступе расположились Зеркальные пруды, а на речке Вангазе, стекавшей с холма, — еще два пруда: Верхний (Большой) и Мельничный, позже вошедший в систему Каскадных, или Нижних, прудов.




В середине XVIII века Старый сад был расширен, перепланирован и украшен мраморными статуями и бюстами работы венецианских мастеров начала XVIII века Д. Бонаццы, П. Баратты, А. ди Тальяпьетры, Б. Модоло, Д. Дземиниани, Д. Дзордзони и А. Тарсиа.




Статуи мифологических персонажей Персея и Андромеды, Геркулеса, Марса, аллегории, такие как Воинская доблесть, Патриотизм, Мудрость, попирающая порок, Великолепие, Мир, времена года и месяцы, исполненные по заказу Петра I и его сподвижников для прославления побед России и для воспитания и образования подданных, приобрели сугубо декоративную роль в саду его дочери, императрицы Елизаветы Петровны.


Перед фасадом Екатерининского дворца устроены два симметричных партера, в центре которых установили скульптуры Мир и Великолепие.

Узорный партер, выполненный из угольной крошки и битого кирпича, песка и толченого стекла, напоминал своим орнаментом паркеты дворцовых залов.

Главной осью Старого сада является Эрмитажная аллея, соединяющая Екатерининский дворец с Эрмитажем. Вдоль нее установлены скульптуры Персея, Андромеды и Галатеи, Геракла и других героев античной мифологии.

Все эти статуи по распоряжению Петра Первого были выполнены по специальному заказу в Венеции.

В конце главной аллеи Старого сада расположен уникальный памятник русского зодчества XVIII века, предназначенный для небольших приемов и развлечений узкого круга особо приближенных к императрице особ - роскошный малый дворец Эрмитаж.


Такие павильоны, название которых в переводе с французского означает “хижина отшельника”, получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века.

Они предназначались для отдыха и обедов узкого круга лиц, приближенных к владельцу усадьбы и строились в дикой части парка для создания особо приватной обстановки.

Даже прислугу заменяли специальные механизмы, приводившие в движение подъемные столы.


Строительство первого варианта павильона Эрмитаж по проекту архитектора М.Г. Земцова было начато весной 1744 года, однако уже осенью были приостановлены.

Проект был переделан любимым архитектором императрицы Елизаветы Петровны Франческо Бартоломео Растрелли.




Двухэтажный восьмигранный павильон с четырьмя пристройками по сторонам был построен в 1754 году на искусственном острове, окружённом со всех сторон водой и ограждённом балюстрадой, попасть на который можно было только по подъёмным мостам через ров.

Сочетание ослепительной белизны колонн, пилястр, наличников на нежно-бирюзовом фоне стен с позолотой некоторых деталей создаёт чудесную цветовую гамму.




Шестьдесят четыре декоративные колонны, лепные гирлянды, раковины, маски, пышные наличники окон, ажурная балконная решётка не оставляют гладких поверхностей.

Купол раньше венчала покрытая позолотой скульптура.

Кухня для посетителей павильона Эрмитаж располагалась в отдельном здании на северной границе парка.

Эрмитажная кухня была построена в 1775 году по проекту архитектора В.И. Неелова и ее здание служило также воротами для въезда в Екатерининский парк, поэтому его еще называли Красными воротами.


Архитектурный замысел Эрмитажной кухни связан с начатым в 1774 году сооружением канала вдоль границы Старого сада. Замена старой глухой каменной ограды каналом и набережной были частью широкой программы реорганизации Екатерининского парка.

Для русской усадебной и загородной архитектуры 1760–1770-х годов характерно увлечение формами готического и китайского искусства.

Романтический сад должен был создавать иллюзию “путешествия” по разным странам.


Готическая стилистика постройки отражена в зубчатом парапете, прямоугольных и треугольных зубцах над первым и верхним ярусами башни, а также в расположенных по углам здания пирамидах, увенчанных шарами.

В подражание готическим сооружениям Англии стены Эрмитажной кухни оставлены неоштукатуренными, а швы между кирпичами, лепные детали, ниши и филенки на фасадах выбелены.

В центре павильона - сквозная арка, увенчанная башенкой. В нишах со всех сторон здания стояли алебастровые вазы и статуи. Проезд под аркой закрывался кованными железными воротами, выполненными кузнецом Лукьяном Нефедовым.

В советское время в павильон находилась столовая, обслуживающая посетителей парка, затем кафе.

Почти обязательной принадлежностью больших регулярных садов в XVIII веке были гроты, украшенные внутри раковинами и туфом.


В Екатерининском парке на берегу Большого пруда в 1753 – 1757 годах при императрице Елизавете Петровне был построен павильон Грот по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли.

Внутренняя отделка была выполнена уже при Екатерине II в 1770-х годах.


Фасад павильона Грот был оформлен декоративными рустованными колоннами, узорными решётками, многочисленными лепными деталями и необычным рисунком высокой кровли, украшенной деревянной резьбой.

Украшение павильона соответствует его названию - дельфины на капителях, раковины, головы морских чудовищ, морские божества, льющие воду из сосудов.




Внутренняя отделка была выполнена в классическом стиле по проекту А.Ринальди в 1771 году.

Легкий, изысканный по рисунку декор стен сохранился до наших дней. В 1782 году в окнах и дверях Грота установили ажурные решетки из кованого железа, украшенные позолоченным орнаментом из листовой меди.




После окончания интерьерных работ, в 1780-х годах, павильон стали называть Утренним залом. Тогда в нем разместили изделия из цветного камня и скульптурную коллекцию Екатерины II, античная часть которой вошла в собрание скульптуры Императорского Эрмитажа.

К павильону Грот можно пройти через парк, а также добраться на лодке, для которых была выстроена специальная пристань




В настоящее время павильон используется для размещения временных выставок.

На берегу Зеркального пруда расположен павильон Верхняя ванна, построенный в 1777 - 1779 годах архитекторами В.И. и И.В. Нееловыми.


Павильон Верхняя ванна, или, как его называли в XVIII веке, “Мыльня их высочеств”, исполнена в стиле раннего классицизма.

Скромно украшенный фасад выглядит изысканно просто благодаря пропорциональному соотношению основного объема и обращенного в сторону пруда трехгранного ризалита.


Стены ризалита в нижней части прорезаны полуциркульными окнами и широким дверным проемом, а вверху - круглыми окнами. Венчает здание парапет с балюстрадой.

Потолок и стены центрального зала расписал А. И. Бельский по гравюрам с рисунков художника Ф. Смуглевича и архитектора В. Бренны, исполненных ими с росписей Золотого дома Нерона в Риме




До середины XIX века Верхняя ванна сохраняла своё первоначальное назначение и состояла из шести помещений: сеней, раздевальни, ванны, бани (парильни), помещения истопника (водогрейной) и центрального восьмигранного зала для отдыха.

Неподалеку от Верхней ванны расположен павильон Нижняя ванна или, как её называли в XVIII веке, “Кавалерская мыльня”, построенный по проекту архитектора И. В. Неелова в 1778 - 1779 годах.


Этот павильон, стоящий в стороне от парковых аллей, и предназначавшийся для придворных, состоит из десяти помещений, сгруппированных вокруг центрального зала с большой круглой ванной.

Вода разогревалась в двух водогрейнях, имевших самостоятельные входы, и по трубам подавалась в баню и помещения с ваннами.

Два его фасада идентичны, но ни один из них не является главным. Стены центрального зала подняты значительно выше стен боковых помещений и образуют световой барабан, на котором покоится венчающий здание купол.


Как на барабане, так и на фасадных стенах использованы круглые окна, расположенные в соответствии с функциональным назначением здания высоко над землей.

Императрица Екатерина II постоянно проявляла интерес к новейшим веяниям в искусстве, о чем свидетельствует появление единого архитектурного ансамбля, состоящего из павильона Холодная баня с Агатовыми комнатами, Камеронова галерея, Висячий сад и Пандус.

Павильон Холодная баня, расположенный между Зубовским корпусом Екатерининского дворца и Камероновой галереей, был построен в 1779 - 1780 годах по проекту архитектора Чарлза Камерона.


В нижнем этаже небольшого двухэтажного здания были расположены несколько купальных бассейнов для водных процедур, а в верхнем шесть богато отделанных помещений для отдыха и развлечений, получившие название Агатовых комнат.

При его создании использовались мотивы римских терм. Величавая торжественность Агатовых комнат основана на соотношении пропорций, четком ритме и использовании ордера.

Главный, юго-западный фасад Холодной бани выходит на террасу на сводах, опирающихся на массивные кирпичные столбы. Терраса служит основанием для Висячего сада и является связующим звеном между сооружениями ансамбля Камерона и Большим Царскосельским дворцом.



Вход в Агатовые комнаты находится со стороны Висячих садов, которые соединяют террасу Камероновой галереи с Екатерининским дворцом.

Здесь императрица Екатерина II в ранние утренние часы работала с документами, отвечала на письма, занималась литературными трудами.

Для прогулок и философских бесед Екатерина II поручила своему придворному архитектору Чарлзу Камерону спроектировать специальную галерею, расположенную на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка.


В марте 1787 года строительство Камероновой галереи было закончено.

Камерону удалось органично включить новые сооружения в уже сложившийся дворцово-парковый ансамбль, расположив галерея, названную его именем, по соседству с Екатерининским дворцом.

Архитектор связал эти два здания небольшим садиком на уровне второго этажа - Висячим садом.


Первый этаж с прорезанными трехчастными оконными проемами, облицованный серым пудостским камнем, служит основанием колоннады второго яруса, состоящей из 44 белых каннелированных колонн с ионическими капителями.

Такое сочетание встречается в древнеримских сооружениях.

Второй этаж галереи служит балконом для прогулок и обозрения парка.




Вдоль балкона, возле колонн, расположены бронзовые бюсты древних философов, политических и военных деятелей. Бюсты отлиты из бронзы в Петербургской Академии художеств и являются копиями античных мраморов, купленных Екатериной II в конце XVIII века.

Здесь есть и бронзовый бюст М. В. Ломоносова, отлитый по модели скульптора Ф. И. Шубина.

Помещения первого этажа использовались под жилые комнаты для придворных дам и фрейлин (сейчас в них размещаются временные выставки).




Второй этаж галереи служит балконом для прогулок и обозрения парка.

С балкона галереи есть выход в Висячий сад, устроенный на уровне второго этажа. На площадке, поддерживаемой каменными столбами, сделан свинцовый настил, а поверх него насыпан слой земли, достаточной для произрастания деревьев и кустарников.

Широкая парадная лестница с двумя бронзовыми статуями Геркулеса и Флоры обращена в сторону пруда.

Верхняя половина лестницы с изящно изогнутыми маршами и ажурными перилами ведёт на второй этаж.




Императрица часто прогуливалась на галерее, восхищаясь открывающимися с нее видами. В одиночестве, в окружении бюстов великих предшественников она размышляла над судьбами мира.

Скульптурная коллекция, украсившая Камеронову галерею по воле Екатерины II, воплощает продуманную идеологическую программу и составляет единый цикл, отражающий мировоззрение великой императрицы.




Из Висячего сада в Екатерининский парк в начале 1792 года императрица Екатерина II пожелала сделать дополнительный пологий спуск, который впоследствии назвали Пандусом (спокойный, легкий спуск).

Пандус образуют семь понижающихся арок-сводов и три безарочных пилона.

В замковых камнях арок с обеих сторон высечены маски античных богов — Юпитера, Юноны, Марса, Минервы, Меркурия — и других мифологических персонажей.


Дальнейшее развитие дворцово-паркового ансамбля пошло не по пути расширения регулярных садов, а по пути строительства на прилегающей к ним территории пейзажных парков.

После отказа от поддержания регулярного Старого сада в том виде, какой он получил в 1740 - 1760-х годах, коренным образом изменился его характер и возможности обозрения.









В середине XVIII столетия дворец и парковые павильоны, расположенные на территории Старого сада, были видны все одновременно. Они доминировали в ансамбле сада, возвышаясь над рядами подстриженных деревьев и кустарников, имевших четкие, геометрически правильные очертания.

С 1765 года деревья и кустарники в Старом саду перестали подстригать, поэтому деревья закрыли вид на дворец из парка. Эрмитаж оказался скрытым в глубине сада.


Но Старый сад не потерял своей прелести. Свободно разросшиеся деревья широко раскинули свои ветви, сейчас могучие дубы и старые липы, ровесники Большого дворца, являются главным украшением парка.


29Пальм
Санкт-Петербург. Царское село (Пушкин). Екатерининский дворец и парк. Aerial view of Catherine palace and Catherine park in Pushkin. Фото a_medvedkov-Deposit Санкт-Петербург. Царское село (Пушкин). Екатерининский дворец и парк. Aerial view of Catherine palace and Catherine park in Pushkin. Фото a_medvedkov-Deposit
Просмотры 73518
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)




paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)




paksen
#3
Павел Аксенов (paksen)

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ