Донской монастырь - старейший ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви в Москве, основанный в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея.
Монастырь получил статус ставропигиального в 1745 году и был первоклассным, одним из шести ставропигиальных обителей в Российской империи перед революцией 1917 года.
Донской ставропигиальный мужской монастырь является объектом культурного наследия федерального значения.
В его ансамбль входит более 30 архитектурных памятников.
Из истории монастыря
Московский Донской монастырь был основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах.
Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп. Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской.
Когда в 1591 году крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить ее в походной Сергиевской церкви посреди русского стана.
Бессонную ночь провел тогда набожный царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу "силою Христа и предстательством Его Матери".
Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, "обоз", отчего монастырь называли в старой Москве, "что в Обозе".
Спустя некоторое время здесь был отстроен собор Донской иконы Божией Матери, ныне называемый Малым собором, в честь которого монастырь и получил впоследствии свое название.
Таким образом, между Даниловым и Новодевичьим монастырями постепенно возникла Донская обитель – новая монашеская крепость, которая завершила формирование московского оборонительного кольца.
Донской монастырь вошел в оборонительное полукольцо монастырей-крепостей. Обитель была задумана как форпост на самой незащищенной в то время Калужской дороге.
Первым каменным собором монастырского комплекса стал собор Донской иконы Божией Матери. Это был храм в виде одноглавого куба с алтарными апсидами и горкой кокошников.
Такая конфигурация в будущем стала образцом для храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церквей.
Предполагается, что архитектором храма был московский мастер Федор Конь. Именно он возводил стены Белого города. В 1679 году к каменному собору были пристроены трапезная и шатровая колокольня.
Строительство второго собора Донской Иконы Божией Матери, названного впоследствии Большим, пришлось на 1684 – 1698 годы. В период с 1686-го по 1711-й также возводятся монастырские стены с 12 башнями.
Внешне они очень похожи на стены Новодевичьего монастыря.
В XVIII веке архитектурный ансамбль монастыря дополнили другие строения. Над северными воротами появилась надвратная церковь Тихвинской Иконы Божией Матери, над западными была закончена колокольня с церковью Святых Захария и Елисаветы, в юго-западной части построены больница и другие здания.
К началу XIX века Донской монастырь стал самой привилегированной и богатой обителью России, которая оказывала большое влияние на духовную и политическую жизнь страны в целом.
С 1799-го и до конца 1827-го года в Донском монастыре размещался Духовно-цензурный комитет, который затем был перемещен в Троице-Сергиеву Лавру.
На территории обители в 1834 году располагалось духовное училище, а с начала 1909-го года и школа для обучения послушников.
С XVII века монастырь становится широко известным местом упокоения самых знаменитых людей современности.
В частности, среди ранних надгробий некрополя обнаружены захоронения грузинских царей Давида (1688 г.), Александра и Матвея (1711 г.). Монастырь стал последней обителью для философа П. Чаадаева, поэтов М. Хераскова и А. Сумарокова.
Здесь нашли упокоение писатель В. Одоевский, историк В. Ключевский и архитектор О. Бове.
В советское время Донской монастырь, как и все монастыри на подконтрольной большевикам территории России, был формально закрыт в 1918 году, но без официального согласования с властями продолжал действовать до конца 1920-х.
В 1934 году монастырь был передан Музею архитектуры, относившемуся к Академии архитектуры СССР. В него свезли детали, скульптурные фрагменты многих сносимых сооружений, в том числе храма Христа Спасителя, Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке.
В Донском монастыре хранятся горелефы, оставшиеся от взорванного в 1931 Храма Христа Спасителя.
Главное отличие исторических горельефов от тех, что являются деталями нынешнего Храма - первые выполнены из мрамора, а современные из бронзы.
В 1991 году территория монастыря была передана Московскому Патриархату, и здесь вновь возродилась монашеская жизнь. 18 августа этого же года был вновь освящен Большой собор монастыря.
19 февраля 1992 года было вскрыто захоронение патриарха Тихона, и обретены мощи святителя, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся открыто на северной части солеи.
В 1990-х годах рядом со стенами монастыря была выставлена бронетехника, принимавшая участие в исторической битве за Москву.
В 2014 - 2016 годах была проведена реставрация Малого собора, где заменили поздние конструкции крыш объёмов трапезной, приделов и собора на новые, восстановили кресты на колокольне и главах приделов.
Фасады окрасили в цвет, обнаруженный при натурном обследовании, воссоздали растёсанные окна XVI века
Святыни Донского монастыря
Одной из главных святынь Донского монастыря по праву считается Донская икона Божией Матери, которая была написана в XVI веке и установлена в Большом соборе в местном ряду иконостаса.
Автором Донской иконы Пресвятой Богоматери считается преподобный Феофан Грек.
По преданию, 8 сентября 1380 года в день великой Куликовской битвы (на праздник Рождества Пресвятой Богоматери) икона вдохновляла русских воинов на победу, находясь среди войска, а после победоносного сражения была преподнесена донскими казаками в дар князю Димитрию (прозванному затем Донским), который в память славной победы на Дону нарек ее Донской и перенес в Москву.
Сначала икона находилась в Успенском, а затем была перенесена в Благовещенский собор. Ныне же святыня хранится в Государственной Третьяковской галерее.
По сложившейся традиции каждый год 1 сентября (по ст. стилю 19 августа), в день чествования Донской иконы Божией Матери ее доставляют из Государственной Третьяковской галереи в Донской монастырь, где пред этой древней святыней Святейший Патриарх при огромном стечении богомольцев из Москвы и других городов России и зарубежья совершает Божественную литургию.
Другой духовной жемчужиной Донской обители являются святые мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, почивающие в серебряной раке в Большом соборе монастыря.
Комментарии (4):
(Обновлено: 07.01.2023 11:54)
(Обновлено: 07.01.2023 12:00)
Добавить комментарий