Биржевой мост - один из 13 разводных мостов Санкт-Петербурга через Малую Неву, соединяющий между собой Васильевский и Петроградский острова.
Мост расположен между Биржевой площадью на стрелке Васильевского острова и Мытнинской набережной на Петроградской стороне.
Ближайшие мосты – Дворцовый через Неву и Тучков мост ниже по течению Малой Невы.
Из истории
Стрелка Васильевского острова, где Нева делится на две части - Большая и Малая, со времен Петра I использовалась как пристань Торгового порта.
Позднее Торговый порт переехал с Кронверкской протоки в устье Малой Невы.
Пока существовал торговый порт на Стрелке, наплавные мосты на Малой Неве долго не строили — они мешали движению судов.
После перевода в 1885 году порта на Гутуевский остров возведение моста стало первоочередной задачей.
Первый мост в этом месте был спроектирован в 1893 году военным инженером Н. М. Мазуровым, а навели и освятили его годом позже.
Это было деревянное строение длиной 328 метра и шириной 21,4 метра, расположенное немного выше по течению, чем современный объект.
Разводку средней части осуществляли вручную с применением лебёдок.
В 1913 году мост был перестроен для прокладки линии трамвая, а в следующем 1914 году городская Управа подняла вопрос о сооружении нового постоянного металлического моста, который предполагалось расположить на 70 метров ниже по течению деревянного моста.
Однако начавшаяся Первая мировая война помешала осуществить этот проект.
В 1917 году Биржевой мост был капитально отремонтирован и перешел в ведение Городской управы.
В октябре 1918 года его переименовали в мост Строителей.
Более 30 лет он оставался деревянным, время от времени его ремонтировали в дереве. В 1930 году, при очередном капремонте, деревянные рамы разводного пролета были заменены на металлические.
Ручные лебедки тогда же заменили электрическими механизмами.
После Великой Отечественной войны, в 1947 году, мост перестроили.
Постоянные пролетные строения стали металлическими, ширина уменьшилась с 21 до 18 метров. Опоры и проезжая часть остались деревянными.
Автомобильное движение на мосту Строителей росло, постоянно увеличивая нагрузку на мост, а деревянные части быстро подгнивали. К тому же весной 1957 года опоры были сильно повреждены ледоходом.
Вновь встал вопрос о строительстве нового металлического моста.
Надо заметить, что еще до войны, в 1940 году был разработан проект такого моста, но из-за войны к этому вопросу вернулись лишь в 1960 году, когда по проекту Льва Носкова и Петра Арешева был сооружен новый мост Строителей, перемещенный, как и предполагалось на 70 метров вниз по течению Малой Невы.
Впервые при строительстве Биржевого моста “Ленмостострой” применил плавучий 200-от тонный кран.
Пролётные строения, общий вес которых около 5000 тонн, собирали на берегу одновременно с сооружением опор. Отдельные блоки пролётных строений весом до 15 тонн изготовляли на заводе и на автомобилях доставляли на монтажную площадку, расположенную в 200 метрах ниже по течению от строящегося моста.
На этой площадке на специальных кружалах собирали секции пролётных строений весом до 120 тонн, после чего по специальным пирсам выкатывали их к плавучему крану.
При реконструкции в 1960 году длина моста сократилась, а ширина, наоборот, увеличилась. Параметры нового Биржевого моста максимально приближены к параметрам Дворцового.
Теперь оба имеют по 5 пролетов и почти одинаковую ширину речных быков.
Длины пролётов симметричны и составляют 37 + 43,5 + 53 + 43,5 + 37 метров. Центральный пролёт — разводной двукрылый.
Общая длина моста - 239 метров, ширина между перилами - 27 метров, ширина проезжей части - 21 метр. Железобетонные опоры облицованы гранитом. Мост украшают чугунные решётки с трезубцем Нептуна.
Новая трасса моста соответствовала скорректированной планировке всего этого района.
Изменилась линия берега стрелки Васильевского острова. Была перестроена начинающаяся у моста набережная Макарова. За счёт засыпки мелководного участка Невы на пересечении Мытнинской набережной и проспекта Добролюбова была создана небольшая предмостная площадь.
Мост Строителей вместе с Дворцовым мостом составил единую симметричную относительно стрелки Васильевского острова композицию.
В 1989 году Биржевому мосту вернули историческое название.
В 1997 году с моста сняли трамвайные рельсы.
В 2014 году на Биржевом мосту была создана современная ночная подсветка.
Биржевой мост можно увидеть во многих фильмах о Санкт-Петербурге.
Например, в Невероятных приключениях итальянцев в России под мостом проходил теплоход, и на крыле моста, согласно сценарию, повисал персонаж актера Андрея Миронова.
Именно этот мост часто показывают в кинофильмах, когда действие фильма происходит на Дворцовом: они очень похожи, но на Биржевом намного легче перекрыть движение на время съемок.
С Биржевого моста открывается самая впечатляющая панорама на Неву, Дворцовую набережную и Петропавловскую крепость.
Это один из красивейших видов Санкт-Петербурга.
Комментарии (1):
Добавить комментарий