Россия. Санкт-Петербург. Большой Петергофский дворец. Grand Cascade, Peterhof Palace, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Большого Петергофского дворца. Aerial view of Peterhof Palace, Saint Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Большой Петергофский дворец. Grand Cascade, Peterhof Palace, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Большой Петергофский дворец. Grand Cascade, Peterhof Palace, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Большой Петергофский дворец. Grand Cascade, Peterhof Palace, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Большой Петергофский дворец. Grand Cascade, Peterhof Palace, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Фонтаны Петергофа. Samson Fountain Sea Channel. Peterhof. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Фонтаны Петергофа. Panorama of beauty fountain with gold sculpture at Peterhof, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Петергоф. Шоу открытия фонтанов. Peterhof Fountain Festival. Fountains of Peterhof in St Petersburg, Russia

Назад Вперед

Фонтаны Петергофа (Fountains of Peterhof)


Фонтаны Петергофа – одна из самых главных и зрелищных достопримечательностей Санкт-Петербурга, визитная карточка и главный символ Петергофа.

С середины октября и до весны фонтаны в Петергофе не работают.

Запускают их после зимнего перерыва в конце апреля.


Происходит постепенный ввод фонтанов в работу, проверка и наладка всех систем.

А вот праздник, официально и торжественно открывающий летний период, проходит в Петергофе в середине мая.

Над сценарием очередного торжества его организаторы работают на протяжении всего года. Каждый раз для праздника выбирают определенную тематику:


2016 — церемонию приурочили к 70-летию первого послевоенного запуска фонтанов. Гости увидели выступления военного оркестра и солистов Мариинского театра.

2017 — мероприятие приурочили к году Испании. Гости увидели спектакль «Путешествие в страну Дон Кихота».

2018 — праздник фонтанов приурочили к 100-летнему юбилею музейной жизни бывших пригородных императорских резиденций Санкт-Петербурга.

2019 — событие приурочили к 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина.


Официальные мероприятия начинаются в два часа дня и продолжаются до самого вечера.


В программе – выступления музыкантов и певцов, оркестров духовой и симфонической музыки, театрализованные представления, балы, фейерверки.

День становится настоящим праздником.

Но самым ожидаемым событием, неизменно привлекающим всеобщее внимание, остается включение фонтанов, когда начинается шоу с танцами водных струй под музыку, со спецэффектами и анимацией.




Уже много лет Петергоф остается самым популярным и посещаемым музейным комплексом России. Свою поездку в Санкт-Петербург многие туристы планируют таким образом, чтобы попасть в Петергоф в день открытия фонтанов.

История Петергофа берет свои истоки в начале XVIII века, когда Петр I начал строить здесь свою загородную резиденцию. Русский император хорошо представлял план своего очередного грандиозного замысла.


Это должна была быть парадная резиденция, достойная европейской державы. И одновременно Петр I хотел создать удобное и приятно место для проживания современного просвещенного человека.

Нечто подобное он увидел во Франции во время своего европейского путешествия. Особенно ему понравились фонтаны Версаля.

Петергоф должен был сравниться с Версалем по блеску и изысканности.


Основные работы начались в 1715 году. Петр I лично осматривал окрестности, выбирая место. Дело было трудное даже физически.

В начале XVIII века берег Финского залива был не очень пригоден для жизни, тем более для строительства. Порой императору вместе со своими спутниками приходилось пробирать пешком через болота.

Первоначальный выбор складывался в пользу Стрельны, однако тамошний рельеф требовал сложных и дорогих сооружений для подъема воды над окружающей местностью на десять метров.

Только тогда она могла питать фонтаны.


Зато в районе будущего Петергофа обнаружился естественный рельеф, позволяющей воде по системе водоводов самотеком, без насосов двигаться в заданном направлении.

Это была Ропшинская возвышенность, находящаяся в 24 километрах от Петергофа. Инженер-гидравлик В.Г. Туволков создал целую систему каналов, шлюзов и прудов-накопителей для доставки воды к фонтанам парков и садов. Ее общая протяженность составила свыше 50 километров.

Точность расчета и качество всей системы позволяют ей успешно работать до сих пор. Она охватывает более 400 гектаров и обеспечивает функционирование четырех каскадов и около 190 фонтанов.

Большая часть фонтанов, примерно около 150, находятся в Верхнем саду и Нижнем парке. Именно они являются старейшими в Петергофе. Работа над дворцами, парками, садами и фонтанами началась одновременно и шла параллельно.

Верхний сад располагается на возвышенной террасе перед южной стороной Большого дворца.

Виртуальный тур

Фонтаны Верхнего сада


Большинство фонтанов были построены здесь на центральной оси в 1730- годы. Первым у главных ворот гостей встречает фонтан с непривычным для современного уха названием Межеумный.


Это слово в словаре В.И. Даля обозначает нечто неопределенное, среднее, «ни туда, ни сюда». Фонтан несколько менял свой облик и названия, от первоначальной статуи Персея с головой Медузы Горгоны в руках до сегодняшнего мифического дракона.

Поэтому его, видимо, устали переименовывать и остановились на варианте, подходящим к любому случаю.



Крылатый дракон, из пасти которого вертикально вверх бьёт мощная струя воды — сердце фонтана. На равном удалении от него находятся четыре фонтана-дельфина.

Главным в Верхнем саду является фонтан Нептун.

Сначала здесь стояла свинцовая композиция, отлитая по модели Б.Ф. Растрелли.


Затем будущий император Павел I, путешествуя по Европе, приобрел в Германии новый фонтан, который и был установлен в Верхнем саду.

Фигура бога морей находится на трехъярусном постаменте в окружении дельфинов, тритонов, всадников на морских коньках.



Голова морского владыки увенчана массивной короной, а в руках он держит трезубец на длинном древке. У подножия постамента — фигуры воинов на крылатых конях, трубящих амуров и прекрасных нимф.

Самый первый фонтан, расположенный ближе всех к большому Петергофскому дворцу, - фонтан Дубовый.


Композиция изображает белоснежного Амура, надевающего на голову позолоченную маску. Амур восседает на мраморном постаменте, установленном в середине каменной гряды из туфа.

От центра гряды каменные нити протянулись в шести направлениях. Каждую из них венчают бронзовые фигуры дельфинов, пасти которых фонтанируют струями воды.


Ближе к дворцу в середине двух Квадратных прудов находятся фонтаны с фигурами Аполлона и Венеры Италийской в окружении дельфинов.

Изящные фонтаны вокруг водных резервуаров в верхней части парка появились не сразу.


Их эскизы изготовил известный скульптор и литейщик Бартоломео Карло Растрелли.

Любопытно, но эти фонтаны остались единственными, которые так и не получили собственных имен.


Их называют фонтаны Квадратных прудов. Кстати, пруды являются накопителями воды для Нижнего парка.

Нижний парк создавался по образцу регулярных садов и сохранил все особенности своих французских оригиналов.

Виртуальный тур

Фонтаны Нижнего парка


Хотя к настоящему времени исчезли многие декоративные элементы, время не смогло уничтожить дивную архитектурную гармонию сада, созданного Ж.-Б. Леблоном, талантливым учеником творца версальских садов А. Ленотра. Парк разделен на три связанные между собой части: центральную (Парадную), западную (Марлинскую) и восточную (Монплезирскую).


Фонтаны Нижнего парка великолепно смотрятся и с верхней террасы, и снизу, на фоне Большого дворца.

Украшением всего Петергофа является Большой каскад – самое грандиозное фонтанное сооружение петергофского ансамбля и одно из выдающихся сооружений мира.


Он состоит из трех водопадных лестниц, нескольких сотен золоченых скульптур, маскаронов и барельефов. Его 64 фонтана способных извергнуть почти 140 водяных струй.

Две массивные семиступенчатые лестницы соединены арками Большого грота.


Огромный по размерам фонтанный комплекс у подножья Большого дворца появился еще в петровские времена.

Как и весь парк, Большой каскад сильно пострадал в военные годы и потом долго реставрировался.




Сегодня широкий каскад украшают свыше 225 скульптур, сделанных из золоченной бронзы, свинца и мрамора.


Обширная площадка перед ним переходит в центральный трехступенчатый каскад, воды которого серебристой пеленой падают в ковш, соединенный с Морским каналом.




Впечатляет каменный Нижний грот, или Большой Грот, длиной 40 метров, проходящий внутри холма. Он имеет несколько каскадов, украшенных скульптурами и мраморными барельефами.


Внутри грота находится фонтан Корзинка.

Любители старины могут увидеть здесь образцы труб, которые использовались в Петергофе, начиная с самых первых, сделанных из дерева.

Нижний грот – это своеобразная смотровая площадка. Сквозь его арки открываются неожиданные виды на Большой каскад.


Центром ансамбля является фонтан со знаменитой скульптурной группой Самсон, раздирающий пасть льва, самый большой фонтан Большого каскада, появившийся в 1735 году.

Он символизирует победу над шведами в Северной войне, и его открытие приурочено к 25-й годовщине Полтавской битвы.


Строительство фонтанной группы длилось больше 20 лет по эскизам, разработанным Петром I.

У ног Самсона установлены 8 дельфинов-фонтанов, а из пасти побежденного льва вырывается струя воды высотой почти 21 метр. Львы, установленные у основания постамента, олицетворяют четыре стороны света.





Первоначальную фигуру статуи Самсона отлили по модели скульпторов Растрелли и Козловского, но в ходе войны она была утрачена и восстановлена в 1947 году мастерами Симоновым и Михайловым.


Композицию завершают два фонтана Чаши, находящиеся на одной линии.

Если смотреть на Финский залив, то слева находится фонтан, который называют западным или «итальянским», поскольку гидротехническую систему к нему и бассейн построили итальянские мастера, братья Дасованни и Джулиано Баратини.


На другой стороне расположен такой же фонтан, выполненный французом Полем Суалемом, поэтому восточный фонтан получил имя «французский».

Первоначально к этим парным фонтанам были изготовлены дубовые чаши, которые покрыли свинцом и покрасили под мрамор, а в 1854 году их заменили на чаши из каррарского мрамора, вес каждой из них составил 17 тонн.





Бассейны фонтанов выстланы черными и белыми мраморными плитами.


Естественным продолжением Большого каскада является аллея фонтанов вдоль Морского канала, который связывает центральный дворцовый ансамбль Петродворца с морем.

Замысел создания ансамбля - схема планировки центральной и восточной частей Нижнего парка, соединение в одно композиционное целое дворца, грота с каскадом и канала - принадлежит Петру I.


Указ 1715 г. гласит: "Дом заложить каменный и подвести канал от него к морю".

Морской канал образует главную поперечную ось Нижнего сада и делит его на две симметричных, почти равных части - восточную и западную.

В его начале по обеим сторонам стоят Воронихинские колоннады с золотыми куполами, с тремя вазами на крышах.


Это тоже фонтаны: водяные струи бьют из ваз и из куполов.

А если обойти западную колоннаду, то там, оказывается, спрятался популярный у детей фонтан «Фаворитный», построенный в 1725 году.

Он имел сложное механическое устройство: в небольшом круглом бассейне собачка по кличке «Фаворитка» гоняла по кругу четырех уток, при этом раздается лай и кряканье.

С первых дней строительства Петергофа Петр I много внимания уделял оформлению Морского канала, связавшего центральный дворцовый ансамбль с морем и сразу ставшего парадным въездом на территорию резиденции.


Вертикальные струи двадцати двух водометов, напоминающие тонкие стволы сказочных хрустальных деревьев, образуют великолепную водную колоннаду, ведущую от моря к Большому дворцу.





Это – "Аллея фонтанов". Вместе с Морским каналом она составляет одну из главных достопримечательностей Петергофа, подчеркивая его приморский характер.


Петергофские фонтаны в основном располагаются симметрично относительно друг друга. Если посмотреть на панораму Нижнего парка, то это видно очень наглядно.

К востоку и западу от центральной оси расположены фонтаны Тритон перед полукруглым зданием Большой оранжереи и Китовый в центре большого пруда.


Композиция Тритон, разрывающий пасть морского чудовища символизирует торжество победы русского флота над шведами в битве при мысе Гангут.

Струя фонтана вырывается из пасти чудовища-рептилии, которую раздирает коленопреклоненный Тритон. По периметру четырёх воображаемых углов центральной композиции находятся фонтанчики-черепахи.


Скульптура фонтана Китовый представляла собой деревянную рыбу-кит высотой семь метров. Она в первоначальном виде не сохранилась, как и боковые «морские быки», отлитые из свинца.

Фонтан со временем ветшал. Окончательно он был разрушен во время войны и восстановлен в виде, который имел в XIX веке.


Сегодня он представляет собой фонтан менажерного типа: из глади пруда бьет водяной столб, окруженный четырьмя золочеными дельфинами.

И дальше симметричность расположения фонтанов и сооружений Нижнего сада выдерживается почти идеально, насколько это позволяет рельеф местности и извилистая линия Финского залива.

Несколько особняком среди всех фонтанов, выбиваясь из общего принципа симметрии, расположен в районе дворца Монплезир фонтан Пирамида.


Его форму определил сам Петр I, ориентируясь на один из образцов, увиденных им в Версале. Струи воды создают четырехугольную водяную пирамиду, состоящую из семи ярусов.

«Пирамида» считается один из самых «водоемких» фонтанов Петергофа, ему каждую секунду требуется до ста литров воды.

Петр I не просто любил дворец Монплезир, он создал вокруг него все самое лучшее.


Чуть в стороне, был устроен зверинец с Менажерейным садом и прудом, предназначенным для лебедей и других водоплавающих птиц. В пруду был небольшой фонтан.

При Екатерине II его переделали, и сегодня он представляет собой образец механического фонтана того времени.

Движущееся устройство работает под напором воды, начинается вращение колеса, и струи воды разбрызгиваются в воде шара, поэтому фонтан получил название Солнце.


Его красоту дополняют 16 золоченых дельфинов, каждый из которых низвергает свою струю воды.

Два Римских фонтана, одинаковых по конструкции, и каскад Шахматная гора находятся на одном конце аллеи, а на другом с ними перекликаются фонтаны Сноп и Колокола у дворца Монплезир.


Все фонтаны рядом с дворцом Монплезир проектировались при участии Петра I и строились при его жизни, то есть являются одним из первых в Петергофе.

Мощный и пышный фонтан Сноп, поставленный в глубоком бассейне диаметром в 12 метров, является главным водометом ансамбля Монплезирского сада.


Римские фонтаны представляют собой копии распространенного в XVIII веке типа двухъярусных фонтанов, находящихся в Риме на площади Святого Петра.


Высокие струи пяти водометов, падая и дробясь о края мраморных чаш, скрывают в водяной белоснежной пряже массивные многогранные постаменты и золоченые рельефные украшения: гирлянды, лавровые венки, раковины и маскароны.

С южной стороны от "Римских" фонтанов в середине XVIII века садовник Бернгард Фок создал цветочные партеры, расположенные в заниженном газоне – "буленгрине".



Очертания партеров в точности повторяли форму фонтанных бассейнов.


Самая большая площадь восточной части Нижнего парка, украшенная цветниками и парными фонтанами, напоминает парадный зал, раскинувшийся под открытым небом.

Ее смысловой центр – каскад Шахматная гора, расположенный на естественном склоне, протянувшемся вдоль всей территории Нижнего парка.


Свое название каскад получил благодаря сливным ступеням, расписанным в середине XVIII века черными и белыми квадратами в шахматном порядке.

По сторонам каскада на высоких каменных пьедесталах установлены мраморные фигуры десяти античных богов. Они выполнены в петровское время итальянскими мастерами.

Как и другие статуи Нижнего парка, скульптура каскада Шахматная гора олицетворяет морские победы, политические успехи и процветание русского государства.


В фонтанах «Колокола» вода спадает вниз с круглых дисков, поэтому образуются водяные колокола. Каждый фонтан украшен бронзовой позолоченной статуей – «Аполлон», «Вакх», «Фавн с козленком» и «Психея».

Все четыре статуи были сохранены в годы войны и дошли до наших дней, только пьедесталы пришлось восстанавливать.

Ф.И. Тютчев посвятил Петергофу стихи:

Фонтаны плещут тиховейно,
Прохладой сонной дышит сад,
И так над вами юбилейно
Петровы липы здесь шумят.


На одинаковом удалении от Морского канала, как и дворец Монплезир, на самом берегу залива расположен павильон Эрмитаж. От него отходит аллея, и в месте ее пересечения с Марлинской аллей расположен Львиный каскад.

Он представляет собой колоннаду, украшенную львами. В центре на каменной горе установлена статуя «НимфаАганипа».

Фонтан каскада создается одноструйными водометами, которые бьют из 12 мраморных чаш, стоящих между колоннами.

Для Петергофа стилистика Львиного каскада несколько неожиданна.



Весь ансамбль выдержан в строгих классических формах, в сером цвете при полном отсутствии золоченых деталей. После изгнания немецких оккупантов обнаружилось, что от каскада остался один цоколь и небольшая часть колоннады.

Его восстановление завершилось только осенью 2000 года.

Еще два фонтана – Адам и Ева – составляют парную композиции, расположенную вдоль Марлинской аллеи, которая идет вдоль морской линии.


Каждый фонтан стал своеобразным центром своей части парка, находясь на пересечении нескольких аллей. Они идентичны по художественному исполнению.

Фигуры библейских прародителей человечества представляют собой аллегорию первой российской императорской четы: Петра I и Екатерины.

Не случайно «Адам» был установлен при жизни Петра I, а «Ева» открылась вскоре после его кончины, в 1726 году.


Это восьмиугольные бассейны, которые отличаются друг от друга только фигурами Адама и Евы, установленными на высоких постаментах в центре.

Струи воды поднимаются на высоту семь метров и, не распыляясь, падают тяжелыми крупными каплями. Оба фонтана сохранили свое оригинальное архитектурное обличие с момента рождения, и скоро им исполнится триста лет.


Не менее последовательно симметричность соблюдается в самом Марлинском саду, но здесь она оригинально дополнена приемом контраста.

Каскад Золотая гора с многочисленными скульптурами по обеим сторонам лестницы спускается с верхней террасы к середине большого Марлинского пруда.


Прообразом для него послужил один из каскадов французской королевской резиденции "Марли ле Руа", которую Петр I посетил в 1717 году.

Архитектор Н. Микетти разработал проект каскада в соответствии с подробными указаниями царя и учетом рельефа местности.

Вертикальные стенки ступеней покрыли медными золочеными листами, что создало интересную игру света сквозь зеркало падающей воды и дало Марлинскому каскаду второе название – "Золотая гора".



Облик каскада сложился к 1732 году, дальнейшие изменения касались только скульптурного убранства.

Каскад завершается полукруглым бассейном с фигурой «Флоры».

По обеим сторонам средних боковых дорожек, обсаженных высокими кустами, находятся два больших круглых бассейна Менажерных фонтанов с мощными водометами.

Если к ним не подходит вплотную, то кажется, что высокие струи фонтанов бьют прямо из-за кустов.


К востоку и западу от них устроены овальные площадки меньшего размера с фигурами «Земля» и «Воздух».

А ближе к пруду, вдоль дорожки по границе сада по контрасту установлены четыре миниатюрных фонтана «Тритоны-колокола» высотой меньше человеческого роста.

Иногда их называют «Мальчики-тритоны», потому что скульптуры представляют собой мальчиков в виде тритонов, держащих над головой круглые чаши, над которыми вода поднимается в форме водяных колоколов.


В Петергофе найдутся фонтаны на любой вкус: большие и маленькие, с одиночными скульптурами и многофигурными композициями, приуроченные к символичным событиям и забавно развлекательные.

Хорошо известны фонтаны-шутихи, «Диванчики» в саду Монплезир, в которых скрытый механизм неожиданно включает воду, направленную на гуляющих. Стол, брызгающий водой, находится в Нижнем гроте.

Есть настоящие фонтаны-ловушки, например, «Дубок». Это шестиметровое металлическое дерево в окружении четырех тюльпанов и двух скамеек, где проведено несколько десятков трубочек, поэтому человек, попавший под воду, пытается сбежать из-под струи, но попадает под новую порцию воды.



Система водоводов, ее сооружения и механизмы сильно пострадали во время войны. Безвозвратно пропали многие скульптуры. Реставрационные работы начались сразу после снятия блокады, еще до окончания войны.

Сложная и кропотливая работа потребовала много труда, мастерства и терпения, чтобы фонтаны Петергофа предстали перед людьми в своем оригинальном былом виде и неизменном великолепии.


29Пальм
Россия. Санкт-Петербург. Фонтаны Петергофа. Fountains of Peterhof in St Petersburg, Russia. Фото maxim_dyachuk.mail.ru - Depositphotos Россия. Санкт-Петербург. Фонтаны Петергофа. Fountains of Peterhof in St Petersburg, Russia. Фото maxim_dyachuk.mail.ru - Depositphotos
Просмотры 257993
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 23.05.2022 18:59)












paksen
#2
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 21.01.2023 12:41)


paksen
#3
Павел Аксенов (paksen)


paksen
#4
Павел Аксенов (paksen)
paksen
#5
Павел Аксенов (paksen)

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ