Галилея является исторической областью Израиля и входит в Северный административный округ, столицей которого является город Назарет.
Северная граница Галилеи является государственной, по ней проходит соприкосновение Израиля с Ливаном.
Остальные границы можно считать природными – это Средиземное море на западе, Иорданская долина – на востоке и сразу три долины на юге – Изреельская, Харод и Бет-Шеан.
Исторически сложилось разделение на Верхнюю и Нижнюю Галилею, между которыми находится долина Бет-ха-Керем и хребет Эш-Шагур.
Археологические раскопки показали, что на территории Галилеи существовали стоянки людей, живших в каменном и медном веках. В период бронзового века благодатные долины Галилеи уже были активно заселены.
До нашей эры в Галилее жили хананеи, могущественные древние народы – хурриты и хетты, а также египтяне.
Первые городские поселения принадлежали хананеям. Согласно египетским письменным источникам, их было около двадцати. На рубеже бронзового и железного веков происходит экспансия израильских племен в Галилею.
Здесь укрепились колена Асира, Неффалима, Завулона и Иссахара. Об этих событиях известно из книг Иисуса Навина, Судей Израилевых и других источников.
Ученые продолжают спорить о том, насколько мирным или насильственным был этот процесс. Из библейской истории хорошо известно, что Галилея вошла в границы Израильского царства, первыми правителями стали Саул и Давид, которые вели свои войны с филистимлянами.
При царе Соломоне наступает золотой век Израильского царства, прекратившийся с его смертью. Галилея оказалась на переднем краю борьбы с врагами, вторгавшимися с севера.
В конечном итоге, вся ее территория была захвачена и стала ассирийской провинцией. Часть еврейского населения превратили в рабов и угнали на чужбину.
Следующие века Галилея находилась под владычеством Вавилонии и Персии. В этот период наблюдается активное развитие финикийских городов, в первую очередь Акко.
В эпоху эллинизма в Галилее столкнулись интересы династий Птолемеев и Селевкидов. В результате захвата Палестины Помпеем в 63 году до нашей эры здесь постепенно усиливается римское влияние, и Северная Галилея попадает под прямое управление империи.
Местное население в основном исповедуют иудаизм, однако на элиту значительное влияние оказывает языческое окружение.
В крупных городах усиливается влияние эллинизма, часть населения составляют греки и римляне. Появляется сеть регулярных мощеных улиц, строятся амфитеатры, термы, акведуки. Археологи находят остатки храмов с надписями, посвященными Диане, Аполлону.
Небольшие поселения, такие, как Назарет и Капернаум, оставались еврейскими. Роль Галилеи еще более усиливается в I-II веках после того, как был разрушен Иерусалим. Здесь строятся многочисленные синагоги особого «галилейского» типа.
Подобные здания сооружали таким образом, что их фасад с тремя входами обращался в сторону Иерусалима. Внутри вдоль трёх стен устанавливались ряды колонн. При этом строители использовали элементы, свойственные классическому стилю, в том числе мозаики.
Характерным памятником для этой эпохи является город Бет-Шеарим в Нижней Галилее, где находится катакомбный некрополь.
В середине ХХ века археологи обнаружили около 30 погребальных комплексов, развалины городских стен и большую базилику-синагогу.
Исследования показали, что некрополь использовался почти 350 лет, начиная с первого века нашей эры. Затем он был разрушен по неизвестной причине и заброшен.
Большинство гробниц и надписей на них являются греческими, однако встречаются также еврейские и арамейские. Гробницы украшены смешанным стилем, для которого характерно смесь эллинистических и восточных элементов, в том числе религиозных символов иудаизма.
Здесь изображены сцены из языческих мифов, есть изображения животных и даже людей.
Тивериада и особенно Цфат, куда переселилась значительная часть книжников-раввинов, на долгие века становится центром еврейского мистицизма.
Цфат превращается в один из четырех священных для иудеев городов наряду с Иерусалимом, Хевроном и Тверией.
Лучше других сохранились до наших дней города, построенные римлянами.
В первую очередь, Тивериада, которая была во время первой Иудейской войны мощной крепостью.
Византийская империя принесла Галилее расцвет. Возникает традиция паломничества к святым местам, связанным с жизнью и служением Иисуса Христа.
В первую очередь это относится к тем местам Галилеи, которые упомянуты в евангельских повествованиях. Среди них Назарет, Вифсаида, Кана, гора Фавор, Капернаум.
В византийский период Галилея остаётся провинцией, где проживает многочисленное еврейское население, и все-таки в это время даже за пределами мест паломничества возводятся христианские церкви.
Начиная с VII века, Галилею и всю Палестину завоевывают мусульмане, власть которых сохраняется вплоть до исчезновения Османской империи в XX веке. Это было время появления целого ряда сооружений в исламском архитектурном стиле – крепостей и мечетей.
В XV-XVI веках население заметно увеличивается за счёт беженцев-евреев из Португалии и Испании, которых турецкие власти в целом встречали благожелательно.
Помимо Цфата много евреев с 1565 года отправляется на местожительство в Тверию, где местный турецкий правитель, еврей по национальности, пытался создать автономную иудейскую область.
По мере общего ослабления турецкой власти Палестина, а вместе с ней и Галилея приходили в упадок. Местное еврейское население занималось сельским хозяйством, ювелирным делом, различными ремеслами, торговало оптом и в розницу. Среди евреев было много ткачей, скорняков, портных.
В XIX веке начали создаваться еврейские поселения, занимающиеся исключительно сельским хозяйством. Сначала такие поселения появились в Верхней, а затем и в Нижней Галилее.
Это было зарождение кооперативного движения, на основе которого создавались киббуцы. Многие из них вплоть до начала Второй мировой войны и в первые военные годы возникали около ливанской границы, занимая важные стратегические места.
И все же количество еврейского населения в Галилее оставалось на низком уровне, поэтому при разделе Палестины Израиль должен был получить лишь некоторую часть региона.
В ходе Войны за независимость израильская Армия обороны сумела закрепиться на всей территории Галилеи, и только часть западнее хребта Нафтали перешла к Ливану.
Практически почти все арабы-мусульмане ушли в другие страны к единоверцам. В Галилее осталось большинство арабов-христиан, друзов и черкесов.
В последующие десятилетия продолжалось создание киббуцов, строительство новых городских поселений. Стало увеличиваться количество евреев в тех городах, где они находились в меньшинстве.
В настоящее время население Галилеи составляет около 1 000 000 человек, из них примерно половина – евреи.
Настоящий мир на земле Галилеи не наступил. В 1960-е годы, до захвата Израилем Голанских высот во время Шестидневной войны, Галилею периодически обстреливала сирийская артиллерия.
Затем Галилея подвергалась атакам боевиков Организации освобождения Палестины, которые базировались в Ливане. В начале XXI века появилась новая террористическая организация Хизбалла, остающаяся источником серьезной угрозы для Израиля и по сей день.
Традиционным занятием в Галилее благодаря наличию источников воды (озеро Кинерет, река Иордан, многочисленные родники) и осадкам, выпадающим в долинах, было выращивание сельскохозяйственных культур.
Здесь много плодовых деревьев: маслины, яблони, груши, авокадо, разбиты виноградники. В горах издавна пасутся стада коз, в последнее время стал разводиться и крупный рогатый скот.
Во второй половине ХХ века в Галилее появились промышленные зоны, в основном здесь получила развитие перерабатывающая промышленность. Галилея становится одним из туристических центров Израиля.
Святые места привлекают паломников, иудеев, христиан и мусульман.
В районе озера Кинерет, где имеются термальные источники и лечебные грязи, развит оздоровительный туризм. Пользуется популярностью санатории в горах около Цфата.
Привлекают любознательных туристов открытые археологические раскопки, многие из которых ведутся в Галилее уже десятки лет.
Одним из таких мест является Национальный археологический парк Скифополис.
В древности здесь находился богатый город Скифополис, который стал известен по знаменитым записями египетского фараона Тутмоса III, совершившего поход в Палестину. В византийские времена город стал ещё красивее и богаче.
Сегодня туристы могут увидеть целый комплекс, открытый археологами с древнегреческим амфитеатром на 7000 зрителей, римскими термами, языческими храмами, которые переделаны в христианские церкви.
В Галилее много красивых, неповторимых мест. Среди них озеро Кинерет, которое ещё называют Тивериадским озером или уважительно Галилейским морем. Оно считается одним из наиболее низко расположенных пресных озер в мире – 230 метров ниже уровня моря.
Уже в древности вокруг озера селились люди. Сохранились развалины одного из таких древних городов Капернаум, который был основан 2500 лет.
В Новом Завете рассказывается, как на здешних берегах проповедовал Иисус Христос. Здесь не только началась его основная проповедническая деятельность, здесь он совершал свои чудеса, здесь же к нему присоединились несколько его апостолов, ставших свидетелями великих чудес.
Сегодня в городе находится открытый археологический комплекс с остатками древних домов. Из культовых сооружений одними из первых были найдены развалины Белой синагоги. Ее первое здание появилось предположительно во II веке, затем перестроено в начале VI века.
Предполагается, что это именно та синагога, где произносил проповеди Иисус Христос.
Буквально в 25 метрах от Белой синагоги археологами открыт дом апостола Петра. Над ним в V веке стояла византийская церковь, впоследствии разрушенная.
В конце ХХ века над фундаментом дома апостола Петра и остатками византийского храма на железобетонных столбах сооружена католическая церковь апостола Петра.
Рядом с Кинеретом, в шести километрах от развалин Капернаума, расположена небольшая гора Блаженств высотой всего 125 метров.
Здесь Иисус Христос произнес нагорную проповедь. В 1937 году на месте разрушенной церкви монахи-францисканцы построили новый храм, имеющий необычную восьмиугольную форму.
Каждый из углов призван символизировать одну из заповедей блаженств.
С именем Иисуса Христа прямо связан город Назарет, где прошло его детство и юношеские годы. Здесь, над Гротом благовещения, сооружена католическая базилика Благовещения. Она построена в 1969 году там, где стоял храм, возведённый по приказу царицы Елены в IV веке.
Над источником Пресвятой Богородицы стоит православная церковь Архангела Гавриила. Именно у этого источника к Деве Марии, пришедшей за водой, явился ангел с Благой Вестью.
В IV веке здесь был основан первый храм, разрушенный сарацинами. Вокруг святого источника, выложенного плитами, долгое время стояли только колонны.
Современная церковь относится к концу XVIII века. При строительстве использовались фрагменты древних разрушенных городских зданий. Средства поступали из многих стран, в том числе и из России.
В Назарете много христианских церквей и других достопримечательностей. Среди них национальный археологический парк Сепфорис, дом родителей Девы Марии, развалины крепости, построенной крестоносцами.
В девяти километрах от города находится гора Фавор – это место Преображение Господня. Неподалеку расположилась деревня Кана, где люди стали свидетелями чуда, совершённого Иисусом Христом, когда на свадьбе он превратил воду в вино.
Город Тверия является еще одним важнейшим местом паломничества на берегу Галилейского моря.
Многие тысячи людей стекаются сюда, чтобы почтить память национальных святынь. Здесь покоятся рабби Моше бен-Маймона, рабби Иоханана Бен-Заккая и рабби Акивы.
Интересны и другие местные достопримечательности – это храм Двенадцати апостолов, развалины синагоги, относящейся к VI веку, и ещё более древние руины еврейского города Хамат Тверия, существовавшего в I-IV веках.
Многие паломники устремляются к небольшой заводи Ярденит в том месте, где река Иордан берет свое начало из озера Кинерет. Это похоже на такой туристический «аттракцион» с удобными спусками к воде, магазинами, торгующими одеждой и принадлежностями для обряда крещения, сувенирными лавками.
В городе Тверия на базе 17 местных горячих источников и лечебных грязей построен бальнеологический курортный комплекс, куда для лечения приезжают многочисленные туристы.
Еще одно место в Галилее привлекает туристов – это бахайские сады в Акко.
Сюда едут не только приверженцы религии бахаи, но и все желающие насладиться красотой этого удивительного рукотворного чуда, ставшего символом гармонии и душевного равновесия.
В Галилее прекрасно понимают, что туризм является важным источником доходов. Здесь постоянно развивается и совершенствуется туристическая инфраструктура.
Практически в любом городе и небольшом населенном пункте, неподалеку от исторических достопримечательностей, существуют современные отели.
Туристы могут без труда самостоятельно путешествовать по Галилее или воспользоваться многочисленными вариантами организованных экскурсий.
Комментарии (2):
Добавить комментарий