Россия. Санкт-Петербург. Кутузовская набережная. Kutuzov Embankment. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Кутузовская набережная. Kutuzov Embankment. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Кутузовская набережная. Kutuzov Embankment. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Кутузовская набережная. Kutuzov Embankment. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Кутузовская набережная. Kutuzov Embankment. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Кутузовская набережная. Kutuzov Embankment. St. Petersburg. Russia

Назад Вперед

Кутузовская набережная (Kutuzov Embankment)


Кутузовская набережная не сразу появилась на карте Санкт-Петербурга. Сначала она была продолжением Дворцовой набережной и не имела собственного названия.

Потом ее называли Гагаринской по Гагаринскому пеньковому буяну (складу), который, впрочем, находился на другой стороне Невы. Поэтому, скорее всего, название произошло от Гагаринской пристани на Неве.

Пристань существовала до середины XIX века. Некоторое время набережная также носила название Воскресенской.


В начале ХХ века набережная стала Французской, потому что здесь располагалась посольство Франции.

Советская революционная действительность отдала дань французскому революционеру-социалисту Жану Жоресу, и набережная с 1918 года носила его имя.

Нынешнее название набережная получила в 1945 году, когда вспомнили, что отсюда, из своего дома № 30 при большом скоплении народа 11 августа 1812 года отправился сражаться с Наполеоном только назначенный главнокомандующим М.И. Кутузов.


Длина набережной составляет немногим более 700 метров, она расположена между Литейным и Прачечным мостами.

Первые постройки появились здесь в 1720-е годы. Это были постоялые дома, позже появился рынок, который вскоре стали называть Пустым. Название говорит само за себя: рынок не выдерживал конкуренции с Литейным двором, в район которого постепенно перебирался народ.

В 1764-1768 годах набережную облицевали гранитом, причем ее расширили за счет реки на несколько десятков метров. Спуски к воде и сплошной гранитный парапет напоминает Дворцовую набережную, сохраняя сложившуюся традицию.

В те же годы был сдан в эксплуатацию Верхне-Лебяжий мост.


Вслед за этим началась застройка частных участков, однако за первое десятилетие было построено не более 10 особняков. Даже в начале XIX века набережная оставалась не полностью застроенной.

Нумерация домов на набережной начинается с Литейного моста. Начальные участки в петровское время занимал Арсенал, который позже стали называть Пушечным двором, и он постепенно разросся до самой Фонтанки.

В 1850-е годы на набережной (дом № 2) построены казармы, в которых квартировали гвардейцы конной артиллерии и офицеры артиллерийской бригады.


Здание сохраняет все приметы классицизма, хотя уже заметен переход к новой архитектуре XIX века в стиле неоренессанса. Фасады зданий решены в двух цветах, их оживляют белые наличники и пилястры.

На месте участка № 4 первое строение появилось в 1780 году. Некоторые элементы его облика, в частности, скругленные углы, сохранились и сегодня.

В 1858 году новый владелец Б.А. Фитингоф перестроил его в барочно-ренессансном стиле. Следующий хозяин граф А.Д. Шереметов снова перестраивает особняк. В основном перестройка в стиле эклектики затронула интерьеры.

С 1934 года в особняке размещался Дом писателей. Сегодня здесь находится отель класса люкс Sheremetev Palace.


Еще один примечательный особняк значится на набережной под номером 10. Сегодня его называют дом Е.П. Пашковой, однако он, как многие другие исторические здания в центре города, сменил много хозяев. Это был генерал- лейтенант А.У. Болотников, князь Ф.С. Голицын, князь В.С. Трубецкой.

В начале XIX века на здешних балах бывали и Николай I, и А.С. Пушкин.

С 1842 года особняком владел генерал-майор А.В. Пашков, хотя по документам дом числился за его женой.

Новые хозяева сразу перестроили дом по проекту Г.А. Боссе. С тех пор фасад сохраняет черты архитектуры переходного типа, в котором сочетаются поздний классицизм и неоренессанс.


С конца XIX века в здании на долгие годы разместилось посольство Франции. В наши дни – это Институт прикладной астрономии.

Почти полностью сохраняет в наши дни свои черты доходный дом (№ 16) купца К.И. Синебрюхова, который был перестроен прежними владельцами в духе необарочного дворца с колоннами по центру фасада на уровне второго и третьего этажей и другими модными архитектурными «излишествами».

Здесь было все – маски над окнами первого этажа, тяги, пилястры, декоративные наличники с тяжеловатыми карнизами, капителями и розетками. Дом сдавался внаем, а хозяин жил в другом месте.

Однако к концу ХХ века все три этажа занимали коммунальные квартиры, в которых ничто не напоминало роскошь XIX века, наоборот, все находилось в запустении и аварийном состоянии. Большие залы были разделены перегородками на комнаты с одним окном.


В 1994 году дом приобрели М.Л. Ростропович и Г.П. Вишневская, которые на собственные средства расселили 115 жильцов из 42 коммунальных квартир и произвели капитальный ремонт, устроив интерьеры на собственный вкус.

Здесь размещено собрание Ростроповича и Вишневской: произведения живописи, ноты великих музыкантов, автографы, театральные костюмы и многое другое.

На особняке укреплены мемориальные доски, посвященные М.Л. Ростроповичу и Г.П. Вишневской. Это сделано в виде исключения в знак уважения к их великим заслугам, хотя по петербургским законам мемориальные доски можно устанавливать только через 30 лет после смерти человека.

Новую жизнь получил особняк (№ 24), поочередно принадлежавший графу П.К. Разумовскому, графу А.Г. Кушелеву-Безбородко и купцу А.Г. Елисееву.

В доме останавливались и жили авантюрист Калиостро, поэт Сергей Есенин, работала «Фабрика эксцентрического актера» Л.З. Трауберга и Г. Козинцева.


В 2010 году особняк оказался в собственности благотворительного фонда «Дар» и после реконструкции стал элитным жилым комплексом, включающим 29 квартир. В дополнение к роскошным интерьерам прилагается бассейн и лифт, с помощью которого в некоторые квартиры можно подниматься прямо на автомобиле.

Дом № 30 связан с именем М.И. Кутузова, который прожил в нем 14 лет. Затем им владела вдова фельдмаршала и его наследники. Здание сохранило фасад с портиком и четырьмя колонными.

Неподалеку находится особняк М.И. Скалон (дом № 32), где в огромной квартире на втором этаже проживал А.С. Пушкин, разделив дорогую плату со своими свояченицами.


Здесь написаны многие его произведения. Интерьеры особняка не сохранились, только фасад и балкон второго напоминают о пушкинских временах. После этого поэт вместе с семьей перебрался в свою последнюю петербургскую квартиру на Мойку.

С писателями другой эпохи связаны соседние особняки. В доме (№34) М.С. Салтыковой – Е.Г. Гагариной в 1860-1870 жил поэт А.К. Толстой, один из главных авторов литературной маски собирательного автора Козьмы Пруткова. В его квартире собрались многие писатели, музыканты и актеры.

Очень интересную судьбу имеет особняк (№ 36) Ф.В. Баура, построенный в стиле строгого классицизма в 1781-1784 годах Ю.М. Фельтеном. Сначала это были жилые квартиры Придворного ведомства.

Здесь прошли детские годы писателя Д.С. Мережковского, в 1924 голу недолго жила А.А. Ахматова вместе с подругой О. Глебовой-Судейкиной.

Во дворе дома находится флигель, который занимает Малая Академия художеств, поэтому двор, стены и лестничные площадки украшены многочисленными мозаиками и скульптурами.




29Пальм
Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург. Кутузовская набережная. Kutuzov Embankment. St. Petersburg. Russia. Фото Elen_777-Depositphotos Клуб путешествий Павла Аксенова. Россия. Санкт-Петербург. Кутузовская набережная. Kutuzov Embankment. St. Petersburg. Russia. Фото Elen_777-Depositphotos
Просмотры 15886

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ