Николаевский дворец - трёхэтажная резиденция великого князя Николая Николаевича, расположенная в центре Санкт-Петербурга, на площади Труда (бывшая Благовещенская площадь) в историческом районе Коломна, между Благовещенским мостом и Новой Голландией.
Николаевский Дворец был построен в 1853-61 годах в стиле неоренессанс архитектором Штакеншнейдером для третьего сына Николая I и Александры Фёдоровны, великого князя Николая Николаевича-старшего (“старшим” его называли, чтобы не путать с его сыном, Николаем Николаевичем-младшим).
Из истории
На территории между Галерной улицей и Конногвардейским бульваром находились морские казармы, построенные в конце 1790-х годов по проекту архитектора Ф.И. Волкова и позже перестроенные А. Д. Захаровым.
Казармы пришлось срочно разобрать.
Рядом совсем недавно открыли Благовещенский мост, первый постоянный мост через Неву, что и предопределило такой выбор.
Автором проекта резиденции великого князя Кабинетом Его Императорского Величества был выбран Андрей Иванович Штакеншнейдер.
Младшими архитекторами были назначены Август Ланге и Карл Циглер. Строительство по проекту Штакеншнейдера вели архитекторы А. П. Брюллов, К.А. Тон и Р.А. Желязевич.
Николаевский дворец был заложен 21 мая 1853 года. В основание здания был положен ковчежец с золотыми и серебряными монетами, позолоченная медная доска с гравированной надписью об этом событии.
Проект Николаевского дворца предусмотрел появление не только жилья для Николая Николаевича, но и манежа, конюшен, флигеля для прислуги.
Николаевский дворец занял территорию в два гектара.
Строительство приостанавливалось на время ведения Крымской войны, было возобновлено в 1856 году. Для этого из Департамента Уделов было выделено более трех миллионов рублей.
Церемония открытия и освящения Николаевского дворца состоялась 13 декабря 1861 года.
В Николаевский дворец тридцатилетний великий князь переехал вместе со своей супругой 23-ех летней Александрой Петровной. Со времени свадьбы в 1855 году и до открытия своей резиденции они жили в Зимнем дворце.
Внушительный по размерам дворец стал доминантой в архитектурном ансамбле Благовещенской площади (ныне площадь Труда).
Штакеншнейдер выбрал для фасада архитектурные приёмы итальянского ренессанса. В моду вошла эклектика, Штакеншнейдер был одним из первых архитекторов, применивших этот стиль в Петербурге.
Перед главным фасадом находилась открытая, огороженная ажурной решёткой, площадка, дававшая возможность рассмотреть фасад дворца с площади в деталях.
В восточной части Николаевского дворца, со стороны сада, расположилась домовая церковь.
Влияние итальянской архитектуры XVI века сразу заметно в поэтажном размещении ордера: первый этаж был украшен широкими ионическими пилястрами, второй изящными коринфскими полуколоннами, третий – короткими узкими пилястрами.
Главный фасад дворца оживляли два выступающих боковых ризалита, обращенных к площади. Здесь же выделялся и парадный двор, огражденный чугунной решеткой.
В интерьерах внутренних помещений дворца видны и мотивы ренессанса, и приемы барокко, и классический ордер.
Особенно эффектно выглядит парадная лестница, украшенная колоннадами из стройных гранитных колонн с мраморными базами и лепными капителями.
Лестница была также украшена семнадцатью картинами работы художника Николая Тихобразова.
Роскошен и Танцевальный зал, украшенный коринфскими колоннами и скульптурами работы Иенсена. Мебель для парадных залов была изготовлена мастером Андреем Туром.
Первоначальная отделка частично сохранилась в бывших Парадной приемной, Гостиной, Кабинете и ряде других помещений.
С восточной стороны к Николаевскому дворцу примыкали служебные здания, занимающие целый квартал.
С ренессансными формами главного фасада дворца гармонировало шатровое пятиглавие расположенной рядом Благовещенской церкви (не сохранилась), в композиции которой также встречались мотивы ренессанса.
После смерти великого князя Николая Николаевича в 1890 году Николаевский дворец за долги был передан в ведение Департамента Уделов.
Наследникам разрешили забрать часть картин, фарфоровых изделий, мебели и семейные реликвии.
В 1895 году во дворце расположился Ксенинский женский институт, в котором обучались и воспитывались девочки из неполных дворянских семей.
В начале 1918 года здание было передано профсоюзным организациям и переименовано в Дворец труда.
В связи с этим многие помещения были перепланированы, также была снесена луковичная башенка дворовой церкви.
Благодаря новому названию Николаевского дворца в 1923 году Благовещенскую площадь переименовали в площадь Труда. Спустя три года во дворце начала действовать Высшая школа профессионального движения.
В 1929 году была снесена и Благовещенская церковь, что существенно упростило архитектурный облик площади, расположенной перед дворцом.
Во время Великой Отечественной войны во Дворце Труда располагался госпиталь. Здание серьёзно пострадало от бомбёжек. Его отреставрировали в конце 1940-х - начале 1950-х годов.
В 1962 году во дворце Труда был открыт Дворец культуры Ленинградского областного совета профсоюзов.
Один из парадных залов был превращён в галерею Героев Социалистического Труда - лучших тружеников Ленинграда и Ленинградской области. К 1975 году была завершена реставрация фасадов.
В настоящее время Николаевский дворец занимает Совет Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Также он используется в коммерческих целях, часть помещений сдаётся под офисы.
Комментарии (1):
Добавить комментарий