Россия. Панорама центральной части Санкт-Петербурга. Aerial panorama of Saint Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Невы. Panorama Neva River of Saint Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Петровская набережная. Large panorama of the central part of the city. Neva River. Saint-Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Лахта Центр. Lakhta Center. New Gazprom office in St. Petersburg. Russia

Санкт-Петербург. Панорама Газпром - Арены и вантового моста через Петровский форватер

Россия. Санкт-Петербург. Стрелка Васильевского острова. The Vasilievsky Island Spit in St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Стрелка Васильевского острова. The Vasilievsky Island Spit in St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Новой Голландии. Aerial of New Holland. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Канал Грибоедова. The bridges over the canal Griboedov and Kryukov canal. St. Nicholas Naval Cathedral in St. Petersburg

Россия. Панорама центра Санкт-Петербурга. Top view of center St. Petersburg from the air an Mikhailovsky engineerin castle

Россия. Санкт-Петербург. Канал Грибоедова. Nicholas' Naval Cathedral. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Стрелка Васильевского острова. The Vasilievsky Island Spit in St. Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Дворцовой набережной. Palace Embankment. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Дворцовой набережной. Palace Embankment. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Дворцовой набережной. Palace Embankment. St. Petersburg. Russia

Назад Вперед

Реки и каналы Санкт-Петербурга (Rivers and canals of St. Petersburg)


Санкт-Петербург построен в дельте реки Невы, которая перед впадением в Невскую губу Финского залива образует множество протоков и островов.

Количество протоков и рек составляет десятки, а счет островов переваливает за сотню.


Когда Петр I начал строить город в дельте реки Невы, никто не мог предположить, что неказистой болотистой местности суждено преобразиться в новую столицу, в великолепный город с величественными дворцами, гранитными набережными и мостами.


В дополнение к естественным существующим водным артериям люди построили искусственные сооружения. Они имели несколько основных целей: служили для улучшения транспортного сообщения, были призваны осушать болотистую местность и, наконец, каналы и пруды создавались по чисто эстетическим соображениям.


Некоторые каналы прокладывались заново, другие строили на месте существующих рек и протоков. Люди спрямляли и удлиняла русла, засыпали мешающие строительству и развитию города водные преграды, прятали их трубы и скрывали под землей.

Долгие десятилетия наводнения были настоящим бедствием для города, они чаще всего происходили осенью, иногда зимой и практически не случаются весной и летом.


За свою 300-летнюю историю Петербург пережил свыше 70 наводнений, когда вода поднималась более чем на два метра.

Самыми сильными стали наводнения 1824 года, когда вода дошла до отметки 4,1 метра, и 1924 года – до 3,69 метра. Город почти весь оказывался под водой, центральные улицы затапливались на 1-2 метра.

После ввода в 2011 году в действие защитной дамбы и целого комплекса гидротехнических сооружений проблема систематических наводнений в городе снизилась до безопасного уровня.


Геометрия Петербурга во многом определена руслами рек и протоков, протянувшимися в городской черте более чем на 300 километров. Длина искусственных каналов, которых насчитывается около 20, составляет свыше 160 километров.

Количество городских каналов и рек составляет список примерно из ста наименований. Главная петербургская река – это Нева, длиной которой от истока в Ладожском озере до места впадения в Финский залив составляет 74 километра.


В черте города Нева разделяется на несколько рукавов. Это Большая Нева, Малая Нева, Большая Невка, Средняя Невка и Малая Невка. Дельта Невы составляет примерно 83 квадратных километра.

За городской чертой в Неву впадают пять притоков: Охта, Утка, Черная, Славянка и Спартак.

На берегах Большой Невы находятся главные символы города:

Адмиралтейство, Зимний дворец, Медный всадник, здание Академии наук, Биржа, Кунсткамера, здание Двенадцати коллегий, Сфинксы у Академии художеств.


Река судоходная на всем своем протяжении, а гранитная облицовка невских набережных – Английской, Адмиралтейской, Дворцовой и Университетской – существует с XIX века.

Большая Нева и Малая Нева создали неповторимый петербургский ансамбль – стрелку Васильевского острова с Ростральными колоннами и зданием Биржи. Силуэты Дворцового, Благовещенского, Троицкого и Биржевого мостов делают эти городские пейзажи совершенно уникальными.


Большая Невка служит водоразделом между Петроградской и Выборгской сторонами. В ее истоке находится вечная стоянка крейсера Аврора. Дальше она течет вдоль Аптекарского острова, омывая прилегающий Ботанический сад.

Из Большой Невки вытекает река Карповка, соединяя ее с Малой Невкой. Именно здесь при Петре I создан Аптекарский огород, который служил для выращивания лечебных растений. Он стал основой будущего Ботанического сада и дал название Аптекарскому острову.

Петербург с самых первых лет своего существования быстро рос и расширялся. Вдоль береговой линии Финского залива город занимает 35 километров, а его протяженность на берегах Невы составляет 41 километр.


Территория города основательно захватила притоки Невы Невы – Охту, Славянку и Ижору.

Река Фонтанка вытекает из Невы и впадает в Невскую губу, ее длина равняется 6,7 километра. Раньше она называлась Безымянным Ериком. Река ограничивала западную окраину города, который далеко перешагнул за первоначальную застройку.

Нынешнее название река получила потому, что она служила источником воды для многочисленных фонтанов Летнего сада.

Сегодня Фонтанка огибает исторический центр города, вдоль ее набережной стоят великолепные дворцы и бывшие некогда загородными особняки.


Впечатляет перечень построенных на ее берегах роскошных дворцов. Это царские резиденции: Летний дворец Петра, Михайловский замок, построенный на рубеже XVIII-XIX веков для Павла I.

Вдоль Фонтанки выстроились великолепные дворцы – Шереметевcкий, Аничков, Белосельских-Белозерских, Юсуповский, принадлежавшие родовитой знати.

Через Фонтанку в месте пересечения с Невским проспектом построен один из самых известных мостов петербургских мостов – Аничков, который украшают скульптурные группы П.К. Клодта Укрощение коней.


Совсем небольшая речка Мойка длиной менее пяти километров и максимальной широкой 40 метров была в свое время важной транспортной магистралью, по ней перевозили многочисленные грузы.

Скромные размеры набережной Мойки не мешают ей быть среди достопримечательностей города. Вдоль ее берегов построены дворцы Разумовского, Юсупова, дворец великой княгини Марии Николаевны, названный по ее имени Мариинским, в котором сегодня размещается городское Законодательное собрание.


На набережной Мойки, в доме №12 находится последняя квартира А.С. Пушкина, откуда он отправился на смертельную дуэль на Черной речке.

Через Мойку перекинуты 15 мостов, в том числе названные по цветам их окраски – Синий, Красный, Зеленый, Желтый.

Можно составить список петербургских рек, которые с полным основанием считаются «рабочими». Это Охта, Ижора, Пряжка, Таракановка (бывшая Металловка), Карповка, Ждановка, Обводный канал, по берегам которых еще в петровские времена находились прядильные, смоляные, литейные пильные и другие мастерские и крупные предприятия.


Эти реки и каналы и сегодня из последних сил, на пределе способности к самоочистке держат на своих берегах промышленные зоны. Большинство проб воды из таких рек и каналов характеризуются как «умеренно грязные», «загрязненные» и «грязные».

Каналы в Петербурге начали строить буквально с самых дней основания города. Несколько таких каналов были прорыты в районе Адмиралтейства для снабжения корабельных верфей необходимыми материалами. Это были каналы Адмиралтейский, Крюков, Мастерской.


Разбивка Летнего сада, дальнейшее благоустройство сада и Марсова поля вызвали к жизни сразу несколько каналов.

Это были Красный канал, небольшая Лебяжья канавка, Лиговский (Фонтанный) канал длиной свыше 22 километров, служивший для подвода воды к фонтанам Летнего сада.


Появились 13 каналов-линий на Васильевском острове. В 1715 году завершилась прокладка Кронверкского протока, отделившего Кронверкский остров от Петроградского.


Со временем транспортная роль каналов снижалась. Из-за малого уклона их дно заиливалось, вода начиналась застаиваться, жители использовали каналы для сброса мусора и нечистот.

По многим узким каналам не могли проходить крупные суда, что не обеспечивало пропускную способность грузов, в которых нуждался быстро растущий город.

Каналы начали засыпать. В 1767 году Екатерина II распоряжается засыпать каналы Васильевского острова.

Тогда же засыпали Красный канал, сооруженный для отвода вод с территории Марсова поля. Мост, который был переброшен через этот канал, сохранили и перенесли на Зимнюю канавку рядом с Зимним дворцом.

Эрмитажный мост через Зимнюю канавку был первым каменным мостом в Петербурге.


На месте засыпанного Лиговского канала проходит Лиговский проспект.

Мастерской канал стоял на месте строительства здания Манежа и его засыпали. В общей сложности с карты Петербурга исчезло около 10 каналов.

Засыпка грозила и каналу Грибоедова (бывший Екатерининский). Здесь в конце 1860-х годов планировали создать проспект, бульвар и новый искусственный канал, украшением которому должны были служить бюсты членов императорской династии. Однако городские власти отвергли проект, и канал продолжает украшать Петербург.


Может показаться, что в Санкт-Петербурге существует некоторая путаница в определении каналов, протоков и рек. Если подходить строго терминологически, то каналом можно называть только искусственные сооружения.

Однако на карте города все тот же канал Грибоедова обозначается именно как канал, хотя хорошо известно, что он проложен по руслу речки Кривуши.

Русла таких небольших речек спрямляли и углубляли, то же самое происходило с Фонтанкой и Мойкой, которые фактически превратились в каналы.

Сегодня канал Грибоедова ничем не напоминает извилистую речку Кривушу, настолько изменилось его спрямленное, расширенное и углубленное русло.


На набережной канала Грибоедова многие достопримечательности и памятники архитектуры находятся в пределах видимости и шаговой доступности.

На протяжении пяти километров канала через него построено 20 мостов, среди которых особенно красивы и оригинальны по конструкции два висячих моста – Львиный и Банковский.


В месте соединения канала Грибоедова с Мойкой находится оригинальная конструкция из трех мостов. Это Театральный мост через канал Грибоедова и Мало-Конюшенный через Мойку, которые для завершения композиции дополнены третьим, ложным мостом.

С этого места хорошо просматривается в створе канала храма Спаса-на-Крови, возведенный на месте смертельного покушения на Александра II.


Далее достаточно сделать всего несколько десятков шагов, чтобы дойти до корпуса Бенуа Русского музея, Михайловского дворца и всего комплекса зданий на Площади Искусств.

Обводный канал длиной восемь километров проложен от Невы (в районе Александро-Невской лавры) до речки Екатерингофки. Этот канал является самым протяженным в городе. Здесь проходила южная окраина города.

Окрестности канала превратились в промышленную зону, по нему перевозилось много грузов для местных предприятий, в обратном направлении суда везли готовую продукцию. Судоходство по каналу открылось проходом первого судна в 1835 голу и продолжалось вплоть до начала ХХ века.


В условиях отсутствия понятий экологической безопасности Обводный канал до 1950-х годов был открытым коллектором, где собирались сточные воды промышленных предприятий. Справедливости ради стоит заметить, что еще с петровских времен существовало наказание (битье кнутом) за сброс в каналы мусора и нечистот.

Екатерина II также приказывали регулярно чистить каналы. Однако такие работы в основном проводились в центральной части города и не могли кардинально улучшить положение. Сегодня вода в Обводном канале вода стала лучше, но ситуация остается далеко не идеальной.

Вдоль Обводного канала построено много доходных домов, а на пересекающих канал магистралях возведено 20 мостов, и среди них два железнодорожных.

В целом архитектура набережной представляет собой уникальный образец промышленной застройки, во многом сохранившей черты своего времени.

Петербургские пейзажи сегодня невозможно представить без набережных рек и каналов. Императорские дворцы и не уступающие им в роскоши особняки знатных особ, оригинальные доходные дома отражаются в водной глади, удивительным образом удваивая изображение.


Парки, сады, скверы, площади и памятники сливаются в неповторимый и узнаваемый с первого взгляда пейзаж.

Гранитные стенки и ограждения, оригинальные мосты, лестничные спуски к воде, львы и каменные шары, корабли на якорных стоянках – каждая набережная со временем приобрела неповторимый облик.

Неспешная прогулка пешком вдоль любой набережной открывает вид, недоступный при беглом туристическом осмотре.

Прогулка по каналам и рекам Петербурга на туристическом кораблике открывает совершенно другой город, который можно увидеть только с воды.


29Пальм
Россия. Панорама Санкт-Петербурга. Large panorama of the central part of the city. Neva River. Saint-Petersburg, Russia. Фото MaykovNikita - Depositphotos Россия. Панорама Санкт-Петербурга. Large panorama of the central part of the city. Neva River. Saint-Petersburg, Russia. Фото MaykovNikita - Depositphotos
Просмотры 93917
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)
(Обновлено: 06.08.2020 19:51)








Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ