Мечеть Сейед - самая большая и самая известная мечеть эпохи Каджаров в Исфахане.
Мечеть была названа в честь своего создателя Сейеда Мохаммада Багера Шафти, руководившего ее возведением в середине XIX века.
Мохаммад Багер Шафти, родившийся в 1761 году в Харазе, также известный как Рашти и Бидабади, был иранским шиитским священнослужителем.
По свидетельствам некоторых современников именно он стал первым священником, которого называли Худжат аль-Ислам (доказательство ислама), так как этот человек совмещал работу судьи и муфтия.
Мохаммад Багер Шафти умер 22 марта 1844 года в Исфахане.
Из истории шиизма в Иране
Благодаря таким проповедникам шиитского ислама как Мохаммад Багер Шафти Иран стал духовным оплотом шиизма против нападений шиитов со стороны ортодоксального суннитского ислама, а также хранилищем персидских культурных традиций и самосознания иранства, выступив в качестве моста в современный Иран.
По словам профессора Роджера Сэвори:
- Во многих отношениях Сефевиды повлияли на развитие современного иранского государства:
- во-первых, они обеспечили продолжение различных древних и традиционных персидских институтов и передали их в усиленной или более «национальной» форме;
- во-вторых, навязывая Ирану шиитский ислам итна ашари в качестве официальной религии государства Сефевидов, они усилили власть муджтахидов.
Таким образом, Сефевиды развязали борьбу за власть между городом и короной, то есть между сторонниками светского правительства и сторонниками теократического правительства;
- в-третьих, они заложили основу союза между религиозными классами (улемами) и базаром, сыгравшими важную роль как в Персидской конституционной революции 1905–1906 годов, так и снова в Исламской революции 1979 года;
в-четвертых, политика, введенная шахом Аббасом I, привела к более централизованной административной системе.
Архитектура мечети
Мечеть Сейед, имеющая площадь 8075 квадратных метров, расположена на одноименной улице.
Земля, на которой возведено здание мечети, была куплена в эпоху Сефевидов, во время правления шаха Султана Хоссейна, но ее строительство было приостановлено из-за вторжения афганцев.
Строительство мечети началось в 1825 году, и весь процесс строительства и отделки занял 130 лет. Это четвертая общинная мечеть и самое просторное религиозное здание Каджаридов в Исфахане.
Одним из наиболее важных отличий этой мечети от других мечетей Исфахана является то, что она выполняет двойную функцию одновременно как мечеть и школа.
В других мечетях, например, в мечети Джами, школа представляет собой отдельную территорию, прилегающую к зданию.
Однако в мечети Сейед не было предусмотрено отдельное пространство для обучения студентов, поэтому архитектура здания спроектирована таким образом, чтобы вместить студентов, например, здесь используются вертикальные створчатые окна, которые чаще встречаются в домах, чтобы создать надлежащее пространство для студентов.
Самая эффектная часть мечети находится в ее южной стороне, где вход в мечеть увенчан башней с часами и состоит из двух колонных молитвенных залов (шабестан) и алтаря (михраб), украшенного эффектным изразцовым орнаментом.
Плитки с цветочным орнаментом и изображениями пейзажей аналогичны изображениям европейских мастеров.
Эта мозаика из Каджаридов очень похожа на мозаику в мечети Насир аль-Молк в Ширазе.
У мечети четыре входа, главный вход - с северной стороны. Отличительной чертой портала является рисунок павлинов, символизирующих руководство.
Есть и другие примечательные сооружения в мечети Сейед, такие как учебный зал Ходжат аль-Эслам Шафти, который представляет собой зал с колоннами, напоминающий Чехельсотун, и его место отдыха на северо-востоке мечети.
Добавить комментарий