Россия. Санкт-Петербург. Панорама Университетской набережной. Panoramic view of the University Embankment

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Университетской набережной. Panoramic view of the University Embankment

Россия. Санкт-Петербург. Вид с Невы на Университетскую набережную. University Embankment. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Вид с Невы на Университетскую набережную

Россия. Санкт-Петербург. Вид с Невы на Университетскую набережную. University Embankment. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Вид с Невы на Университетскую набережную. University Embankment. St. Petersburg. Russia

Россия. Санкт-Петербург. Здание Университета. View of the buildings of St. Petersburg State University. Saint Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Императорская Академия художеств. Scientific-research Museum of Russian Academy of Arts

Санкт-Петербург. Румянцевский сад. Rumyantsevo garden in winter, Sankt-Petersburg, Russia

Россия. Санкт-Петербург. Вид с Университетской набережной на Английскую набережную

Россия. Санкт-Петербург. Вид на Английскую набережную и Благовещенский мост

Россия. Санкт-Петербург. Университетская набережная и Благовещенский мост

Россия. Санкт-Петербург. Панорама Университетской набережной. Panoramic view of the University Embankment

Назад Вперед

Университетская набережная (University Embankment)


Университетская набережная на правом берегу Большой Невы начала складываться намного раньше других набережных, украшающих сегодня реки и каналы Петербурга.

По замыслу Петра I здесь, на Васильевском острове, должен находиться административный центр новой столицы.


На протяжении своей истории набережная успела сменить несколько названий. Сначала это была Наличная линия, то есть передняя улица. Потом были названия Большая набережная, Набережная перспектива, Кадетская набережная.


Университетская набережная получила нынешнее название в 1887 году по комплексу находящихся здесь университетских зданий.

На месте будущей набережной уже в 1710 году появились парадные сооружения, ставшие первыми каменными дворцами в городе.


Среди них несомненное первенство имеет дворец А.Д. Меншикова, ближайшего соратника Петра I и генерал-губернатора Петербурга.

Сегодняшний адрес дворца: Университетская набережная, № 15.


Строительство дворца Меншикова по проекту Д.М. Фонтаны и Г.И. Шеделя в стиле петровского барокко завершилась за четыре года, хотя отделка продолжалась еще несколько лет.


Дворец стал местом проведения знаменитых петровских ассамблей и официальных обедов. Здесь отпраздновали бракосочетание сына Петра I царевича Алексея и будущей императрицы Анны Иоанновны.


За неимением другого приличного места во дворце Меншикова располагался Посольский двор.

Практически тогда же был построен дворец для царицы Прасковьи Федоровны, вдовы царя Иоанна Алексеевича, которая перебралась в Петербург из Москвы в 1708 году.

Это было двухэтажное здание с тремя симметрично размещенными ризалитами. Оно находилось неподалеку от стрелки Васильевского острова и его можно принять как ориентир, обозначающий начало набережной.

Бывший дворец Прасковьи Федоровны отдали в ведение Академии наук.

Со временем он сильно обветшал, затем серьезно пострадал при наводнении 1824 года и был снесен. На освободившемся месте построили Южный пакгауз биржи.


Таким образом, сложившийся в течение ста с лишним лет архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова, является точкой отсчета для начала Университетской набережной.


Дом № 3 по набережной занимает кунсткамера, построенная для собрания коллекции, основу которой заложил лично Петр I, любивший диковинные вещи и заботящийся о просвещении.


Сегодня в историческом здании Г. Маттарнови и С.И. Чевакинского в стиле барокко располагается Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.


Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук.


В 1783 - 89 гг. архитектором Дж. Кваренги для академии было построено новое здание на Университетской набережной, дом 5.


Сейчас это здание является памятником архитектуры строгого классицизма, звено ансамбля Стрелки Васильевского острова и Университетской набережной.


В нём размещались академические магазины (склады), книжная лавка и квартиры служащих.

Главный фасад трёхэтажного прямоугольного в плане здания обращён на Большую Неву. Нижний цокольный этаж облицован гранитом.


Торжественные гранитные лестницы ведут на площадку у главного входа в вестибюль на втором этаже.


Сохранилась отделка интерьеров конференц-зала и парадной лестницы, на площадке которой в 1925 установлено мозаичное панно М. В. Ломоносова «Полтавская баталия».


Сейчас в этом здании находится Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук.

Здание Двенадцати коллегий (№ 7-9) является самым большим сооружением в стиле петровского барокко. Оно представляет собой комплекс из 12 одинаковых зданий, проект которых принадлежит Д. Трезини.


Строительство началось в 1722 году и продолжалось более 10 лет.

После упразднения петровских коллегий в них находился Педагогический институт, а затем после соответствующей переделки Санкт-Петербургский университет.

На месте ректорского флигеля в середине XVIII века находилось одноэтажной жилое строение, которое затем купец М.Т. Пушилин приспособил под питейное заведение.


Для нужд университета его перестроил в духе необарокко академик А.Ф. Щедрин, чтобы здание вписалось в стилистику комплекса Двенадцати коллегий.

Сегодня это небольшое двухэтажное здание ничем особо не выделяется на фоне других строений и смотрит на Неву торцевым фасадом, но оно помнит многие славные имена.

Здесь у ректора университета и литератора П.А. Плетнева, друга А.С. Пушкина, бывали П. Вяземский, В. Одоевский, В. Белинский, Ф. Тютчев. Здесь жил, приезжая в Петербург, Н.В. Гоголь.


В этом доме, в семье своего деда А.Н. Бекетова, бывшего ректором университета, родился и провел детство поэт А. Блок.

Основной объем здания находится внутри участка. Там сохранился «Корпус для игры в мяч». Это первое в России крытое сооружение подобного рода.

Во дворе можно увидеть несколько интересных современных скульптур: «Гефсиманский садик», фавн, сидящей на книгах, скульптурная голова Иосифа Бродского на чемодане с надписью «Бродский вернулся».


Студенты любят присесть на скульптуру таксы, хотя это официально запрещается. Зато специально рекомендуется посидеть на «Скамье советов» и подумать, чтобы получить по волнующему вопросу рекомендации сразу от ангела хранителя и беса искусителя.

Следующее здание (№ 11) принадлежало Ф. Соловьеву, управляющему имением А.Д. Меншикову. Здесь начали строить дворец, предназначенный для Петра II.

Его строительство начало в 1727 году, но остановилось после смерти юного императора от оспы в 1830 году.

К строительству дворца вернулись в 1750-е годы и приспособили его для нужд Первого кадетского корпуса. Здесь располагался манеж и прилегающий к нему флигель (№ 13).

Протяженный фасад бывшего манежа с трехэтажным центральным ризалитом в стиле барокко обращен к Неве, и архитектурно он похож на дворец Меншикова.

Кадетская линия отделяет дворец Меншикова от Румянцевского сквера.


На его месте был Меншиковский рынок для первых жителей и строителей города. Когда началось возведение Академии художеств, территорию рынка использовали как вспомогательную строительную площадку.


В конце столетия на этом обширном пространстве организовали парадный плац Первого кадетского корпуса. Вся площадь оставалась неблагоустроенной, хотя в 1818 году во время реконструкции Марсова поля сюда переместили обелиск «Победам Румянцева».


Благоустройство плаца, точнее, его превращение в общедоступный сад начал в 1867 году на собственные средства почетный гражданин Петербурга купец С.Ф. Соловьев.


Он имел два дома на Румянцевской площади и естественно хотел, чтобы их окружала радующая глаз обстановка.

План разработал Н.Н. Ковригин и в 1870 году сад был передан городу. Он существовал в неизменном виде до 1927 года. Затем мастер-садовод Р.Ф. Катцер произвел перепланировку, в частности, была изменена посадка деревьев, что открыло перспективу на обелиск.

В саду появились фонтаны. Сегодня его украшают бюсты Ильи Репина и Василия Сурикова, как бы перекликающиеся с находящейся рядом Академией художеств.


Под адресом «Университетская набережная, дом № 17» скрывается целый комплекс зданий бывшей Императорской Академии художеств, существовавшей с 1757 по 1918 год.


Долгое время это было единственное учебное заведение, где готовились мастера изобразительного искусства.


После целого ряда реорганизаций в 1990-е годы появилась нынешнее длинное название «Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина».


Когда создавалась Академия художеств, для нее на набережной были выкуплены несколько домов, в том числе корпус дворца И.И. Шувалова, дом В.Л. Догорукова и Российский театр.




Они не были приспособлены для нужд академии, поэтому в 1764 году Екатерина II утвердила проект строительства здания академии, разработанный Ж. Б. Валлен-Деламотом.


Строительство в основном завершили за 20 лет, хотя отделка продолжалась еще некоторое время. Свой вклад в сооружение здания и оформление интерьеров внесли многие российские архитекторы и художники.


Здание представляет собой один из ранних образцов петербургского классицизма.

Над входом возвышается портик. Между колоннами установлены скульптуры Геркулеса и Флоры. Купол венчает композиция «Минерва, коронующая художества и науки».

Прямо напротив здания академии устроен спуск к Неве, где установлены два древнеегипетских сфинкса и пара грозных на вид грифонов.


Приобретению сфинксов на Университетской набережной перед Академией художеств Санкт-Петербург обязан Андрею Николаевичу Муравьёву, отправившемуся в 1830 году в паломничество по святым местам.

В Александрии Муравьёв и увидел привезённых для продажи сфинксов.


Изваяния, созданные скульпторами в древности, произвели на него столь сильное впечатление, что он незамедлительно отправил российскому послу письмо, в котором предложил приобрести их.


В 1832 году сфинксы прибыли в Санкт-Петербург. Первые два года они провели во дворе Академии художеств. Столько времени ушло на создание пристани у её стен, архитектором которой стал Константин Тон.

Своё место на набережной сфинксы заняли в 1834 году.


Чуть ниже сфинксов установлены скульптуры грифонов, изготовленные в 1832-1834 годах по рисунку архитектора К.А. Тона.


Городские легенды гласят, что грифоны исполняют желания, надо только найти к ним правильный подход.

Следует вложить одну руку в пасть, и другой рукой погладить грифона по голове, но смотреть не в глаза грифону, а на сфинкса.


Дом № 21 завершает Университетскую набережную.




Он находится между 5 и 6 линиями. Это дом архитектора Доменико Трезини, построенный для него за счет казны по приказанию Петра I.




Если судить по сохранившимся источникам, это было здание из двух этажей в духе барокко. После смерти архитектора здесь проживали его наследники. Затем здание использовали как доходный дом, надстроив еще один этаж в начале XIX века.




В 1990-е годы дом Трезини расселили, он несколько лет пустовал. Затем был передан аренду на 49 лет частному холдингу, который в 2013 году завершил реконструкцию, превратив его в отель «Дворец Трезини».




В результате дому Трезини вернули исторический фасад, а также восстановили некоторые помещения, включая вестибюль, парадную лестницу, залы второго этажа, буфет и столовую.


Перед въездом на Благовещенский мост находится площадь Доменико Трезини и памятник знаменитому петербургскому архитектору.


29Пальм
Россия. Санкт-Петербург. Панорама Университетской набережной. Panoramic view of the University Embankment. Фото begemot - Depositphotos Россия. Санкт-Петербург. Панорама Университетской набережной. Panoramic view of the University Embankment. Фото begemot - Depositphotos
Просмотры 23920
paksen
#1
Павел Аксенов (paksen)

Добавить комментарий




em1em2em3em4em5em6em7em8em9em10em11em12em13em14em15em16em17em18em19em20em21em22em23em24em25em26em27em28em29em30em31em32em33em34em35em36em37em38em39em40em41em42em43em44em45em46em47

Введите код указанный на картинке:

captcha
Подождите, идет проверка кода...
Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет аккаунта, и Вам не придется вводить код подтверждения.
x
АВТОРИЗАЦИЯ